Когда сельсовет помощник. 21.by

Когда сельсовет помощник

17.09.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Чего ждут от местных Советов депутатов и как повысить их роль и статус в обществе?

Любопытная дискуссия на эту тему состоялась на днях на заседании Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания. Вопрос не праздный, потому как уже будущей весной стартует очередная избирательная кампания по выборам депутатов в местные Советы. А ведь именно на их плечи ложится решение многих повседневных вопросов на местах. Это бытовое, медицинское и торговое обслуживание, транспортное обеспечение, благоустройство, освещение улиц, работа с людьми и многое другое. О необходимости усиления роли местных Советов депутатов в общественной жизни не раз говорил глава государства. Для этого в 2007 году и был принят президентский Указ № 21 о повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения. За прошедшие годы укрепился кадровый потенциал и материально-техническая база Советов первичного уровня, возросла их роль и ответственность, улучшилось качество работы с населением, наметились позитивные тенденции по изменению структуры дотационности местных бюджетов. Но все ли вопросы решены и что сегодня мешает местным Советам эффективно реализовывать свои полномочия?  

Надежное звено

Совсем недавно в обществе активно обсуждалась идея возможного упразднения сельских Советов. Дескать, смысла в них особого нет и большой роли они не играют. Все равно, мол, на местах функции председателя Совета и руководителя местного исполкома выполняет один и тот же человек. В качестве еще одного аргумента приводилась традиционно низкая конкуренция на местных выборах и относительно небольшая явка граждан на избирательные участки. Однако все это суждения стороннего наблюдателя, оторванного от жизни в глубинке. Загляните сегодня в любой сельсовет, и вы убедитесь, что это первый помощник для местных жителей.

Допустим, понадобилось одинокой пожилой женщине обкосить двор или привезти дрова. Куда идти? В сельский Совет! Потребовал ремонта колодец или нужно спилить опасно наклонившееся дерево? Кто отремонтирует дорожное покрытие или повесит уличный фонарь? Снова надежда на сельсовет. Но при этом нельзя забывать о том, что сельские Советы стали самым надежным звеном в цепочке “люди — власть”.

— Часто Беларусь несправедливо упрекают в отсутствии демократии и местного самоуправления, — отметил Председатель Совета Республики, председатель Совета по взаимодействию органов местного самоуправления Анатолий Рубинов. — Безусловно, надо стремиться к тому, чтобы люди управляли своей жизнью, были хозяевами на местах. Но важно понимать, что у нас иная структура власти в отличие от стран Западной Европы. Там превалирует частная собственность на средства производства, при которой исключено управление сверху. Поэтому налоги, собираемые на этой территории, главным образом остаются в местном бюджете. В Беларуси собственность государственная, и государство отвечает за ее эффективное использование, для чего выстроена четкая вертикаль исполнительной власти. И в этом есть свой резон, свои преимущества, поскольку главная задача власти — оптимальное распределение ресурсов с целью получения максимального экономического эффекта и удовлетворения социальных потребностей.

Но чтобы исполнительная власть не была оторвана от народа, люди избирают местные Советы депутатов, которые, с одной стороны, призваны отражать насущные потребности граждан и вместе с исполкомами их решать, с другой — служат политической опорой государства на местах, сказал Анатолий Рубинов.

Инициатива не наказуема

Иными словами, и для граждан, и для исполнительной власти местные Советы — это своего рода чуткий барометр, безошибочно определяющий настроения людей, выявляющий проблемы и подсказывающий варианты их решения. Поэтому отказываться от этих структур было бы безрассудно. К тому же, как справедливо заметил председатель Брестского областного Совета депутатов Сергей Ашмянцев, многие представители советского поколения могут неоднозначно воспринять столь кардинальный шаг.

Другое дело, что пока не везде и не всегда председатель сельского Совета чувствует себя хозяином на своей территории. Ситуация сложилась двоякая: полномочий много, но реальных возможностей их реализации явно недостаточно, считает Анатолий Рубинов. И роль Совета будет тем больше, чем больше у него будет материальных и финансовых ресурсов. В идеале Советы первичного уровня должны стать финансово состоятельными и бездотационными. И с каждым годом таких становится больше. Например, в Минском районе их сегодня около двадцати. Но как быть тем, кто находится далеко от столицы и областных центров и имеет меньше источников для заработка?

Одно из возможных решений проблемы предложила председатель Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Светлана Герасимович: “Хотелось бы, чтобы сельские Советы имели реальную правовую базу для зарабатывания больших денег, чтобы бюджеты первичного звена формировались снизу. В частности, мы предлагаем налог на прибыль, который коммунальные унитарные предприятия (КУП) сейчас уплачивают в районный бюджет, оставлять в бюджете сельского Совета, который потратит эти деньги на нужды сельчан в рамках своих полномочий. К слову, подобные организации существуют во многих сельсоветах, они оказывают различные услуги населению. Например, в обработке приусадебных участков, ведении личных подсобных хозяйств, вывозе мусора. Уплачиваемый ими налог на прибыль — деньги хоть и небольшие, но для местных бюджетов и они неплохое подспорье. Ведь не будешь же по каждой мелочи, как-то выправить забор или засыпать яму на проезжей части, направлять запросы в район, ждать оттуда решения, потом искать технику, людей... Гораздо быстрее и проще решать многие вопросы, имея собственные ресурсы, да еще и зарабатывать на этом”.

“Создание КУПов особенно эффективно в больших по территории и численности Советах, — говорит председатель Несвижского районного Совета депутатов Валерий Лазюк. — К примеру, мы сегодня сами занимаемся сбором молока у населения, наладили вывоз мусора. Бесспорно, при создании КУПа эта работа активизируется”.

Всем сестрам по серьгам?

Еще одним шагом к финансовой самостоятельности Советов могло бы стать предоставление им возможности использовать средства от продажи на аукционах земельных участков на благоустройство территорий, ремонт дорожной сети, освещение, то есть на нужды в рамках полномочий Советов. По словам Светланы Герасимович, сегодня эти деньги могут направляться только на инфраструктуру вновь строящегося жилья.

— У местных Советов будет стимул, желание заработать больше денег, зная, что эти средства они смогут использовать для поддержания порядка на своей земле, в своем селе, на своей улице, — подчеркнула сенатор.

Коллегу поддержал председатель Чистинского сельского Совета депутатов Молодечненского района Александр Петюшик. По его словам, сельсоветы не заинтересованы сегодня в проведении земельных аукционов, поскольку не могут распоряжаться вырученными деньгами. В результате для того, чтобы, например, засыпать яму на дороге, нужно изыскивать дополнительные средства.

Впрочем, на заседании Совета по взаимодействию звучали и другие мнения.

— Вопрос сегодня не в расширении финансовых возможностей, а в эффективном и грамотном распределении средств, — считает председатель Брестского областного Совета депутатов Сергей Ашмянцев. — Отщипнуть от общего бюджетного пирога — дело нехитрое, но такой подход может привести к распылению средств. Есть исполнительная власть, и ей виднее, куда направлять деньги. А задача депутата — знать, чем живут люди, что их волнует, какие у них проблемы, чтобы потом, уже вместе с исполнительной властью, определиться, как и на что в первую очередь потратить имеющиеся ресурсы. Раздать всем сестрам по серьгам и чтобы все при этом остались довольны,  не получится. Тем более что кому-то сегодня деньги нужнее, а кто-то может подождать до завтра.

Схожей точки зрения придерживается и Министерство финансов.

— На самом деле ситуация не столь плоха, и нынешний уровень развития собственной ресурсной базы местных бюджетов вполне достаточен для выполнения тех задач, которые возложены на Советы первичного звена, — полагает заместитель министра финансов Максим Ермолович. — Уровень дотационности местных бюджетов в среднем составляет 22 процента. У нас бюджеты областей имеют в три раза большую дотационность. Ранее было принято решение, что сельсоветы должны выполнять управленческую функцию, а все хозяйственные полномочия надо у них изъять. Если же мы начнем превращать сельсовет в некий хозяйственный орган, тогда, конечно, надо полностью пересматривать законодательство, менять подходы к финансированию, потому что придется покупать газонокосилки, автотранспорт и так далее.

Помощь по адресу

Не согласился заместитель министра и с предложением по зачислению в местные бюджеты налогов на прибыль от коммунальных предприятий.

— Проблему дотаций мы этим не решим, а вот работу сельисполкома превратим в кошмар, потому что придется кардинально менять систему зачисления налоговых поступлений, и на это уйдет больше средств, чем мы получим доходов в местные бюджеты. Есть финансовый принцип, согласно которому все нестабильные источники доходов (а к таковым относится и налог на прибыль: сегодня она есть, завтра ее нет) должны подниматься на уровень вверх, чтобы не допустить разбалансировки бюджета области.

— Никто не говорит о попытках отщипнуть от общего пирога или изменении  порядка зачисления налогов, — парировал Анатолий Рубинов. — Речь идет о стимулировании инициативы на местах, повышении заинтересованности местных Советов в создании новых предприятий. Мы должны им дать право развиваться. Если у них нет денег, как они будут решать проблемы жизнеобеспечения на своей территории? Мы же говорим не о крупных проектах, а всего лишь о том, чтобы поддерживать элементарный порядок в конкретном населенном пункте. Это ненормально, когда люди в своем селе сами ничего не в состоянии решить, могут только просить да писать заявки. О каком тогда развитии местности или депутатском авторитете можно говорить?

Предложения депутатов касались и более широкого привлечения спонсорской помощи. На территории сельсоветов есть сельхозпредприятия, организации частной формы собственности, которые могли бы оказывать помощь сельскому Совету деньгами, техникой или рабочей силой. К примеру,  частники ездят по тем же дорогам, почему бы им не принять участие в их ремонте, а не сваливать все на бюджет? Однако и тут есть препятствие: по действующему законодательству спонсорскую помощь нельзя использовать на благоустройство, только на развитие материально-технической базы.

В Минфине полагают, что проблема не стоит выеденного яйца, и вполне реально упростить порядок предоставления помощи, ограничив ее использование полномочиями сельсовета.

Были также озвучены предложения, которые должны способствовать повышению статуса депутатов первичного уровня. Ведь фактически депутат первичного уровня сегодня ничего кроме значка не имеет. Рассматривается возможность предоставлять им один свободный день в месяц с сохранением зарплаты для работы с избирателями. По мнению членов Совета по взаимодействию, сельсоветы должны иметь возможность наряду с Министерством труда и соцзащиты определять граждан, которые нуждаются в социальной помощи в первую очередь. Кто как не председатель сельского Совета вместе со своим активом видит, как живет конкретный человек на подведомственной территории, и какую помощь ему надо оказать?

По итогам обсуждения выработаны конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства в сфере местного самоуправления, которые в ближайшее время будут направлены в правительство.

 Компетентные мнения

Александр АТЯСОВ, председатель Витебского областного Совета депутатов:
— Я общался с российскими коллегами из Тверской области. Они нам по-доброму завидуют, что есть у нас такая структура, как Совет по взаимодействию органов местного самоуправления. У них тоже создана Ассоциация местного самоуправления по европейскому аналогу, но ее деятельность осуществляется больше на декларативном уровне. Мы же ориентированы на практический результат. Судите сами: еще лет десять назад у председателя сельского Совета были только стол, стул и ручка. На сегодняшний день удалось значительно укрепить материально-техническую базу, повысить доверие населения к местной власти. Теперь необходимо совершенствовать законодательство, укреплять Советы финансово, в том числе через деятельность коммунальных предприятий. На мой взгляд, те, кто их создает, уже кандидаты на государственные награды. Мы должны давать людям удочку и развивать в них инициативу и ответственность.

Александр САВОНЧИК, председатель Боровлянского сельского Совета депутатов Минского района:
— Аналогов нашему Совету нет ни в стране, ни в СНГ. На территории сельсовета сегодня проживают более сорока тысяч человек. В иных сельсоветах в десять—двадцать раз меньше. Мое мнение: прежде чем готовить законопроект, касающийся органов местного самоуправления, его разработчики должны выехать в регионы, чтобы знать и учитывать специфику той или иной местности. Нельзя законодательную базу выравнивать под всех. Хотелось бы, чтобы при формировании бюджета к нам прислушивались. Мы лучше знаем, что необходимо сделать в первую очередь: заасфальтировать улицу или отремонтировать школу.
Надо принимать решение и по зарплате. Если бухгалтер получает два с небольшим миллиона рублей, чуть больше уборщицы, кто же пойдет на эту должность?

Иван СОКОЛОВСКИЙ, председатель Щучинского районного Совета депутатов:
— Мы должны работать над повышением статуса депутатов. Например, сегодня говорим об оптимизации административно-территориальных единиц,  сельских поселковых Советов депутатов. С учетом того, что в ряде мест идет укрупнение административно-территориальных единиц, целесообразно ввести должность заместителя председателя исполкома. Сейчас для этого необходимо, чтобы на территории Совета проживало не менее 7,5 тысячи населения. Почему бы не снизить эту планку и вводить должность заместителя при численности 4—4,5 тысячи граждан.

Иван ЛИПНИЦКИЙ, председатель Минского областного Совета депутатов:
— Пятьдесят—шестьдесят процентов сельских Советов сегодня имеют престиж, остальным надо помочь его удержать. В агрогородках сельсоветы чувствуют себя хорошо. Но есть небольшие деревни, где люди тоже хотят иметь магазин, ФАП и так далее. Необходимо определять генплан развития таких населенных пунктов, привлекать туда индивидуальных предпринимателей, ремесленников, они будут давать рабочие места. Тогда деревня начнет оживать.

Николай ЧИЖ, председатель Березовского районного Совета депутатов:
— В части финансов есть ряд моментов, которые нуждаются в корректировке. В частности, на мой взгляд, необходимо увеличить плату за аренду рыболовных и охотничьих угодий. Сегодня она мизерная, километр реки — не больше 20 тысяч рублей. Если увеличить ее в четыре-пять раз, тогда арендаторы станут более ответственно подходить к тому, что им не принадлежит. Возможно, стоит пересмотреть и ставку земельного налога. В сельской местности кадастровая стоимость земли невысокая, и за десять соток плата составляет всего 16 тысяч рублей в год.
Для повышения статуса депутата нужно увеличивать ему зарплату. Сегодня у председателя сельсовета она в два-три раза ниже, чем у руководителей СПК или предприятий. А ведь хлопот и забот у него не меньше, чем у хозяйственников.

Ирина БАС, председатель Октябрьского сельского Совета депутатов Солигорского района:
— На территории нашего Совета чуть больше двух тысяч жителей, 28 населенных пунктов, из них половина малонаселенные, расположены в отдалении от райцентра. Земельные участки никто не покупает, оформляют только наследство. Поэтому тут не заработаешь. На благоустройство в этом году выделили двадцать миллионов рублей. Вот и думай, куда направить эти деньги: то ли кладбище огородить, то ли дорогу отремонтировать. Достучаться до дорожников или ЖКХ сложно. Мы  понимаем, что все выпрашивать  неправильно, надо и самим зарабатывать. Поэтому было бы очень полезно упростить механизм оказания сельсоветам спонсорской помощи.

Мария БОНДАРЬ, председатель Гомельского областного Совета депутатов:
— Полномочий у местных Советов сегодня достаточно, главное — уметь ими воспользоваться. Поэтому на первый план выходят личность председателя, его профессиональный уровень и жизненный опыт. Конечно, дополнительные средства нужны на благоустройство, наведение порядка на земле. Но это не значит, что местная власть все должна делать за людей, поощряя иждивенчество. В сельской местности, например, нередко портят  общую картину дома, которые наследники не содержат в порядке, не подкрашивают, не ремонтируют ограждения, не убирают сорные и дикорастущие растения. В отношении таких нерадивых хозяев надо занимать более жесткую позицию, заставляя их выполнять общепринятые требования.

P.S. От редакции

“Народная газета” намерена и впредь уделять пристальное внимание развитию местного самоуправления в Беларуси, совершенствованию правовой базы, анализировать ситуацию на местах, поскольку именно деятельность Советов депутатов первичного уровня направлена на решение повседневных вопросов жизнеобеспечения людей.

В целом же нынешняя дискуссия открывает большой цикл аналитических публикаций, репортажей, интервью, комментариев и авторских статей, которые журналисты “Народной газеты” будут готовить в тесном взаимодействии с Советом Республики и Палатой представителей Национального собрания. В центре нашего внимания будут самые значимые законопроекты, дискуссии и взвешенная аналитика, острые вопросы и компетентные мнения по актуальным проблемам развития государства и общества.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Чего ждут от местных Советов депутатов и как повысить их роль и статус в обществе?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика