Ультиматум компостера. 21.by

Ультиматум компостера

17.10.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Новую систему оплаты проезда с 1 января начнут тестировать в столичных трамваях

Минский транспорт едет к большим переменам. Новость о введении с июля 2014-го автоматизированной системы оплаты и контроля проезда мигом облетела столицу, заинтриговав всех. Меньше чем через год минчане будут рассчитываться за свои поездки при помощи бесконтактных смарт-карт. И специальных считывающих устройств — валидаторов, установленных в салонах автобусов, троллейбусов и трамваев. В общем и целом, суть новации ясна: приложил — заплатил. Но давайте поговорим о частностях.

Вместо механики — электроника

Чтобы острее почувствовать разницу, предлагаю ответить на простой вопрос: «Что мы имеем сегодня?». Разовые талончики, проездные, кондукторов, курсирующие бригады контролеров и механические компостеры. Это на земле. Под землей все несколько по-другому: турникеты, жетоны, пластиковые проездные и бесконтактные карты. Ко всему этому стоит прибавить никем с точностью до тысяч не посчитанную и не учтенную категорию «зайцев». То есть тех, кто готов обмануть, опоздать на работу, вступить в перепалку с контролерами, совершить дерзкий поступок, но не заплатить за проезд.

Как же планирует бороться с этой проблемной категорией новая система? Начнем с того, что с июля в коммунальном транспорте вместо прежних механических компостеров появятся электронные. Главное отличие: они не просто пробивают талончик, а печатают на нем дату, время и номер транспортного средства. Словом, речи о «многоразовом» использовании (к которому приноровились отдельные ушлые граждане) больше не идет. Любителям вставить талончик в компостер и ехать до нужной остановки с праведными мыслями в духе «если войдут контролеры — пробью» вскоре также придется с нервозностью чесать затылки. Легким движением руки контролер заблокирует своей карточкой все электрокомпостеры в салоне. И даже если вы Гудини, заставить их работать до окончания проверки не удастся.

Да, но кто помешает безбилетнику попросту выйти из салона? Так же, как это и сейчас проделывают многие, завидев синие жилеты ревизоров. Ответа на этот вопрос, увы, нет: милиция с бригадами контролеров пока не работает. А публика в салоне встречается разная.

Так в чем тогда принципиальное отличие действующей системы оплаты проезда от новой, электронной? Отличий много.

Тарифных планов громадье

— Практика показывает, что большинство минчан все же предпочитает добросовестно оплачивать проезд. Поэтому в июле следующего года они получат в свое распоряжение экономически привлекательную и удобную систему оплаты, основанную на современных технологиях. Повышение удобства и культуры обслуживания, несомненно, привлечет новые группы пассажиров и повысит уровень оплаты. Более того, инновационные технологии позволят оптимизировать маршрутную сеть при помощи постоянного мониторинга пассажиропотока, — уверен Андрей Паплевка, заместитель генерального директора ГП «Минск­транс». — Бесконтактные карты будет выпускать в обращение наш процессингово-эмиссионный центр. При продаже на них будет заноситься необходимый тариф, в дальнейшем карты могут многократно пополняться (в том числе с помощью устройств самообслуживания). Информация с них будет считываться валидаторами наземного транспорта и турникетами метро. Объясню, как это будет происходить. Пассажир подносит карту к устройству, с нее списывается стоимость проезда, а информация об оплате заносится на карту и передается в процессинговый центр. В свою очередь, контролеры смогут проверить оплату проезда с помощью ручного считывателя бесконтактных смарт-карт. Разумеется, предварительно заблокировав в салоне все компостеры и валидаторы.

Таким образом, минчане получают универсальный электронный документ, позволяющий быстро рассчитываться за поездки в метро и наземном транспорте. При этом автоматизированная система поддерживает все имеющиеся сегодня виды проездных документов, а также однократную поездку. Но это лишь начало.

— В перспективе АСОКП сможет реализовывать различные типы тарификации. Например, в случае принятия решения об оплате проезда по количеству остановок или километражу. Или, скажем, введению льготного тарифа с использованием персонифицированных карт. Техническая составляющая для этого полностью готова, — рассказывает Андрей Паплевка. — Все минские автобусы, троллейбусы и трамваи несколько лет назад оборудованы навигационными терминалами, которые определяют местонахождение машины на маршруте. Вкупе с бортовым компьютером, валидаторами и GSM-передатчиком это позволяет безошибочно зафиксировать остановку, на которой зашел пассажир. А при выходе — отследить, сколько он проехал, и снять с карточки нужную сумму. Как все это в итоге получится на практике, спрогнозировать сложно. Новая концепция тарифной политики пока находится на этапе уточнения и согласования. Спустя время она поступит на рассмотрение уполномоченных органов.

Импортозамещение в лучшем виде

Что известно наверняка уже сейчас, так это то, что кондукторам в перспективе могут предложить новую работу. Ведутся разговоры о поэтапном сокращении данной службы. А вот штат контролеров, наоборот, увеличится. Пока это 100 человек при потребности 200. Специалисты агентства «Минсктранс» не исключают, что цифра может достичь и полутысячи. Ведь в столице, как ни крути, 2500 единиц подвижного состава, и электронные билеты тоже нужно проверять.

— С января 2014 года мы установим автоматизированную систему на 140 минских трамваях. Посмотрим, как пойдет эксплуатация на практике, с реальными пассажирами и реальными картами. Вслед за этим начнется монтаж технических средств и обучение специалистов во всех троллейбусных и автобусных парках Минска, — уточнил Андрей Паплевка.

Где в столице можно будет купить и пополнить «электронные билеты»? В кассах метрополитена, киосках «Минсктранса» и «Белсоюзпечати». Но это, говорят специалисты, разовая проблема. В перспективе таких очередей за проездными документами, которые выстраиваются в конце каждого месяца, мы больше не увидим. Карту можно будет пополнить через платежно-справочные и банковские терминалы. К слову, их можно будет купить даже через банкоматы.

— Беларусь не первая в мире внедряет автоматизированную систему оплаты за проезд. Но, к своей чести, отметим, что все ее составные части (кроме электронного компостера) — полностью белорусские разработки. В их числе и валидаторы, и программное обеспечение, и бортовые компьютеры системы оплаты, и устройства контролеров… Можно смело говорить: они соответствуют лучшим мировым образцам, — уверен Сергей Поповский, руководитель проекта ЗАО «Международный деловой альянс» (IBA). — Не сомневаюсь, что экономический эффект от этого масштабного перевооружения не заставит себя долго ждать. Этому будет способствовать снижение расходов на выпуск билетной продукции, исключение штата кондукторов и оптимизация маршрутной сети на основе анализа оплаченных поездок. Мы, как разработчики автоматизированной системы, предусмотрели для этого все.

 
Теги: Новости, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Новую систему оплаты проезда с 1 января начнут тестировать в столичных трамваях...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика