Белорусские студенты в отстаивании академических свобод и прав не особенно активны. Однако без их участия в системе образования мало что изменится, считают эксперты.
Белорусского студента интересуют, прежде всего, социально-экономические проблемы. Так, большинство обращений, поступающих в юридическую консультацию при «Студэнцкай радзе», касаются вопросов распределения.
Как отметил один из координаторов проекта Александр Климашин на заседании круглого стола по вопросам академических свобод и прав студентов, студенты понимают, что для отмены распределения необходима политическая воля, однако в студенческой среде наблюдается неверие в то, что их участие способно решать те или иные существенные проблемы. В том числе и поэтому внимание студентов концентрируется на более мелких проблемах, вроде отсутствия или устаревания учебников, на порядке заселения в общежития и так далее.
«Для того чтобы защищать свои права, необходимо, во-первых, понимать, что эти права есть, а во-вторых — испытывать в их соблюдении потребность», — считает глава общественного Болонского комитета Владимир Дунаев.
Тот же механизм распределения непосредственно затрагивает интересы не только бюджетников, но и тех, кто получал образование за собственные средства.
«Статус молодого специалиста в Беларуси получает лишь тот, кто обучался на бюджете. На всех остальных гарантии, предусмотренные законодательством для молодого специалиста, не распространяются, — поясняет Владимир Дунаев. — Это означает, например, что выпускник-платник не защищен от увольнения в течение определенного срока и так далее. Люди, которые платили за свое образование, еще и виктимизируются по приходу на работу».
Это конкретный пример законодательно й дискриминации в отношении студентов и нарушения их прав, однако сами студенты «по этому поводу не высказывают недовольства».
Владимир Дунаев считает, что очень многие проблемы в организации системы образования «заложены» в Кодексе об образовании. В ноябре в парламенте пройдут слушания по проекту изменений в кодекс, которые могут стать «окном возможностей для изменений в сфере образования в целом».
В связи с этим, подчеркнул Дунаев, «важно включение в общественное обсуждение процессов в образовании всех стейкхолдеров, то есть заинтересованных сторон в повышении качества образования». Глава общественного Болонского комитета считает, что общественное обсуждение, четко высказанные позиции «могут способствовать тому, что в новую редакцию Кодекса можно будет внести определенные изменения».
Общественный Болонский комитет уже подготовил редакцию Кодекса об образовании. Это вызвано в числе прочего тем, что без изменений в кодексе вступление в Болонский процесс невозможно. Суть предложенных изменений — приближение белорусской системы высшего образования к стандартам академического процесса стран, входящих в Европейское пространство высшего образования. Речь идет, прежде всего, об академических свободах, университетской автономии и участии студентов в управлении университетами.
По словам представителя общественного Болонского комитета Олега Граблевского, в предложениях, подготовленных Болонским комитетом, — также право на доступ к информации.
В действующем варианте кодекса отмечается, что вуз должен ознакомить абитуриента с уставом и другими учредительными документами, а после его поступления в учебное заведение — предоставлять эти документы по желанию студента. В то же время в кодексе не описаны механизмы и порядок ознакомления абитуриентов и студентов с информацией и не закреплена обязанность вузов публиковать устав, подчеркнул эксперт. В результате только 80% вузов опубликовали свои уставы и другие учредительные документы на официальных сайтах.
Представители комитета разослали во все белорусские вузы обращения, в которых потребовали обеспечить открытый доступ к уставам учреждений образования на их официальных сайтах. Анализ ответов на обращения показал, что у ректоров вузов отсутствует «единое понимание проблемы доступа к информации», отметил Олег Граблевский.
Напомним, заявку о присоединении Беларуси к Болонскому процессу предполагалось рассмотреть в апреле 2012 года на саммите министров образования Европейского пространства высшего образования в Бухаресте. Однако на заседании Болонской рабочей группы, на котором обсуждались вопросы подготовки саммита, было принято решение снять заявку Беларуси с повестки дня. Причина в том, что Беларусь не выполняет принципы Болонского процесса, такие, как академическая свобода, институциональная автономия и студенческое участие в управлении высшим образованием.
Общественное обсуждение, четко высказанные позиции сторон могут способствовать тому, что в новую редакцию Кодекса можно будет внести определенные изменения...