В Беларуси в обозримой перспективе не будут увеличивать пенсионный возраст и вводить накопительную пенсионную систему. В таком случае, что сможет наша страна противопоставить уменьшению трудовых ресурсов и старению населения?
В Беларуси сохраняется низкий возрастной порог для выхода на пенсию — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Такой же возрастной критерий для обращения за пенсией действует в России и Узбекистане. Однако в условиях старения населения, что характерно сегодня и для Беларуси, пенсионный возраст повышают многие страны, в том числе и большинство государств на постсоветском пространстве. Беларусь выбрала иной путь.
«В настоящее время мы пошли по пути стимулирования более позднего обращения за пенсией, — отметила в ходе недавней онлайн-конференции министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина. — Кстати, в стратегии долгосрочного развития пенсионной системы в Российской Федерации предусматривается введение аналогичного подхода».
Так, в частности, в рамках новой пенсионной формулы Минтруда России предлагает гражданам отложить выход на пенсию и, соответственно, само назначение выплат. Если женщина выйдет на пенсию не в 55 лет, а в 60, то размер ее страховой пенсии вырастет в 1,5 раза, а если на 8 лет — на 90%.
«Повышение пенсионного возраста не предполагается и не предусматривается. Все, что кто-то там говорит<…> не верьте! Хочешь — работай больше, отложишь назначение пенсии и получишь пенсию кратно выше», — говорил в начале октября министр труда и соцзащиты России Максим Топилин.
Его белорусская коллега заявила фактически то же самое, выступая 31 октября на совместном заседании палат парламента: «Повышать пенсионный возраст не планируется, эта тема даже не обсуждается».
Однако если в России все же пойдут на увеличение пенсионного возраста, то сделать такой шаг, скорее всего, будет вынуждена и Беларусь. «Что касается повышения пенсионного возраста, то, по моему мнению, в рамках Союзного государства наши шаги с Россией в этом направлении должны быть синхронными», — отметила министр труда и соцзащиты Беларуси.
Ранее аргументом против повышения пенсионного возраста был тот факт, что белорусы живут слишком мало, чтобы работать больше. Однако в последние годы продолжительность жизни в Беларуси увеличивается — вместе с количеством лет, которые человек проживает на пенсии. По прогнозу, до 2050 года продолжительность жизни мужчин увеличится на 12 лет, у женщин — на 9 лет и составит, соответственно, 77,4 и 85,5 года.
Увеличивается и средний возраст белорусов — каждый год на 0,3 года. Если в 2010 году средний возраст населения был 38,3 года, то в 2030-м будет 44,4 года, а в 2050-м — 48,6 года. Увеличение же числа пожилых приведет и к росту демографической нагрузки на общество, то есть соотношение численности трудоспособного населения к численности детей и пенсионеров будет существенно в пользу последних.
Поэтому вопрос выработки мер по снижению нагрузки на трудоспособную часть общества затягивать или тем более откладывать на завтра нельзя.
Как отметила Марианна Щеткина, в настоящее время речь идет не о реформировании пенсионной системы, а о ее адаптации к современным условиям. При этом, подчеркнула министр труда и соцзащиты, перейти к обязательной накопительной пенсионной системе нет возможности: «Мы сегодня приветствовали бы введение обязательной накопительной пенсионной системы, однако мы не можем сегодня этого себе позволить».
Такая система подразумевает, что государство должно гарантировать гражданам (после достижения пенсионного возраста) возврат средств с процентами, превышающими уровень инфляции. «На современном этапе мы эту гарантию дать не можем, поэтому мы рассматриваем различные варианты развития пенсионной системы», — подчеркнула глава Минтруда.
По ее словам, министерство исходит из наличия двух уровней пенсионной системы. «Первый уровень — это солидарная система, которая будет адаптирована прежде всего через страховые взносы, второй — добровольное пенсионное страхование, прежде всего корпоративное. Сегодня уже действует такая система. Предприятия в целях удержания высококвалифицированных специалистов участвуют в программах по добровольному пенсионному страхованию своих работников», — пояснила Марианна Щеткина.
Трудно представить, что этих мер будет достаточно для смягчения удара, который через пару десятков лет, когда на пенсию соберутся сегодняшние 35-40-летние, нанесет демография рынку труда.
Как отмечается в докладе Международного института прикладных системных исследований (МИПСИ) и Центра Витгенштейна по демографии и глобальному человеческому капиталу «Тенденции народонаселения и ответные меры в области политики», сейчас мы находимся на пороге исторически беспрецедентного «бума пенсионеров», когда люди рано выходят на пенсию, а население резко стареет.
Эксперты указывают, что для обеспечения устойчивости пенсионной системы необходимо провести существенные реформы. Минимальные требования к реформам включают увеличение периода уплаты взносов, ограничение вариантов раннего выхода на пенсию и увеличение пенсионного возраста.
«Однако такие реформы столкнутся с проблемами в ходе реализации. Они политически чувствительны, непопулярны среди большинства населения и часто неправильно доводятся до сведения общественности», — отмечается в докладе.
В еще одном международном исследовании «Перспективы пенсии» (2012 год), подготовленном Организацией экономического сотрудничества и развития, отмечается, что «пенсионеры в настоящее время переживают период, который в будущем может считаться золотым веком пенсий и пенсионеров. Гораздо меньшее число пожилых людей живут в бедности, чем в прошлом: примерно на четверть меньше, чем в середине 1980-х. Они также могут рассчитывать на то, чтобы прожить дольше».
Трудящимся в настоящее время и в будущем, напротив, придется работать дольше до выхода на пенсию и довольствоваться меньшим размером государственных пенсий — таков вывод экспертов. В этой связи становится актуальной идея модернизации и эффективного использования человеческих и производственных ресурсов.
А для Беларуси такая идея актуальна вдвойне. Ответственным ведомствам необходимо перестать прятать голову в песок, повторяя мантру о том, что в отношении пенсий в Беларуси останется все, как есть, а уже сейчас разрабатывать продуманную политику с расчетом не на один день, а на десятки лет. Ведь при помощи демографических данных можно достаточно точно рассчитать количество и долю пожилых людей в будущем и возможности государства по обеспечению пенсией своих граждан.
При этом важно изучать мировой опыт. Эксперты рекомендуют политику активного старения, которая сочетает множество функций и стимулов из разных областей.
В качестве примера приводится политика Швеции, которая сочетает в себе изменения в системах социального обеспечения (пенсионной системе, системе социального страхования), налоговые льготы для работодателей и сотрудников старшего возраста, активную политику на рынке труда, содействие созданию условий труда, благоприятных для здоровья, и политику по борьбе с дискриминацией по возрасту на рынке труда.
В Швеции реформы пенсий и пособий для пожилых работников начались в середине 1990-х годов. На сегодняшний день прогрессивная пенсионная система Швеции позволяет работникам выйти на пенсию в возрасте 61 года и получать пенсию, сохраняя при этом занятость.
При этом государство стимулирует присутствие пожилых на рынке труда посредством налоговых льгот для работодателей.