Белорусские вузы пока далеки от лидирующих позиций в мировых рейтингах университетов. Возможно, в рейтинге вузов стран ЕврАзЭС, критерии которого сейчас разрабатываются, у нас будет больше шансов себя проявить. Правда, что это даст студентам и академическому сообществу, пока непонятно.
О создании рейтинга вузов для стран ЕврАзЭС сообщил министр образования Беларуси Сергей Маскевич пред началом заседания Совета по образованию при Интеграционном комитете ЕврАзЭС 28 ноября в Минске. В настоящее время разработан проект создания рейтинга, проводятся экспертные оценки и консультации.
В мире много рейтинговых агентств, оценивающих вузы, отметил Сергей Маскевич. «Одни из них больше оценивают научную деятельность, другие общественную значимость, популярность вузов в сфере образования в той или иной стране», — сказал он. Министр подчеркнул, что белорусские вузы уделяют большое внимание присутствию в международных рейтингах, в результате чего «рейтинги вузов повышаются значительно».
Вместе с тем, считает министр, оценивать достижения вузов Беларуси, России, Казахстана и других стран СНГ исключительно с позиций европейских стандартов «не совсем верно, так как на постсоветском пространстве есть свои задачи».
Будущий рейтинг вузов стран ЕврАзЭС Сергей Маскевич назвал механизмом, благодаря которому вузы «обратят внимание на проблемы, которые стоят на повестке дня и важны для подготовки специалистов, необходимых для этого региона».
Заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС Андрей Диянский отметил важность единых подходов к качеству образования и актуальность создания системы рейтингов вузов: «На просторах ЕврАзЭС настало время для приведения стандартов стран к общему знаменателю».
По мнению Диянского, выработка единых стандартов в области высшего образования может способствовать мобильности студентов.
Рейтинг вузов, подобный тому, который анонсирован теперь, нужно было создавать еще раньше, считает председатель Республиканского совета ректоров высших учебных заведений, ректор Белорусского государственного экономического университета Владимир Шимов.
«Этот вопрос и сейчас стоит остро, потому что рейтинговые системы, практикуемые на Западе, хороши, но имеют определенные цели. Условия, в которых оказались наши вузы, не позволяют занять то место, которое они реально занимают в европейской и мировой системе образования. В конечном итоге это чревато недостаточным притоком иностранных абитуриентов. Если мы придем к единимым принципам оценки вузов, сделаем большой шаг вперед по улучшению качества образования», — отметил Владимир Шимов.
В топ-200 рейтинга университетов QS World University Rankings, опубликованном 9 сентября, белорусские вузы не вошли.
В Webometrics Ranking of World Universities попал 51 белорусский вуз. БГУ в 2012 году поднялся на 248 позиций и занял 595-е место в мире, войдя в 2% лучших из 30 000 университетов мира по присутствию в интернете.
В Академическом мировом рейтинге университетов Беларусь в 2013 году вообще не представлена.
Скромные позиции Беларуси в какой-то степени объясняются тем, что в рейтингах, как правило, присутствуют лидеры мирового образования, руководство которых вкладывает большие ресурсы в продвижение своих университетов. Кроме того, есть проблема невключенности Беларуси в мировую образовательную систему, в том числе в Болонский процесс.
Отвечая на вопрос корреспондента Naviny.by, не является ли это обстоятельство препятствием для создания и участия в рейтинге стран ЕврАзЭС, Андрей Диянский сказал: «Это не мешает находить взаимопонимание в ЕврАзЭС». В Беларуси учится много иностранных студентов, что, по словам Диянского, свидетельствует о качестве обучения в университетах страны. При этом он выразил надежду на то, что «вопрос о вхождении Беларуси в Болонский процесс решится».
В этом направлении Беларусь продолжает работу, сказал Сергей Маскевич. Тем более что все страны, которые входят в ЕврАзЭС, уже входят в Болонский процесс или близки к этому.
«Проходят различные консультации, в том числе с европейскими экспертами, в ходе которых обсуждаются вопросы образования. Мы совершенствуем учебные программы, в разрезе каждой специальности вводится кредитно-модульная система, модель бакалавр-магистр. Каждый вуз представляет свои модели, показывая, как они согласуются со стандартами, которые есть в рамках этих специальностей в других странах Европы», — пояснил министр образования Беларуси.
Говоря о мобильности студентов, которая является «одним из основных индикаторов, программных показателей Болонского процесса», Сергей Маскевич заметил, что с экономической точки зрения «вопросы мобильности выгоднее решать в раках евразийского пространства».
Речь об академических свободах, институциональной автономии и студенческом участии в управлении высшим образованием не шла. Между тем заявку о присоединении Беларуси к Болонскому процессу отклонили в 2012 году именно из-за невыполнения этих базовых принципов Единого европейского пространства высшего образования.
Беларусь еще раз сможет попытаться войти в Болонский процесс в 2015 году.
Белорусские вузы пока далеки от лидирующих позиций в мировых рейтингах университетов. Возможно, в рейтинге вузов стран ЕврАзЭС, у нас будет больше шансов себя...