"Приходит еврей к раввину", - с этих слов обычно начинаются анекдоты. Но сегодня мы предлагаем поговорить об иудеях и их жизни всерьез. Вы узнаете, почему раввинов нельзя называть священниками, а синагоги - храмами, побываете на предпраздничной молитве в еврейской общине и познакомитесь с самыми мудрыми ее представителями.
В Минске всего две действующие синагоги, и расположены они совсем рядом. Мы заглянули в ту, что находится на улице Даумана и закреплена за еврейской религиозной общиной под названием "Бэйс Исроэль" ("теплый еврейский дом" - так написано на сайте организации). Перед началом рабочего дня со всех концов города сюда подтягиваются молодые и не очень мужчины в нарядных кипах (еврейская шляпа). В назначенное время в главном зале синагоги начинается утренняя служба.
Мальчики - налево, девочки - направо!
Мужчины и женщины молятся отдельно: так заведено испокон веков. В молитвенный зал запретили войти даже автору этих строк, которая к иудаизму не имеет никакого отношения. Пришлось отправиться в специальный уголок для женщин, отделенный от общего зала ширмой.
Супруга Председателя общины Мария Старобинская объясняет такую "дискриминацию" тем, что во время богослужения евреев ничего не должно отвлекать от общения со Всевышним. Так было еще в те времена, когда действовал Иерусалимский храм. Сегодня синагоги строят по тому же принципу. И молитва, с точки зрения иудейского закона, более обязательна для мужчин.
О чем иудеи просят Бога?
Кстати, многие считают синагогу еврейским храмом. На самом деле, это всего лишь "молельный дом" - помещение, в котором протекает жизнь еврейской общины. Иерусалимские храмы были разрушены еще в начале нашей эры, и сегодня евреи всего мира мечтают об их восстановлении. Возможно, во время службы об этом просят и белорусские иудеи. К сожалению, молитва полностью читается на иврите, поэтому узнать ее доподлинный смысл нам не удалось.
Даниэль Берзанер замещает в этой еврейской общине раввина, пока тот находится в Израиле. Мужчина рассказывает, что в просьбах, с которыми евреи обращаются ко Всевышнему, и заключается суть молитвы.
- Мы читаем общие молитвы, которые призваны научить человека благодарить Всевышнего за все, что с ним происходит. Мы просим обо всем: будь то здоровье, благосостояние, духовный рост.Все эти вещи происходят по воле Всевышнего. Большая часть молитв канонизированы, это отрывки из псалмов. Но есть места, когда верующие могут обратиться к Богу с личными просьбами, они читаются шепотом.
Миньян, талес и цицит
Молиться принято три раза в день. Служба считается общественной, когда вместе собираются как минимум 10 мужчин старше 13 лет. Это называется "молитвой в миньяне". Считается, что так просьбы иудеев лучше доходят до Всевышнего. В синагоге на Даумана не всегда собирается нужное количество человек, особенно по вечерам. Но сегодня с этим порядок.
В зале довольно шумно. Молитву читает "хазан", ему вторят остальные мужчины. Сквозь полупрозрачную ширму пытаюсь рассмотреть собравшихся. Абсолютное большинство - в специальном молитвенном одеянии. Как позже нам пояснит Даниэль Берзанер, это так называемый "талес" - покрывало, к которому прикрепляются кисти "цицит". Они служат своеобразным напоминанием о многочисленных заповедях, которые существуют в иудаизме. Глубоко верующие евреи носят одежду с кистями и в повседневной жизни.
Ближе к Богу
Среди иудеев принято покрывать голову, и время молитвы - не исключение. Головные уборы нужны для того, чтобы напомнить еврею о существовании Всевышнего. Но нас заинтересовали скорее не ермолки, а необычные приспособления, которые с помощью кожаных ремешков крепятся ко лбу иудея. Этот головной убор называется тфилином. Он представляет собой небольшую коробку, в которую вложены маленькие пергаментные кусочки с отрывками из Торы. Принято надевать тфилин хотя бы раз в день, считается, что таким образом человеку удается стать ближе к Богу.
Как известно, Тора - это святая книга для иудеев. Ее также называют "Пятикнижием Моисеевым". По понедельникам, четвергам и субботам, а также в праздничные дни богослужение в синагоге отличается тем, что в центр зала торжественно выносят свиток Торы. Читается или отрывок, посвященный памятному дню, или фрагмент одной из глав. В течение года в еврейской религиозной общине успевают прочесть весь свиток, а потом начинают книгу сначала.
Пришли на поклон
Мы оказались на службе в один из праздничных дней - Ханука (длится 8 дней). Молитва показалась нам необычной еще и потому, что в определенный момент евреи перешли с чтения текстов на песни. И все время не забывали кланяться. Традиция, которой уже бесчисленное число лет.
- Раньше в храме было принято падать ниц, сегодня мы ниц не падаем, но в определенных местах кланяемся перед Царем. Это и есть суть молитвы: человек встает перед Царем и разговаривает с ним. В иудаизме нет посредников, нет каких-то материальных вещей, которые отождествляют Всевышнего. Человек напрямую общается с Творцом, - рассказывает Даниэль Берзанер.
Без посредников
Во время отсутствия главного раввина люди обращаются за советами к Даниэлю Берзанеру. Он подчеркивает: в иудаизме не бывает священников. По аналогии с юристами, разъясняющими светские законы, раввин толкует предписания Торы. И не более того.
- Раввин - это не представитель Всевышнего внизу, это знающий человек, который в состоянии отвечать на вопросы членов общины. Мы живем по Торе, это не что-то абстрактное, это часть нашей жизни. Грубый пример: в Торе написано, что нельзя зажигать огонь в субботний день. Но сегодня же есть электричество, как к этому относиться? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать, как устроено электричество, как оно работает. Для этого необязательно идти в институт на 5 лет, но надо многим интересоваться, иметь за спиной огромный багаж книг.
613 заповедей, или Зачем делать обрезание?
По словам Даниэля Берзанера, к нему приходят с самыми разными вопросами, порой даже анекдотическими: например, какую женщину выбрать? Но чаще всего иудеев все-таки интересуют вещи, связанные с соблюдением заповедей. Их в иудаизме 613: 365 запрещающих и 248 повелительных. Некоторые из них относятся к Иерусалимскому храму, которого давно не существует, или к земле Израиля. Соответственно, список заповедей для белорусских евреев значительно сокращается. Мы упомянем лишь самые важные из них.
Во-первых, все глубоко верующие евреи соблюдают Шаббат. Согласно Пятикнижию, это "седьмой день творения". По субботам иудеи не работают, не готовят пищу, не ездят на автомобиле. Кроме того, многие знают о так называемом кошерном питании. Евреи не едят свинину, не смешивают мясо с молоком, убивают скот только определенным способом - "кошерным". Одна из заповедей обязывает евреев также делать обрезание. Это своеобразный знак на теле - отметка, которая призвана напомнить иудеям о принципах их религии. Даниэль Берзанер откровенничает: в Израиле обрезание делают абсолютное большинство евреев, на территории бывшего СССР - единицы.
"Основа - это взять Творца в компаньоны"
Традиционные для христиан 10 заповедей, требующие от человека проявления высокой морали, почитаются и в иудаизме. Кроме того, иудеи совершенно по-особенному относятся к браку, именно поэтому еврейские браки более крепкие. В Торе написано и об уважительном отношении к старикам: "Перед сединами вставай". Неслучайно на молитве мы увидели большое количество бабушек и дедушек. После службы их ждет благотворительный завтрак, в течение дня - обед и ужин. При желании в синагоге даже можно жить: евреи никогда не оставляют своих в беде.
Существует еврейская религиозная община на пожертвования. Ее члены обязуются отдавать десятую часть своих доходов (не считая стариков - им, напротив, помогают деньгами). Некоторым удается вкладывать больше. Например, Председатель общины Роман (Давид) Старобинский владеет собственным бизнесом. Для общины он делает все, что в его силах.
- Хотя материальная помощь - это не основное. Я организую всю работу, чтобы членам общины жилось легче. Тора предписывает сначала помогать себе, потом - семье, далее - близким родственникам, общине и уже затем - евреям города, если есть такая возможность. Община - это своего рода еврейская семья, и поэтому каждый член общины максимально близкий мне родственник.
Роман Старобинский стал членом общины около 8 лет назад. До этого в синагогу не ходил, но был воспитан в еврейском духе. Говорит, что сюда его привели далеко не самые радостные события в жизни. Пришел он молиться за здоровье больной мамы.
- Может, если бы я пришел раньше, мама до сих пор была бы жива. И так многие, наверное, думают: что мне дал Бог? Я потерял это, не нашел того, не могу позволить себе третье, пятое, десятое… Все, что у нас есть, это то, что мы можем попросить у Всевышнего. В любом случае ни один человек не заслуживает того, что ему дает Всевышний. Основа - это взять Творца в компаньоны, во всех своих радостях и неприятностях, и лучшего компаньона быть не может.
Об антисемитизме
Далеко не все евреи сегодня имеют такие твердые убеждения. По словам Романа Старобинского, в синагогу ходит не так много людей, как ему бы хотелось. Он считает, что в белорусских евреях глубоко засел страх к религии еще с советских времен.
- Пожилые евреи до сих пор боятся и не чувствуют свободы. Но, к счастью, в Беларуси сегодня еврей защищен, он может свободно ходить по городу в кипе и не испытывать неудобств. Я вообще всюду в кипе, это помогает мне во всех делах.
Его жена Мария Старобинская соглашается:
- Мы не сталкиваемся с антисемитскими взглядами, по крайней мере, в нашей общине я не слышала ни от кого, чтобы была какая-то обида. У нас с мужем была возможность эмигрировать, но мы решили остаться в Беларуси. Ездим в Израиль несколько раз в год, в гости, но основная жизнь протекает здесь. Я, например, много лет проработала учителем в школе.
Светская жизнь
Официально еврейская община "Бэйс Исроэль" в Минске насчитывает 48 человек. Это люди, работающие здесь, и нуждающиеся старики. Кроме того, регулярно на богослужения приходят еще 30-40 человек (имеются в виду только мужчины). Помимо молитв, члены общины вместе отмечают праздники, смотрят еврейские фильмы, выезжают на природу, занимаются вопросами захоронения близких. Трудно представить себе более сплоченную организацию. Но молодых людей на службе мы практически не встретили. По словам Даниэля Берзанера, даже в Израиле сегодня большая часть евреев ведут светский образ жизни.
- Там в синагогу ходит процентов 20 населения, здесь - гораздо меньше (имеется в виду еврейское население. - TUT.BY). Это связано, наверное, и с политикой Советского Союза, и общей глобализацией. Людям легче жить, как все, нежели придерживаться тех правил, которые соблюдали их отцы и деды.
Вы узнаете, почему раввинов нельзя называть священниками, а синагоги- храмами, побываете на предпраздничной молитве в еврейской общине и познакомитесь с самыми...