Государство нашло еще один способ сэкономить — сократить объемы адресной социальной помощи, введя для ее назначения дополнительные критерии. Таким образом, белорусов, которые могут рассчитывать на поддержку государства, станет еще меньше.
Указом № 550 от 5 декабря введены дополнительные меры, направленные на профилактику иждивенчества. В частности, вносится ряд изменений и дополнений в указ № 41 от 19 января 2012 года «О государственной адресной социальной помощи» (ГАСП). Как отмечает пресс-служба президента, установлены фильтры, направленные на предоставление социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия и обеспечения продуктами питания только семьям (гражданам), нуждающимся в такой помощи по объективным причинам.
Ежемесячное социальное пособие не будет назначаться трудоспособным гражданам, которые в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения, менее 6 месяцев работали либо числились зарегистрированными безработными. ГАСП не назначат и безработным, которые в течение 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения, отказались от предложенной подходящей работы либо от прохождения профессиональной подготовки или повышения квалификации по направлению органов Минтруда.
Одновременно расширяется перечень оснований для отказа в предоставлении указанных социальных выплат семьям, повторно обращающимся за помощью. Так, в случае, если трудоспособный член семьи не выполнил определенный комиссией план по самостоятельному улучшению материального положения, за исключением невыполнения такого плана по объективным причинам, в получении ГАСП могут отказать.
О намерении ужесточить подходы к выделению государственной адресной социальной поддержки начали говорить еще в начале года.
«К сожалению, иногда отдельные получатели ГАСП проявляют иждивенчество: оказавшись в трудной жизненной ситуации, они получают господдержку и привыкают к этому, не стремятся решать свои проблемы самостоятельно», — отмечал 3 января заместитель министра труда и социальной защиты Александр Румак.
С точки зрения государства, выплата ежемесячного социального пособия позволяет поддерживать доходы малообеспеченных семей (граждан) на уровне минимальной социальной гарантии — бюджета прожиточного минимума. Другими словами, в рамках ГАСП доплачивают ровно столько, сколько не хватает до БПМ на члена семьи. Во многих случаях речь идет о незначительных суммах.
Размеры бюджета прожиточного минимума на период с 1 ноября 2013 г. по 31 января 2014 г. таковы:
• в среднем на душу населения — 1 047 530 рублей; • для трудоспособного населения — 1 158 520 рублей; • для пенсионеров — 867 080 рублей; • для детей-студентов — 1 035 430 рублей; • для детей в возрасте от 6 до 18 лет — 1 165 460 рублей; • для детей в возрасте от 3 до 6 лет — 1 156 190 рублей; • для детей в возрасте до 3 лет — 893 970 рублей.
По данным Минтруда, в 2013 году за 9 месяцев ГАСП получили 160 688 человек, среди них 57 713 — ежемесячное социальное пособие, а 24 131 — единовременное. Остальным была оказан помощь на приобретение подгузников, по оплате технических средств, а также в виде продуктов питания для детей первых двух лет жизни.
За 9 месяцев на ежемесячное социальное пособие было истрачено 60 991 256 400 рублей, то есть в среднем на каждого получателя 1 056 802 рубля или 117 422 рубля в месяц. Единовременное пособие составило 598 524 рубля на человека.
Всего ГАСП обошлась бюджету в 278 273 721,6 тыс. рублей за девять месяцев этого года и 304 млрд. рублей за соответствующий период 2012 года, когда ГАСП получили 233 тысячи человек.
Низкая глубина абсолютной бедности, характерная для Беларуси, зачастую делает обращение за ГАСП бессмысленным, так как размер пособия «определяется именно глубиной бедности (разницей между бюджетом прожиточного минимума и доходом на члена домохозяйства)». Об этом говорится в работе «Бедность и социально уязвимые группы в Беларуси-2013» Исследовательского центра Института приватизации и менеджмента. Эксперты отмечают, что привязка данного пособия к средней заработной плате (либо другой способ увеличения критерия нуждаемости) позволит повысить охват уязвимых групп населения данным видом социальной помощи.
Характерно, что структура социально уязвимого населения, несмотря на общее снижение риска бедности, остается практически неизменной. К социально уязвимым группам по-прежнему относятся дети, у которых высок риск абсолютной бедности, люди пожилого возраста, которые уязвимы к риску относительной бедности, незанятое население, неполные семьи, а также жители сельской местности.
«Рост доли денежных трансфертов в располагаемых ресурсах населения за счет расширения адресной социальной помощи увеличил эффективность данного инструмента социальной политики в борьбе с абсолютной и относительной бедностью, — отмечается в исследовании. — Кроме того, в 2012 г. существенно возросли доходы домохозяйств в форме помощи родственников, что косвенно свидетельствует об усилении трудовой миграции. Роль соответствующих доходов в снижении бедности также возросла, что связано с изменением в структуре домохозяйств, в которых помощь родных является значимым источником дохода».
В целом ресурсы, выделяемые через систему социальной помощи в Беларуси, несмотря на акцент на адресности, по-прежнему продолжают распыляться, отметила в комментарии для Naviny.by экономист Наталья Прокофьева.
Кроме того, существующая система не меняет социальное положение нуждающихся. А «введение дополнительных фильтров для получения адресной социальной помощи означает, что в стране станет меньше людей, которые могут рассчитывать на поддержку государства».
Сегодня можно говорить о сокращении социальных программ государства, стремлении снизить расходы бюджета. При этом власти идут по пути наименьшего сопротивления, занимаясь сокращением ГАСП, а не других социальных льгот, которыми охвачено «около 40% населения». Считается, что качественной социальной поддержкой «госбюджет может охватить не более 15% населения», отметила Наталья Прокофьева.
Экономист считает, что в настоящее время большая проблема в Беларуси — это льготы, которые предоставляются соответственно принадлежности к той или иной категории населения, а не в зависимости от доходов.
«Есть льготы на приобретение лекарств, проезд, на оплату жилья. Ряд категорий граждан пользуется бесплатным санаторным лечением, например, получающие достаточно высокую пенсию военные пенсионеры. Это категориальные, не адресные льготы. В результате многие нуждающиеся не попадают в поле зрения социальной защиты государства», — подчеркнула экономист.
Кроме того, отметила Наталья Прокофьева, для получения ГАСП, то есть поддержки государства в зависимости от размера доходов, люди должны собрать много документов, отстоять в очереди к чиновникам, которые справки проверяют. Получается, систему обслуживает огромное количество чиновников, что, безусловно, является значительными нерациональными расходами, увеличивает стоимость ГАСП.