Минские продавцы, официанты и транспортники усиленно учат английский язык — готовятся к наплыву иностранных туристов, которые приедут в Минск в мае будущего года на чемпионат мира по хоккею.
Миллион на продавца
В ЦУМе обучают английскому, начиная с сентября. Продавцы не расстаются с разговорником, изданным для специалистов сферы услуг и размноженным в универмаге. Такая книжка есть в каждой секции, рассказал Naviny.by начальник отдела организации торговли ЦУМ Павел Ельканович.
Предприятие заключило договор с институтом переподготовки при Министерстве торговли, экспресс-обучение английскому языку уже прошли три группы по десять человек. Учеба сотрудников, которая продолжится до мая, обходится ЦУМу в 10 млн. рублей на группу, то есть миллион рублей на человека. Преподаватель приходит прямо в магазин, где есть учебный класс.
Особое внимание к сотрудникам отделов, где будет продаваться символика чемпионата, а также имиджевая белорусская продукция, например, льняные изделия, постельные принадлежности, стекло, фарфор — «продукция, которая всегда пользуется спросом у иностранцев».
К слову, обучаются не только продавцы, но и другие специалисты. В том числе сотрудники службы информации, отмечает Павел Ельканович. В планах универмага — взять на работу на период проведения чемпионата одного или двух человек, владеющих иностранными языками на разговорном уровне. Начальник отдела организации торговли ЦУМа отметил, что цель — создать комфорт для клиента, языковой в том числе:
«Могу привести пример. Когда в «Галери Лафайет» в Париже возле стойки информации мы заговорили на русском языке, специалист попросила обождать минуту, набрала номер телефона и дала нам трубку. С нами поговорили по-русски и ответили на все вопросы. Мы планируем также подобный подход к клиенту».
В универмаге работает 1200 человек, в одну смену в зале находится около 500 продавцов. Требования к внешнему виду и форме одежды очень строгие.
Павел Ельканович отметил, что в универмаге учатся, переучиваются и стараются соответствовать европейским стандартам: «С учетом того, что ЦУМ находится в самом центре столицы, мы знаем, что к нам приходит достаточно много иностранцев. В преддверии чемпионата мира по хоккею мы постараемся еще улучшить обслуживание наших клиентов».
Препятствием для этого является проблема с кадрами в сфере обслуживания, которая выливается на некоторых предприятиях торговли в дефицит продавцов. В ЦУМе удерживают работников всеми доступными способами, начиная с заработной платы, которая, по словам Елькановича, выше, чем в других универмагах, заканчивая расширенным социальным пакетом.
Английский — как бонус к зарплате
В крупных центральных столичных магазинах продавцов, которые могут поддержать беседу на английском, немного. В торговле работают в большинстве своем люди с тем скромным уровнем знания иностранных языков, который обеспечивает школа и средние специальные учреждения. Не оправдали себя и надежды на то, что приходящая на смену старшему поколению молодежь сносно владеет языками.
«Представители старшего поколения знают язык лучше в сравнении с теми, кто приходит со школьной скамьи. И это очень плохо», — рассказала Naviny.by заместитель генерального директора по кадрам и идеологии «Торгового дома «На Немиге» Елена Чебровская.
В «Торговом доме «На Немиге» ведут целенаправленное обучение продавцов английскому языку: «У нас уже был один модуль для тех продавцов и руководителей секций, которые ранее изучали английский язык. Мы постарались, чтобы на каждом этаже в одной-двух секциях был хотя бы один человек, который мог бы пообщаться на английском языке».
В настоящее время в штатное расписание универмага ввели единицу преподавателя английского языка, формируются группы с разным уровнем подготовки. Занятия будут проходить пять раз в неделю. Обучаться будут не только продавцы, но и специалисты из службы организации торговли и других.
«Нам бы хотелось, чтобы обучение английскому языку не закончилось в мае, чтобы люди были заинтересованы в продолжении учебы. Тем более что сотрудники воспринимают занятия с удовольствием. Более того, возможность изучить английский язык мы рассматриваем как способ удержать сотрудника. Сейчас в универмаге работает 350 продавцов, около 175 человек в смену»,— отметила Елена Чебровская.
Граждане туристы, коцайте тикеты!
Всего к 2014 году английскому языку планируется обучить примерно две тысячи работников сферы торговли и общественного питания столицы.
Кроме продавцов, учат английский язык таксисты, официанты и водители.
Например, «Минсктранс» выделил на обучение сотрудников английскому языку около 100 млн. рублей, сообщает агентство «Минск-Новости».
Первый этап обучения был организован с октября минувшего года по июнь нынешнего. В числе курсантов были работники филиала «Минский автовокзал» — начальники смен, билетные кассиры, ведущий специалист по туризму, продавцы объектов розничной торговли.
В конце ноября начался второй этап обучения. К изучению инглиша подключилось руководство — главные инженеры автобусных и троллейбусных парков, заместители по перевозкам, начальники смен, главные диспетчеры управления движением. С января к занятиям приступят еще две группы работников «Минсктранса».
Транспортники ждут также появления специализированного разговорника, которым смогут пользоваться все работники предприятия.