Брестчане, выпускники брестского лицея имени Пушкина, сегодня покоряют Великобританию. Собственная уникальная разработка уже принесла молодым людям известность, но на достигнутом они не останавливаются. Почему велосипед - хороший фундамент для бизнес-идей и что нужно стартаперам для развития, LITARY узнали у победителей шоу канала ВВС Артема Ставенко и Кирилла Чикеюка.
- Мы не то чтобы совсем уж иммигранты, - признаются парни, - переехали в Англию недавно, но обязательно собираемся однажды вернуться в Беларусь.
В туманном Альбионе молодые люди обосновались в 2008-м, после окончания Белгосуниверситета и Академии при президенте. А пока до возвращения далеко, парни продолжают учебу по выигранным грантам: Артем - в Университетском колледже Лондона, а Кирилл - в аспирантуре Оксфордского университета. Правда, одним гранитом науки белорусы не ограничиваются.
Наверное, уже не осталось тех, кто не слышал бы о триумфе Артема и Кирилла в шоу Dragon's Den британского канала ВВС. В центре внимания зрителей оказалась уникальная разработка молодых белорусов, которая и стала основой собственной компании Артема и Кирилла. Но обо всем по порядку.
- Мы видели, что велосипеды наступают широким фронтом по всему миру, что все больше поездок на работу совершается на двух колесах - рассказывают парни. - Все больше людей пересаживаются с машины на велосипед, и в некоторых европейских странах продажи велосипедов сегодня обгоняют количество проданных автомобилей.
Мы заметили устойчивый тренд к энергосбережению и стремлению вести здоровый образ жизни, который во многом связан с велосипедным движением.
А потом попытались порассуждать, как это использовать. И однажды на берегу реки родилась идея, которая со временем эволюционировала в то, что мы имеем сейчас.
Если описать суть разработки Артема и Кирилла, то это такая система светодиодов, которая позволяет проектировать на низкой скорости видео и изображения, адаптированные для велосипедных колес. Таким образом создается яркая и нестандартная рекламная площадка. К слову, именно рекламные проекты и пиар-акции - то, на чем сегодня специализируется компания молодых брестчан.
- А на телевидение мы попали так, - рассказывает Артем. - Шоу Dragon's Den проходит ежегодно, и попасть туда хочет просто огромное количество людей. Например, в прошлом году на программу пришло более тысячи заявок. По статистике телеканала ВВС, шоу смотрят примерно 15-20% британцев, после чего выпуски расходятся по всему миру через интернет. Мы заполнили анкету на сайте настолько убедительно, насколько смогли. И случилось чудо - нам позвонил продюсер и пригласил на пробное собеседование в студии. Все прошло успешно. А уже потом были съемки передачи в Манчестере.
В итоге инвесторы предложили парням более 100 тысяч долларов инвестиций.
Но… брестчане от сторонних вложений отказались!
- Почему? Если бы мы согласились на чужие деньги, тогда нам пришлось бы расстаться с 40% компании и большой долей независимости в принятии решений, - объясняют молодые люди. - Мы верим в свой проект, и потому надеемся, что нам самим будет под силу самостоятельно реализовать его до конца.
Тем более что первые шаги разработки в мире рекламы уже принесли награды. Так, система Артема и Кирилла получила премию Кембриджского университета, приз компании Shell и Университетского колледжа Лондона. Кроме того, по версии Смарта, проект вошел в топ-100 самых перспективных компаний Великобритании.
И если рано или поздно парни планируют вернуться в Беларусь, есть повод задуматься: а приживется ли разработка на родине?
Артем и Кирилл уверены: приживется.
- Во всем мире уже давно стало понятно: чем более город развит в велосипедном смысле, тем более он продвинут, - объясняют они. - Видно, что и наша страна движется в этом направлении. Пока не так много велосипедной инфраструктуры, но они появляются. И с развитием велодвижения в Беларуси наша разработка будет все более актуальна. Впрочем, уже сейчас мы планируем рекламные и социальные проекты для белорусских компаний, которые хотели бы рассказывать о себе на протяжении всего Чемпионата мира по хоккею в мае следующего года.
Артем и Кирилл признаются: стоило пожить какое-то время в Британии, чтобы понять: в Беларуси масса талантливых людей, которые могут реализоваться и на родине, и в любой стране мира.
- Правда, заметно, что порой им просто не хватает информации, чтобы увидеть нужное направление для движения, - говорит Артем. - Не буду оригинальным, если скажу, что нужно пытаться и пробовать все, что можно. Даже когда это кажется безнадежным. Стартаперам хотим пожелать старания, особенно в получении мнения потенциальных инвесторов. Именно эти люди дадут честный и полезный совет, ведь за свои слова они отвечают деньгами.
Ну а в планах Артема и Кирилла - только усердная работа по продвижению и внедрению собственной разработки. Успешное начало - еще не все, что нужно хорошему стартапу. До финиша далеко, а молодые белорусы лишь на старте. Но сомнений нет: совсем скоро и белорусские велосипеды озарятся яркой идеей брестчан.