В декабре 1993 года народный депутат и по совместительству руководитель так называемой антикоррупционной комиссии Александр Лукашенко сравнил коррупцию в белорусских органах власти с Лернейской гидрой. Как известно из древнегреческой мифологии, управу на девятиголовое чудовище нашел Геракл. Увы, бой с белорусской гидрой затянулся почти на двадцать лет…
Сегодня Naviny.by предлагают своим читателям оценить отдельные успехи правоохранителей в борьбе с теми, кто коррупционирует на теле белорусского трудового народа и злоупотребляет властью, данной ему во временное пользование Сами-знаете-кем.
Дело Васильева
11 февраля Минский областной суд «начислил» бывшему первому заместителю председателя Мингорисполкома Игорю Васильеву 14 лет жизни в колонии усиленного режима. Так чиновник, некогда входивший в кадровый реестр главы государства, наказан за взятку, к которой даже не успел прикоснуться.
Напомним, процесс начался 20 декабря прошлого года. Задержали же Васильева сотрудники КГБ утром 6 июля 2012 года по подозрению в вымогательстве взятки в 500 тысяч долларов у представителей европейского предприятия-инвестора за благоприятное решение вопроса, входящего в компетенцию чиновника и связанного с заключением инвестиционного договора более чем на 30 млн. долларов.
В деле был только один эпизод. Игорь Васильев обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 430 УК (получение взятки лицом, занимающим ответственное положение, в особо крупном размере). Санкция статьи — от 8 до 15 лет лишения свободы. Гособвинитель просил для экс-чиновника максимального наказания.
Дело Васильева слушалось, «в открытом частично закрытом судебном заседании». Из открытой части процесса стало известно, что взятка была «неправильной». Взяткодатель отсутствовал, а деньги (250 тыс. долларов) в черном портфеле из КГБ принес странный посредник. В общем, из-за вдруг закрывшегося от глаз и ушей журналистов процесса эта криминальная история осталась какой-то недосказанной. Создалось впечатление, что Васильев стал жертвой оперативного эксперимента, и посадили его больше за желание взять полмиллиона «зеленых».
Дело Полудня
Трагически завершилась блестящая почти тридцатилетняя служебная карьера Евгения Полудня.
По вынесенному 25 марта приговору военной коллегии Верховного суда бывший заместитель министра внутренних дел — начальник милиции общественной безопасности Евгений Полудень получил три с половиной года колонии усиленного режима. Дополнительно его наказали конфискацией имущества и лишением звания полковника милиции.
Суд проходил в закрытом режиме якобы из-за имевшихся в деле секретных документов, а потому подробности грехопадения полковника остались за кадром. Официально сообщалось, что Полудень «отдавал распоряжения и принимал решения, выходящие за рамки его полномочий, причем делал это в личных целях и в нарушение закона. И получал за это незаконные вознаграждения».
Однако обвинение во взяточничестве в суде не прошло. В истории же белорусского МВД осуждение человека, занимавшего генеральскую должность заместителя министра — случай беспрецедентный. Но начало положено.
Дело Архипова
Будучи в должности заместителя генерального прокурора Александр Архипов ничем особенным не запомнился. О неприятностях государственного советника юстиции 3 класса (соответствует званию генерал-майора) стало известно от главного информатора в государстве. Сами правоохранители, как правило, о своих проблемах вслух не говорят.
14 ноября в ходе доклада генерального прокурора Александра Конюка Александр Лукашенко прошелся по его заму такими словами: «Дружки там его втянули в эту аферу, человека убили, пьяный водитель. Не важно, какие у них там были отношения, но человек погиб. Представьте, как реагирует на это семья. С помощью власти это дело замяли…».
На возникший интерес журналистов Генпрокуратура призналась, что Александр Архипов приказом генпрокурора был отстранен от занимаемой должности и уволен из органов прокуратуры за совершение действий, дискредитирующих звание прокурорского работника и не совместимых со службой в органах прокуратуры. В отношении него за злоупотребление властью или служебными полномочиями было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 424.
К слову, во втором номере за прошлый год прокурорского журнала «Законность и правопорядок» Архипов в статье «Программа по борьбе с преступностью: опыт, цели и основные задачи» довольно смело выказался о проблемах борьбы с коррупцией. В частности, он пришел к умозаключению, что «уменьшение числа зарегистрированных коррупционных преступлений не отражает реальной распространенности коррупции в обществе и позволяет сделать вывод о снижении эффективности деятельности правоохранительных органов по их выявлению». Как в воду глядел!
Дело Нереда
В ушедшем году власть потеряла еще одного замминистра. В апреле КГБ задержал заместителя министра спорта и туризма Сергея Нереда. Сообщалось, что чиновник был задержан «в рамках реализации мероприятий по противодействию коррупции и защите экономических интересов государства».
По словам председателя КГБ Валерия Вакульчика, следствие располагает данными о том, что Неред неоднократно получал взятки, причем преступления «имели длительный характер и происходили до 2012 года». В отношении чиновника возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 430 УК (получение взятки должностным лицом, занимающим ответственное положение). Больше о его судьбе ничего официально не сообщалось.
Дело Волкова
Заместителя председателя концерна «Белнефтехим» Владимира Волкова задержали 8 октября в собственном кабинете за получение взятки. По своему статусу зампредседателя концерна — это почти замминистра. Более того, Волков в концерне курировал нефтеперерабатывающую промышленность, а также вопросы экспорта и импорта нефтепродуктов. Чиновник просто обязан был учитывать коррупционные риски своей должности, да, видно, оступился…
«Толковый, говорят, был человек», — сказал о Волкове Лукашенко.
По данным Следственного комитета, заместитель главы «Белнефтехима» Владимир Волков был задержан главным управлением по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД после получения очередной части взятки от представителя одного из юридических лиц за решение вопроса о согласовании объемов переработки сопутствующих продуктов нефти на предприятиях концерна. Чиновника задержали в его служебном кабинете, а сумма незаконно полученных им денежных средств с февраля по октябрь текущего года составила 19 тысяч долларов.
Дело «Белкоопсоюза»
Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз) без преувеличения считается самой солидной и богатой якобы негосударственной, но подконтрольной государству общественно-массовой организацией. На долю потребительской кооперации приходится почти 11% — розничного товарооборота торговли республики, 17% — розничного товарооборота общественного питания, 24% всех торговых площадей магазинов, 17% посадочных мест объектов общественного питания, 1,5% объемов производимых в стране пищевых продуктов, 20% — хлеба, 7% — мясных полуфабрикатов, 90% — от республиканского производства клеточной пушнины. Сеть охватывает все сельское население Беларуси.
Даже удивительно, что Белкоопсоюз долгие годы оставался вдали от громких коррупционных скандалов. И вот он грянул.
По сообщению пресс-службы КГБ, в июле текущего года в Белкоопсоюзе была выявлена и пресечена противоправная деятельность группы лиц из числа руководителей, сотрудников и представителей коммерческих структур, занимавшихся вымогательством за предоставление объемов работ на объектах потребкооперации, а также продажу инвесторам земельных участков и объектов недвижимости.
Размеры взяток, которые требовались к передаче за предоставление возможности строительства и продажи недвижимости, достигали 500 тысяч долларов.
При передаче очередной части взяток задержаны председатель Белкоопсоюза Сергей Сидько, начальник управления капитального строительства Дмитрий Колодезный, его заместитель Элеонора Сизук, а также представители коммерческих структур.
В отношении них возбуждено 5 уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных ст. 430 и 431 УК РБ. Подозреваемые были водворены в СИЗО. И добавить нечего.
Дело Пилипца и компании
4 ноября Могилевский облсуд начал рассмотрение уголовного дела, возбужденного в отношении должностных лиц Гомельского горисполкома. На скамье подсудимых: бывший председатель Гомельского горисполкома Виктор Пилипец, бывший директор управления капитального строительства (УКС) ГомеляИгорь Одарченко, его заместитель по экономике и финансам Валерий Борисевич, а также бывшие начальник жилищно-инвестиционного отдела Антонина Зеленок и начальник планово-договорного отдела Алла Низковская.
Виктор Пилипец
По данным Следственного комитета, обвиняемые в сентябре-октябре 2011 года незаконно распределили между собой, своими родственниками, близкими и знакомыми 27 квартир в многоквартирных жилых домах, принятых в эксплуатацию в январе-апреле 2011 года. Часть жилых помещений была оформлена на подставных лиц.
Бывший мэр Гомеля Пилипец свою вину не признает. Приговор он и его подельники услышат в 2014 году.
Дело слушается в Могилевском областном суде. Гомельское правосудие, очевидно, доверия не вызывает.
Дело Умарова
После пятнадцати лет отправления правосудия на взятке попался заместитель председателя суда Октябрьского района Могилева Магомед Умаров. Вместе с ним «присел» и еще один служитель Фемиды — могилевский адвокат Анатолий Гомонов.
По сообщению пресс-службы КГБ, 20 июня их обоих взяли с поличным.
«Незаконное денежное вознаграждение в размере 2700 долларов США было получено М. Умаровым от адвоката юридической консультации Октябрьского района г. Могилева А. Гомонова за вынесение положительного решения по уголовному делу в отношении своей подзащитной и минимизацию возможного наказания», — сообщалось в пресс-релизе.
В отношении Умарова председателем КГБ было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 430 (получение взятки лицом, занимающим ответственное положение), в отношении Гомонова дело завели по ч. 1 ст. 431 (дача взятки).
Дело в Минюсте
Коррупция проникает и в самые сокровенные, казалось бы, не подвластные ей места. В августе КГБ проинформировал общественность, что она уже пустила корни в Министерстве юстиции. На вполне приличном уровне.
Чекисты при получении взятки в размере 1000 долларов задержали с поличным начальника управления Министерства юстиции и ее заместителя. Непосредственно при передаче денег был задержан и взяткодатель — учредитель одной из частных строительных структур Минска.
В ходе предварительного расследования было установлено, что должностными лицами Минюста неоднократно получались незаконные денежные вознаграждения за содействие в благоприятном решении вопросов.
В отношении коррумпированных чиновников возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 430 (получение взятки группой лиц). Взяткодатель также оказался под следствием.
Дело минских адвокатов
Буквально недавно ушло в суд уголовное дело по обвинению (бывших, конечно) заведующей и адвоката юридической консультации Советского района Минска. Брали их с поличным вместе с посредником наши бдящие чекисты.
Официально сообщалось, что «денежные средства в сумме 10 000 долларов были получены задержанными от жителя Минска для дальнейшей передачи в качестве взятки должностным лицам правоохранительных органов за благоприятное решение вопроса о возбуждении уголовного дела по факту совершенных в отношении указанного гражданина противоправных действий».
Формулировка еще та. Речь, видимо, шла о заказном уголовном деле. Возможно ли у нас такое? Об этом современная история бескомпромиссной борьбы с преступлениями, как выражаются наши правоохранители, коррупционной направленности, пока умалчивает. Действия адвокатов были квалифицированы следствием как покушение на мошенничество и подстрекательство к даче взятки в крупном размере.
От редакции
По статистике 2013 года, только за взятки в Беларуси ежемесячно возбуждалось более 130 уголовных дел. Злоупотребляют чиновники и того чаще. Дел таких — состав и еще маленькая тележка.
По данным Генпрокуратуры, в текущем году были возбуждены и расследовались уголовные дела о коррупционных преступлениях в отношении гендиректора и начальника отдела Минского мясокомбината, директора «Племптицерепродуктор «Правда», директора филиала «Вилейкарайгаз», «Миноблгаза», руководителя Новосверженского лесозавода, главы холдинга «Могилевводстрой», директора Узденского лесхоза и начальника участка этого лесхоза, начальника отдела производственно-технологической комплектации ОАО «Солигорский домостроительный комбинат», бывшего директора Гомельского райагросервиса, заместителя главы администрации и начальника управления капитального строительства Центрального района Минска, первых заместителей председателей Городокского и Ивацевичского райисполкомов, заместителей председателей Борисовского райисполкома и Жодинского горисполкома и др. И это только в первом полугодии!
В нашей же топовой коррупционной десятке мы обратили внимание не на количество, а на «качество» уличенных в неблаговидных делах чиновников. Уровень замминистров, увы, уже пройден. То ли еще будет!
Правоохранительная система также оказалась изъедена коррупционной ржавчиной или, как выражался два десятка лет назад Александр Лукашенко, «стала для гидры её Лернейским болотом». Гадина оказалась на редкость живучей или белорусский Геракл еще не родился?
Всем известно, как Александр Григорьевич относится к продажным чиновникам. При его жестком подходе они вроде из дому должны свое приносить, а не взятки брать и государство обкрадывать.
«Не троньте чужого, ведь боком вылезет! — в тысячный раз предупреждал Лукашенко. — Вы же все верующие. Посмотрю на вас иногда в храме, молитесь, свечки держите в руках. Так, родные мои, если вы приходите в храм и молитесь, так преданы этим идеалам, зачем же вы воруете?!».
…Потому и в храм приходят, чтобы грехи замаливать.
В декабре 1993 года народный депутат Александр Лукашенко сравнил коррупцию в белорусских органах власти с Лернейской гидрой. Увы, бой с белорусской гидрой затянулся...