Крест и якоря Андрея Трубецкого . 21.by

Крест и якоря Андрея Трубецкого

18.01.2014 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Его коллекции уникальных артефактов могут позавидовать многие краеведческие музеи

По специальности Андрей Трубецкой финансист, занимается предпринимательством, а по призванию — исследователь. В последние годы множество необычных исторических страниц края ему открыло дно Двины. Издревле по ней пролегал знаменитый путь «из варяг в греки». Именно на нем и находились Бешенковичи. На здешнюю большую ярмарку купцы со всего света доставляли товары, которые разгружались на пристанях, где всякое случалось. Поэтому в этих местах можно найти предметы домашнего обихода и корабельной оснастки.

Чего в коллекции Андрея Викторовича только нет: монеты, пуговицы, подстаканники, ножи, ложки, глиняная посуда, топоры, молотки, замки, завесы, весовые гири!.. За каждой из этих находок история, и не только родного края. Есть и раритеты. К примеру, английская соломорезка конца XIX века. И хотя в это трудно поверить, но она до сих пор в рабочем состоянии. Есть и немецкая молотилка, правда, уже без отдельных мелких частей. Самыми же древними являются каменный топор позднего неолита и кусок бивня мамонта. А в прошлом году Трубецкой вместе с Андреем Бурнейко, к слову, заместителем начальника следственного отдела Бешенковичского РОВД, занялись поиском и подъемом якорей. Сейчас на территории предприятия Трубецкого их уже 22. Самому старому, как он предполагает, более 200 лет, а самый тяжелый потянет на полторы сотни килограммов. Любопытно и то, что при их подъеме поисковики не пользовались дайверским снаряжением — только маской с трубкой, ластами, лодкой да другими нехитрыми приспособлениями. И вообще, Андрей Викторович акцентирует внимание на том, что это просто любительское увлечение людей, не равнодушных к истории, но никак не дайверское хобби с полагающимся при этом современным оборудованием. Хотя и с ним Трубецкой также умеет отлично обращаться. Еще в начале нынешнего века в Лужской губе, что около Санкт-Петербурга, принимал активное участие в исследовании нижней части корпуса легендарной «Авроры». Когда тяжелый крейсер как музейную достопримечательность поставили на вечный прикол на Неве, при понижении уровня воды швартовые цепи вырывало из набережной, корабль кренился на бок, и в середине прошлого века было принято решение отрезать нижнюю часть корпуса. На радость поклонникам дайвинга, она так и осталась затопленной. Бригада, в которую входил Трубецкой, тогда занималась утилизацией кораблей, и на память об «Авроре» он оставил себе небольшой кусок обшивки корпуса и несколько гвоздей. А в Неве с тех пор стоит плоскодонка. Таких увлекательных историй у Трубецкого пруд пруди. Особенно много их о родных окрестностях.

— Моя подводная «одиссея» началась давно, с элементарной рыбалки, — говорит Андрей Викторович. — Но так как сомов и щук в Двине негусто, со временем больше внимания стал обращать на речные находки. К тому же с детских лет увлекала история нашего края. Любил общаться со стариками, которые знали понаслышке и не по учебникам всю «подноготную» своего края. Одна из них — бабушка Мария Матвеевна.

В моем роду были не только каменщики и кузнецы, но и кормщики, рыбаки и т. д. А когда подрос, завораживали рассказы учителя истории Владимира Григорьевича Гневко. Фронтовик, он в подробностях излагал трагические события, случившиеся во время войны в нашей местности, рассказывал об оккупации, сопротивлении, которое оказывало фашистам население, о том, как происходило послевоенное восстановление района. На территории Бешенковичей много неизвестных воинских захоронений. К слову, в прошлом году Трубецкой подал заявку в поисковый батальон Министерства обороны на поиск и перезахоронение солдат, погибших при обороне Бешенковичей. На дне Двины также находятся останки подбитого фашистами в 1944 году самолета-штурмовика, судьбу экипажа которого еще предстоит узнать.

В ближайших планах Андрея Викторовича — создание памятного знака на месте пристани, благодаря которой и существовали Бешенковичи, а также восстановление и установка купольного креста. Он, кстати, уникален по своей сути. В начале XIX века армия Наполеона жгла все Задвинье. Чудом осталась нетронутой только Свято-Никольская церковь, возведенная еще в 1774 году. Возможно, ее оставили как защитное сооружение. Церковь сохранялась вплоть до 1898 года, после чего была разобрана из-за ветхости. Остался от нее только крест. При советской власти его не тронули. Крест до сих пор в отменном состоянии, кованый, из железа, но, правда, зарос вишняком. И как говорит Трубецкой, он не успокоится, пока не перенесет эту реликвию на прочный фундамент на берег Двины.

На снимке: Андрей ТРУБЕЦКОЙ с очередными находками пушечными ядрами.

Фото: Константин БЕЛОУС

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Этой коллекции артефактов могут позавидовать многие музеи
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика