Вопрос присоединения Беларуси к Болонскому процессу Министерство образования преподносит чуть ли не как решенный. Однако курс на модернизацию отечественного высшего образования не столь очевиден, как это кажется чиновникам.
«Потребность в переменах в системе высшего образования смутно ощущается всеми социальными партнерами Беларуси, — отмечает кандидат философских наук, один из авторов работы «Болонский процесс как путь модернизации системы высшего образования Беларуси» Андрей Лаврухин. — Однако отсутствие коммуникации с работодателями и война с общественными организациями приводит академическое сообщество к сегрегации, а систему образования — к изоляции от рынка труда и общества в целом».
По мнению Лаврухина, очевидно, что вступление в Болонский процесс сможет стимулировать реальную модернизацию высшего образования Беларуси лишь в том случае, «если все стейкхолдеры будут иметь ясное понимание целей, ценностей и основных направлений Болонского процесса и, соответственно, знать, какие изменения должны произойти в случае успешной модернизации высшей школы Беларуси».
Вместе с тем Лаврухин отмечает, что осведомленность белорусских стейкхолдеров в этих вопросах крайне низка в силу их исключенности из партнерских социальных отношений, конструирующих современную систему высшего образования.
Таким образом, основная задача на сегодня — способствовать формированию адекватного понимания целей, ценностей и основных направлений Болонского процесса у студентов, родителей, работодателей и преподавателей, а также вовлекать белорусских стейкхолдеров в процесс модернизации системы высшего образования в качестве активных участников.
«Понимающие свои права и обязанности, риски и возможности стейкхолдеры — гарант эффективности реформ, повышения качества высшего образования и востребованности выпускников на рынке труда», — уверен Андрей Лаврухин.
Со вступлением в Болонский процесс связано лучшее будущее и системы образования и страны в целом, отметил член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев. «Однако воплощение мечты может стать страшным разочарованием, — отмечает эксперт. — Все может получиться, как у Ильфа и Петрова. Когда-то казалось, что счастье человечества зависит от наличия радио. Вот радио появилось, а счастья нет».
Поэтому к Болонскому процессу необходимо относиться как к ответу на кризисные процессы в Европе, как к попытке ответить на вызовы массового высшего образования и приблизить систему образования к рынку труда.
Убежденных противников вступления Беларуси в Болонский процесс в числе лиц, принимающих решения, вроде и нет. Так, министр образования Сергей Маскевич, общаясь с журналистами 11 февраля, еще раз заявил о готовности Беларуси вступить в Болонский процесс.
«Проходят различные консультации, в том числе, с европейскими экспертами. Каждый вуз представляет свои модели, показывая, как они согласуются со стандартами, которые есть в рамках этих специальностей в других странах Европы», — рассказывал министр образования в ноябре прошлого года. Тогда он также отмечал, что специальная группа занимается разработкой национальной системы квалификаций профессий. «Это теперь самое важное», — заявил он.
Для Европы же гораздо более важно соблюдение в Беларуси академических свобод, университетской автономии и общественного участия в управлении университетов. Именно неполное воплощение этих императивов и является препятствием для вступления, отметил Владимир Дунаев.
Сейчас в Беларуси планируется внести изменения в Кодекс об образовании, что само по себе открывает окно возможностей перед белорусским образованием. Общественный Болонский комитет подготовил редакцию Кодекса об образовании, суть изменений в который — в приближении белорусской системы высшего образования к стандартам академического процесса стран, входящих в Европейское пространство высшего образования (ЕПВО).
Напомним, в 2012 году вопрос о присоединении Беларуси к Болонскому процессу был снят с повестки дня, так как рабочая группа Болонского процесса пришла к выводу о неготовности страны. Среди прочего, речь шла о том, что белорусские власти могли бы «использовать членство в едином европейском пространстве как признание их политики в сфере высшего образования».
Тогда Беларуси выразили недоверие. «Европа научилась на опыте других стран», — отметил Владимир Дунаев. В уже принятых в Болонский процесс Азербайджане и Казахстане отмечаются во многом схожие с белорусскими проблемы в образовательной среде. Можно сказать, что и Баку в 2005-м и Астана в 2010-м проскочили в Болонский процесс авансом. У нас такой возможности не будет, потому что в Европе уже поняли, что не всегда декларации о приверженности принципам Европейского пространства высшего образования совпадают с реальными действиями. Как известно, механизмов исключения из ЕПВО нет, значит, чтобы больше не ошибаться, требования к Беларуси будут выдвигаться максимально строго.
В любом случае, отметил Владимир Дунаев, пересечение воображаемой линии, за которой начинается Болонский процесс, не гарантирует Беларуси улучшения качества образования без его модернизации. А модернизация нужна всей стране.