Власти обещают серьезные преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве. Однако не сведется ли все к тому, что соответствующие услуги подорожают неадекватно нашим зарплатам, а их качество останется на прежнем уровне?
В начале февраля была создана специальная рабочая группа для решения проблемных вопросов в сфере ЖКХ во главе с председателем Комитета госконтроля Александром Якобсоном.
«Главная задача — найти компромиссное решение, при котором каждая жилищно-коммунальная услуга будет оплачиваться в том объеме, в котором она оказана. Необходимо исключить чрезмерные затраты, ложащиеся на себестоимость ЖКУ», — заявил на первом заседании рабочей группы заместитель премьер-министра Анатолий Калинин.
А пока предложения по реформе в ЖКХ только разрабатываются, вслед за январским подорожанием на 5-долларовый эквивалент с 1 марта нас ожидает очередной рост жилищно-коммунальные тарифов — на этот раз почти на 3%.
Между тем, эта проблема проанализирована в рамках инициативы «Народная программа», которая представляет собой экспертное и народное обсуждение вариантов реформ в различных сферах. Оно происходит на сайте prahrama.by и на тематических круглых столах.
Бывший депутат Палаты представителей, а ныне юрисконсульт общественного объединения «Правозащита потребителей», председатель товарищества собственников в своем доме в МинскеВладимир Новосяд уверен, что система жилищно-коммунального хозяйства Беларуси громоздкая, затратная и неэффективная: «Система управления и эксплуатации жилых домов во многом осталась советской с доминированием государственных организаций-монополистов».
Владимир Новосяд приводит такие цифры. Частный жилой фонд на 92% принадлежит физическим лицам, из которых только 5,3% объединены в товарищества собственников (860 ТС). 6% частного жилого фонда принадлежит жилищным кооперативам (5000 кооперативов), 2% — смешанный частный фонд, когда квартиры принадлежат жильцам, а места общего пользования — жилищным кооперативам.
Подавляющее большинство домов управляются и обслуживаются государственными жилищно-коммунальными организациями. Это огромная госмонополия, которая аккумулирует деньги частных владельцев.
По мнению Владимира Новосяда, основная причина ухудшения состояния домов — «низкая эффективность использования имеющихся средств, отсутствие контроля со стороны граждан за финансами жилых многоквартирных домов, отсутствие современного менеджмента управления домами, квалифицированных председателей ТС и ЖСПК». Результат — «затраты на обслуживание домов растут, а улучшения качества обслуживания не наблюдается. Жильцы отстранены от управления домом».
Владимир Новосяд считает, что ситуацию могут исправить гражданско-потребительская активность и конкурентная среда: «Работа с активом ТС и ЖСПК, направленная на повышение их квалификации и грамотности, позволит сделать территорию дома, района свободной от монополии государства. Увеличение на рынке жилищно-коммунальных услуг частных управляющих и обслуживающих организаций поспособствует их стремлению повышать качество и снизит цены на предоставляемые услуги для развития клиентской базы».
Заместитель председателя Партии БНФ, бывший директор Шкловского районного производственного объединения ЖКХ Григорий Костусев ратует за переход отрасли на евростандарты.
«Тарифы на жилищно-коммунальные услуги и их увеличение в большинстве европейских стран находятся под контролем как государства, так и рынка. А обслуживающие компании имеют одинаковые права на общее пользование инфраструктурой разнообразных сетей, при том, что владельцам этих сетей на законодательном уровне запрещено заниматься поставками газа, воды, тепла, электроэнергии», — говорит Костусев.
Если потребителя не устраивает качество и цена услуг, он может сменить поставщика. В странах Европейского союза при установке счетчиков на газ и электричество предусматривается техническая возможность для каждого потребителя по выбору того или иного поставщика. Существующий механизм взаимоотношений поставщиков и потребителей коммунальных услуг обеспечивает конкуренцию, что в свою очередь приводит к снижению тарифов.
Кстати, с целью контроля за тарифами на воду, сборами на обслуживание домов и прилегающих территорий европейские государства каждый год принимают индексы максимальных уровней цен, которые не могут быть превышены поставщиками.
Политика Европейского союза в сфере коммунальных услуг направлена на жесткий контроль финансовых операций фирм-поставщиков, чтобы избежать различных форм коррупции и хищений, отмечает Костусев: «Любая организация, претендующая на поставку коммунальной услуги, обязана пройти полный аудит, к результатам которого имеет доступ для ознакомления любой потребитель».
В белорусских же реалиях, говорит он, «происходит скрытый грабеж населения — как через выставление цен в «жировках» на оплату коммунальных услуг, так и через различные налоги в бюджет, откуда финансовые средства идут на покрытие разницы себестоимости услуг, что белорусские власти еще подают как благо для народа».
В себестоимость коммунальных услуг «включается и огромная коррупционная составляющая», говорит Костусев.
Среди предложений по реформе бывшего главного шкловского коммунальщика и соперника Лукашенко за президентство на выборах-2010 есть и достаточно радикальные:
- Через фонды заработной платы, социальные фонды распределить бюджетные средства, направляемые предприятиям ЖКХ, среди населения, что позволит поднять уровень возмещения населением убытков за оказанные жилищно-коммунальные услуги до 100%;
- Провести сокращение многочисленного чиновничьего аппарата с ликвидацией Министерства ЖКХ, разнообразных отделов жилищно-коммунального хозяйства при обл-, гор-, райисполкомах, сэкономленные средства потратить на мероприятия, направленные на подготовку и проведение реформ в сфере ЖКХ;