С каждым годом число выпускников белорусских вузов, которые хотят продолжить учебу за границей, растет. В Беларуси же, наоборот, растет число иностранных студентов. Что влияет на выбор белорусов, почему они уезжают учиться в другие страны и как оценивают образование дома и за границей. TUT.BY задал эти вопросы белорусским выпускникам, которые сейчас живут за границей.
Александр Шлык, БГУ
В 2001 году Александр поступил на факультет прикладной математики и информатики. После первого курса по программе обмена уехал в США. Когда молодой человек вернулся в Беларусь, решил перевестись на экономический факультет, который и окончил в 2006 году.
- Учился на бюджете, после 4-го курса забрал диплом бакалавра и уехал за границу в магистратуру. Учиться было совсем не сложно - достаточно было только выполнять простейшие требования.
Если говорить об экономическом факультете БГУ в общем, мне дали там полезные знания, но далеко не в том объеме, который можно было бы получить за проведенные там 3 года. Запомнились только несколько курсов, и в основном - из-за качества и требовательности преподавателей и их ответственного подхода. У них получалось соединить научные знания с полезными навыками - объяснить, как общее понимание теории может быть применимо в реальной жизни. Позже мне удалось применить эти навыки в работе. Могу сказать, что такие преподаватели были бы на высоте в любом университете (а некоторые из них и преподают за границей). Подчеркну, что их было мало - всего 3-4. К сильным сторонам БГУ, пожалуй, отнесу именно этих нескольких преподавателей и их методики. От остальных же у меня осталось впечатление, что они идут на поводу у студентов, которые многого от университета и не требовали.
Слабыми сторонами БГУ мне показались следующие: общее отношение студентов к учебе, пассивность значительного их числа. Если задумываться, где бы я мог работать после БГУ, то на ум приходят коммерческие банки, Национальный банк, коммерческие предприятия. Там многие из моих однокурсников и работают. Получают неплохую зарплату - по меркам Беларуси, конечно, - рассказывает Александр Шлык.
После четвертого курса БГУ молодой человек забрал диплом бакалавра и уехал учиться в магистратуру в Будапешт, в Центрально-Европейский университет по специальности "политология".
- Как и 80 процентам студентов, мне предоставили стипендию. В первом семестре кроме бесплатного образования и жилья я получал около 120 долларов в месяц. На еду (простейшую) хватало, на что-то еще - особо нет. После первого семестра мне подняли стипендию в три раза - за хорошие успехи. Проедали мы дополнительные деньги вместе с друзьями, и на развлечения стало хватать тоже. Стоимость обучения для тех, кто платил, была около 15 тысяч долларов в год - без стипендии я бы не потянул, конечно, - продолжает молодой человек.
За год Александр должен был пройти около 12 курсов, среди которых были обязательные, а также курсы по выбору. Студент мог посещать интересные ему курсы без сдачи экзамена - просто из интереса и для приобретения дополнительных знаний. По словам молодого человека, перед началом каждого курса учащиеся получали не только расписание, но и список требований: сколько нужно сдать эссе и сколько сделать презентаций, какой объем должна иметь итоговая работа. Это позволяло планировать время студентов.
В магистратуре за границей никто не копировал чужие мысли
- Научился я, главным образом, одному - думать и вести научную работу. Нужно было много читать - доходило до 200 страниц в день, и это таких текстов, которые в Беларуси называют первоисточниками. Анализ этой литературы мы делали сами, обсуждая в классе. Приходилось и много писать - в каждом курсе было требование сдать 2 или 3 исследовательских эссе, каждое страниц по 10. Плагиат был немыслим - хотя нас и не заставляли сдавать тексты на проверку автоматическими системами, никто не копировал чужие мысли. Это было чревато не только исключением. В ходе изучения каждого предмета мы еще должны были делать презентации прочитанного и своих эссе. Это тоже помогло развить ораторские навыки и способность вести дискуссию.
Вторая магистерская программа была больше нацелена на получение практических навыков - управление, работу с людьми, понимание контекста международного развития и последних трендов. Частью программы было прохождение практики в международной организации, причем отчеты по практике не были чистой формальностью, а на самом деле помогали учиться и разбираться в деле, - рассказывает парень.
По мнению Александра, образование в Беларуси дало базу - в некоторых вещах основательную, а в некоторых - почти никакой. Только после БГУ молодой человек понял, что такое настоящая академическая работа, исследования. И все курсовые и дипломная работа казались уже дилетантством.
"Хочется верить, что когда-то я буду востребован и дома, а пока поживу-поучусь за границей"
- Если говорить о перспективах работы в Беларуси, то сейчас я их не вижу. Дело не только в зарплате. Хотя и в ней - стоило ли столько сил вкладывать в учебу, чтобы сейчас получать по 500? Большей проблемой я вижу собственную невостребованность - я мог бы попытаться работать в коммерческих структурах, но не вижу перспектив роста. А на государственной службе - где я себя все-таки лучше представляю - пока нет востребованности качественного образования и креативности, которое оно дает, - говорит Александр.
Сейчас молодой человек работает в отделе по выборам БДИПЧ ОБСЕ. Это организация, которая наблюдает выборы и издает отчеты о том, насколько они соответствуют обязательствам в рамках ОБСЕ и другим международным стандартам. По мнению парня, работа очень интересная, приходится очень много путешествовать и каждый день приносит новые задачи.
- В Беларусь вернуться хочется, но не сейчас. Хочется верить, что когда-то я буду востребован и дома, а пока поживу-поучусь за границей, - подытожил Александр.
Елена Терешкова, Белорусская государственная академия искусств
В 2008 году окончила Белорусскую государственную академию искусств, факультет "дизайн интерьеров".
Закреплять свои знания на практике девушка начала еще на младших курсах академии. В студенческие годы Елена работала художником-оформителем, после получения диплома несколько лет работала по специальности в Москве, затем - в минской дизайн-студии.
В поисках новых знаний и опыта девушка отправилась учиться в Лондон. Елена поступила в магистратуру в Лондонский колледж коммуникаций, который является одной из школ Лондонского университета искусств.
В Беларуси не очень популярно такое понятие, как стажировка
- Что касается учебного процесса в Беларуси, то в первую очередь на ум приходят только положительные стороны. Прежде всего, студентам была предоставлена мастерская в центре города, в которой мы могли работать с утра до позднего вечера. Студенты многому научились друг у друга, работая вместе. В Лондоне у нас мастерской не было. Во время учебы в академии проходили практику в Гродно и в Санкт-Петербурге. Проживание и билеты оплачивала академия.
В Белорусской академии искусств не было равнодушных преподавателей. Они давали знания, следили за дисциплиной, исходя из своих представлений о том, как должен строиться учебный процесс. Что касается знаний, в академии была возможность получить хорошую базу для работы по профессии "дизайнер интерьеров". Значительная часть информации, которую нам давали, была опубликована еще в советские времена. Но плохого в этом ничего нет. Скорее, наоборот, - это была четкая и хорошо сформулированная система норм, правил и технологий. Думаю, что имеет смысл раньше вводить курс изучения графических программ (AutoCAD и 3DMax) и почаще устраивать учебные практики в соответствующих студиях и мастерских. Увы, в Беларуси не очень популярно такое понятие, как стажировка. Выпускникам, делающим первые шаги в поисках работы, работодатели часто указывают на неопытность и недостатки, вместо того чтобы дать шанс и за несколько месяцев подготовить подходящих специалистов, - делится Елена.
По мнению девушки, академия была хорошим стартом. Однако Елена говорит, что работу после окончания учебы найти было совсем не просто. Во время поисков работы в первые годы после окончания учебы некоторые работодатели из Минска и Москвы привили девушке много профессиональных комплексов и неуверенность в себе.
"Хорошую работу найти непросто как в Лондоне, так и в Минске"
Продолжить обучение в магистратуре Лондона Елена Терешкова решила в поисках новых знаний, опыта и уверенности. В Лондоне, независимо от того, какой предмет студент изучает, в основе большинства курсов лежит единственное слово - "исследование". По словам девушки, исследование в колледже коммуникаций порой было важнее, чем конечный продукт.
- Во время обучения в Лондоне непривычным было то, что никто не контролировал посещаемость лекций и семинаров. Можно было запросто пропустить треть занятий, и никто об этом даже не узнал бы. Однако я не спешу относить это к недостаткам. На определенном этапе мне уже самой хотелось, чтобы ни одна возможность, ни одна лекция не были упущенными.
Обе школы дали знания и опыт. Я даже не знаю, как их разделить на разные категории.
Что касается работы, все, конечно, зависит от запросов. Хорошую работу найти непросто как в Лондоне, так и в Минске. Но, думаю, если проявлять целеустремленность, гибкость и быть готовым к освоению новых знаний, можно найти работу в двух городах. Работу в Лондоне сложно найти прежде всего из-за визового вопроса, - рассказывает Елена.
Сейчас девушка работает в Лондоне ассистентом и графическим дизайнером лондонского шеф-повара, фуд-дизайнера и фуд-стилиста Тома Вульфа, а также удаленно сотрудничает с клиентами из разных стран.
Александр Половинчиков, БГЭУ
В 2010 году после окончания факультета международных бизнес-коммуникаций БГЭУ преподаватели предложили Александру продолжить учебу в магистратуре Китая.
- Я долго думал, стоит ехать или нет. Китай - такая большая и непонятная страна. Посоветовавшись с родителями и сестрой, решил рискнуть. Китайский язык до того момента я не изучал. А главная причина, по которой я поехал в Китай, это вовсе не магистратура, а знакомство со страной, изучение перспективного китайского языка. Это была основная движущая сила. О магистратуре я не думал даже в Беларуси. Но когда белорусские преподаватели предложили поехать в Китай, решил не упускать возможность, - рассказывает Александр.
В сентябре 2010 года молодой человек приехал в китайский город Далянь. Первый год он изучал китайский язык, после чего поступил в магистратуру на специализацию HR.
Учиться с 8 утра до 10 вечера очень изнурительно
По мнению Александра Половинчикова, процесс обучения в Беларуси организован лучше, чем в Китае.
- Мы не учимся, как китайцы, с 8 утра до 10 вечера. На мой взгляд, это очень изнурительно и не факт, что от такой учебы будет стопроцентная отдача. В Китае, например, лекция одного предмета проходит с 8.30 до 11.30, т. е. три часа. У нас такая же лекция будет в два раза короче. Я считаю, что нужно чередовать предметы, потому что очень устаешь от одного и того же.
В Китае мало интерактивности, на основной части предметов - как на языковых курсах, так и в магистратуре - больше говорит преподаватель, нежели студент. Нужно, чтобы был диалог. В наших вузах между студентом и преподавателем есть какой-то диалог.
В Беларуси, мне кажется,преподаватели больше рассказывают, а в Китае читают со слайдов. В китайский университет преподавателя могут взять по связям.
В Китае, когда начинается пара и в аудиторию заходит преподаватель, все студенты должны встать, как в школе. Если вызывают, нужно тоже встать и ответить.
Еще очень удивил один фактв Китае: считается, eсли преподаватель говорит на английском языке, значит, он отличный специалист, а его действительные знания в своей сфере в расчет не принимаются. К примеру, если в России когда-то модным языком был французский, в Китае сейчас таким же модным считается английский. Это своего рода признак принадлежности к элите. Если студент говорит плохо по-английски, это частично проецируется на его знания по специальности, - рассказывает молодой человек.
- В Беларуси были преподаватели с большой буквы, - отмечает Александр.
По мнению Александра, в Даляньском технологическом университете, где он учится, есть проблема с семинарами. В большой аудитории сидит несколько групп, как на лекции, и все слушают преподавателя. На маленькие группы или подгруппы, как это делают в Беларуси, не делят.
- В нашей стране, считаю, это сильная сторона в процессе обучения, в Беларуси - 10-15 человек против 80 - в Китае, - говорит парень.
О перспективах магистратуры в Китае
- Я думал, что за три года выучу китайский. Но за это время должного уровня мне достигнуть не удалось, потому что в магистратуре мы общаемся в основном на английском языке - как с китайцами, так и с профессором. Пишу работу я также на английском. Одного года изучения китайского языка для обучения в магистратуре, я считаю, недостаточно.За пару лет китайский язык довести до хорошего уровня очень тяжело.
Из плюсов, прежде всего, отмечу знакомство с китайской культурой и погружение в нее. Пожив тут, больше понимаешь их мотивы и намерения. Китайцам наравне с иностранцами непросто учиться, непросто найти хорошую работу.
Для того чтобы найти хорошую работу в Китае, требуются люди с высоким уровнем английского и китайского. Больше всего на работу берут британцев или американцев, русских берут гораздо реже. Девушки чаще всего уходят в модельный бизнес, парни - в коммерцию, открывают магазины наtaobao.com. Конкуренция среди иностранцев за хорошую работу с каждым годом растет, русскоговорящих в Китае становится все больше, поэтому и требования выше, - делится молодой человек.
В Китае Александр Половинчиков живет уже четвертый год. За это время парень ни разу не приезжал в Беларусь. О ситуации и экономическом положении в стране Александр знает лишь из новостей и со слов близких. На какую работу и куда можно устроиться в Беларуси, парень пока не знает, но все равно после окончания магистратуры собирается вернуться домой.
Александра Сахар, БГУ
Александра окончила факультет философии и социальных наук БГУ в 2010 году. В том же году девушка поступила в университет Массачусетса в Бостоне на специальность "прикладная социология". Школа в Бостоне Александре не очень понравилась, и она решила попробовать себя в другом университете. По мнению девушки, в Бостоне было сложно морально, не было ощущения, что к каждому студенту есть индивидуальный подход. К тому же Александре помимо учебы нужно было заняться поиском работы, чтобы как-то себя обеспечивать. Отучившись семестр в университете Массачусетса, девушка поступила на медиаменеджмент в "New School University" Нью-Йорка и переехала туда жить. Александра поступила в университет со стипендией, которая на 50 процентов покрывала расходы обучения.
В Беларуси нельзя подобрать программу под себя
- Приятно, что высокие баллы в БГУ дали мне 50-процентную скидку на обучение. Что касается методик преподавания, то могу отметить, что в Беларуси все очень структурировано, у преподавателей нет никакой свободы. Есть программа, согласно которой должны следовать и преподаватели, и студенты - ни шага влево, ни шага вправо. Нет выбора курсов. В Беларуси нельзя подобрать программу под себя. Нужно обязательно пройти то, что выбрано Министерством образования как стандарт. В американских вузах есть пять ключевых предметов курса, все остальные дисциплины выбираешь исходя из своих интересов, общаешься с профессорами. Это можно отнести к плюсу американского образования и к минусу белорусского. Но также я могу отметить, что университет, в котором я училась, был слишком демократическим. Студенты и преподаватели были на равных, будто хорошие знакомые. А так как я привыкла к белорусскому подходу в образовании, в Америке мне не хватало дисциплины.
В американских университетах студентам предоставляется огромное количество образовательных и развивающих ресурсов помимо программных курсов. Преподаватели всегда рады пообщаться и помочь советом, студенты делятся интересными ссылками. Стало нормой, что у каждого курса есть своя группа на "Фейсбуке". В компьютерных лабораториях и библиотеках стоят новехонькие "Маки", и открыты они до ночи, - говорит белоруска.
По словам Александры, объем работы в университете зависит от курса и преподавателя. Девушка брала курсы, в основном, по медиаменеджменту. Белоруска говорит, что нагрузка была небольшая. Нужно было читать тексты и понимать их. Практических занятий в группе и в парах, по мнению девушки, было значительно больше, чем в белорусских университетах.
- Вообще, "New School University" имеет большое артистическо-социальное направление. Сюда идут разные хипстеры, социальные артисты, фэшинисты, либералы и артисты, геи. Это не бизнесс-школа и не школа точных наук. Это школа для креативщиков и международных детей богатых родителей. Это школа, где общага находится на пятой авеню и комната на двоих-троих стоит около $1,600 с человека. Оттуда открывается крутейший вид на Манхэттен, - продолжает Александра Сахар.
Американская магистратура расширяет твой кругозор, и
ты развиваешься как гражданин мира
- Если сравнивать с белорусским, мне было сложнее учиться на ФФСН, но это только потому, что там была дисциплина и более конкретная система оценки. Ну и потому что тогда еще хотелось учиться. Когда я пришла в New School University, резко устала от учебы и стала слишком скептична. Поэтому я всем рекомендую брать перерыв после университета, перед тем как идти в магистратуру. Я знаю, что если бы пошла в магистратуру сейчас, то построила бы свою программу совершенно иначе. Или вообще пошла бы изучать биогенетику или социальную архитектуру.
Насчет качества образования: наше школьное и университетское образование очень сильное. Я до сих пор удивляю американцев своими познаниями в географии и социологии.
В Штатах ты сам себя лепишь, сам выбираешь, сам решаешь. В Беларуси же есть программа и правила, которые нужно выполнять, а ты должен крутиться вокруг этих правил.
Американская магистратура расширяет твой кругозор как личности, ты становишься более открытым,
ты развиваешься как гражданин мира, - рассказывает Александра.
С июня 2013 года девушка работает в агентстве Mindshare, занимается аналитикой проведения интернет-кампаний. Александра не исключает возможность, что может вернуться в Беларусь. Но для начала ей нужно выплатить кредит в Штатах, который брала на образование.
С каждым годом число выпускников белорусских вузов, которые хотят продолжить учебу за границей, растет. В Беларуси же, наоборот, растет число иностранных...