Человек своей эпохи. 21.by

Человек своей эпохи

08.04.2014 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

— Как изменился Минск! Совсем не узнать город, родную улицу Карла Маркса, — с восторгом и с нескрываемой ностальгией то и дело повторяли Наталья Капитонова и Елена Мазурова. Дочери известного советского партийного и государственного деятеля Кирилла Мазурова более десяти лет не были в Беларуси. С тех пор как в 1964-м их отца перевели в Москву, они обосновались в российской столице и на родину приезжают нечасто. Нынче был повод — столетие Кирилла Трофимовича.

В Минск сестры приехали не одни: позвали своих детей и внуков. Те не очень много знают о своем прадеде и были удивлены, насколько его чтут и ценят в Беларуси. Действительно, Мазуров — это страница в истории становления послевоенной страны. Личность хоть и известная, но малоизученная, считает Вячеслав Селеменев, который, будучи директором Центрального государственного архива БССР, в 1987-м обратился к Мазурову с просьбой передать в Минск свой личный архив. Тот отмахнулся, дескать, у вас и так хватает моих официальных документов. Сегодня Вячеслав Дмитриевич сожалеет, что не настоял. Позже, правда, вдова Кирилла Трофимовича кое-что передала. Один из интереснейших экспонатов — записи бесед Мазурова с Пантелеймоном Пономаренко, своим старшим товарищем.

— Этот человек заслуживает большего внимания к себе, — считает Селеменев. — Мемориальный кабинет, который некогда задумали его родственники в Москве, неплохо было бы сделать в Беларуси, республике, на благо которой он трудился, находясь даже далеко за ее пределами.

Мазуров, действительно, личность неординарная. Его заслуги — от строительства клуба и магазина в родной деревне Гомельской области до возведения промышленных гигантов. Но все это было после. В послевоенные годы его имя часто упоминалось, как борца за реабилитацию членов Минского подполья, которых обвиняли в связи с немецкими оккупантами. Далее были дела масштабнее: он закладывал фундамент в будущее нашей страны. Кирпичик за кирпичиком строил то, за счет чего мы сегодня живем.

«Непокорный белорус» — назван фильм, снятый к столетнему юбилею Мазурова. Красноречивое название. Согласны с ним и дочери государственного деятеля: «Неудобный человек. Никогда не брал под козырек. Соглашался с руководителями, но делал по-своему. И всегда был готов, что его отправят в отставку». Отставка случится в 1978-м, но до нее он успел сделать много важных дел.

Трения первого секретаря ЦК КПБ с самим Никитой Сергеевичем Хрущевым — не выдумки историков. Непростые отношения отца с ним подтверждают и дочери Мазурова. На первых порах они ладили, но чем дальше, тем больше разногласий. Одна из претензий Хрущева: секретарь парторганизации республики мало занимается селом. Но это было не так. Просто Мазуров не стремился слепо следовать указаниям из Москвы, которые порой выглядели просто абсурдными: чего стоит та самая пресловутая кукуруза! Кирилл Трофимович имел свой взгляд на развитие БССР. И чуть за него не поплатился.

В 1964-м Никита Сергеевич приехал в Беловежскую пущу. Любил он это место и часто там бывал. Мазуров догадывался, что разговор предстоит сложный, но от своей позиции отступать не собирался. В итоге услышал: «Вон отсюда!» Хрущев решил, что Белоруссии нужен новый руководитель. Вскоре из Москвы приехала целая комиссия. Кирилл Трофимович понимал, что «копают» под него. И когда пришла весть: срочно вызывают не внеочередной пленум Политбюро, он знал, что едет за отставкой.

Но отставку получил Хрущев. В жизни же Мазурова начался новый этап. Брежнев вскоре назначил белоруса членом Политбюро ЦК КПСС, сделал первым заместителем председателя Совета Министров СССР.

Дочери Мазурова вспоминают, что переезжать в Москву семья не хотела. Не стремился и отец. В документальной хронике архива сохранились кадры, где Кирилл Трофимович признавался, что выдвигали его всегда вопреки желанию. Но — партийная дисциплина, потому приходилось следовать на местоназначение. Спустя годы его главной заслугой брежневского периода назовут становление БССР как промышленной республики: почти все крупные заводы были построены благодаря лоббированию интересов Мазуровым. Когда Брежнев решил сделать ставку на промышленность, первый заместитель председателя Совмина в качестве экспериментальной площадки предложил свою родину.

Создание «Хатыни» — памятная история семьи Мазурова. Уезжая из Минска, он предложил на свое место Машерова. Они были соратниками, единомышленниками. Когда Петр Миронович поделился идеей создания масштабного мемориального комплекса, Кирилл Трофимович загорелся. Но отлично понимал, осуществить это будет сложно, так как нужно согласование с Москвой. Но он, можно сказать, перехитрил сотоварищей по Политбюро: попросил лишь об установлении памятного знака. Позже Фурцева возмущалась «худым и немощным стариком», но дело было сделано. Заслугу в этом Мазурова не отнять.

В 1974-м к 60-летию Мазурову присвоили звание Героя Социалистического Труда, а вот работать с Леонидом Брежневым становилось все сложнее. Окончательный разлад случился четыре года спустя. Брежневу собирались вручить очередную Звезду, уже третью по счету, а Мазуров в кулуарах засомневался: «А не сослужите ли вы ему медвежью услугу?» Это быстро дошло куда надо. Отставка последовала незамедлительно. Официальная версия — по состоянию здоровья.

За долгие годы пребывания в верхах власти оно действительно было не совсем в порядке. Но у него было еще полно сил для больших дел. После продолжительного перерыва в 1986 году его избрали первым председателем Всесоюзного совета ветеранов войны и труда, а через три года он стал народным депутатом СССР. В том же 89-м его не стало.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В Минск приехали дочери, внуки и правнуки Кирилла Мазурова
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика