С борисовским заводом по ремонту радиоэлектронного вооружения активно сотрудничает и минский Научно-исследовательский институт средств автоматизации (НИИСА). Он, в частности, является головным разработчиком белорусского варианта модернизации ЗРК средней дальности "Бук" под обозначением "Бук-МБ", продемонстрированного впервые в 2005 году.
Заявленной целью модернизации было названо увеличение боевой эффективности системы путем замены старой электронной начинки на твердотельную электронику нового поколения, повышения помехозащищенности, улучшения эргономики комплекса и создания интерфейса эффективного обмена информацией с автоматизированным командным пунктом.
По имеющимся данным, белорусский вариант модернизации в основном состоял в доработке электронной начинки пункта боевого управления и самоходных огневых установок (СОУ). В процессе доработки их элементная база была на 80% заменена на современные программируемые логические интегральные схемы. В меньшей степени доработка касалась пуско-заряжающей установки, элементная база которой изменялась на 20%.
Согласно информации разработчиков программы модернизации, усовершенствованная СОУ может обнаруживать цели на высотах до 3 км, дальностях до 95 км и переходить на их сопровождение с дальности 80 км. При этом "Бук-МБ" может стрелять не только по воздушным, но и по наземным и надводным целям на дальности до 25 км.
Таким образом, Лукашенко имел основания заявлять, что организации и предприятия ВПК Беларуси имеют достаточный научно-технический потенциал, производственный опыт и навыки для создания отечественных ЗРК. Тем более что в них могут быть использованы собственные элементная база, вычислительная техника, программное обеспечение и средства подвижности.
Есть логика и в том, что созданием белорусского ЗРК, по словам президента, должно заниматься не одно предприятие или даже ведомство. Над комплексом должны работать различные структуры и предприятия.
Дело в том, что некоторые отечественные предприятия, работающие над модернизацией старых и созданием новых ЗРК, являются конкурентами и сталкиваются между собой в одних и тех же рыночных нишах.
Поэтому задача руководства ВПК состоит в том, чтобы наиболее целесообразно объединить потенциалы субъектов хозяйствования различных форм собственности и подчинения, с тем чтобы получить максимальный эффект в минимальные сроки.
Правда, серьезной проблемой является отсутствие в стране производства собственных ЗУР. Последние, впрочем, можно купить на стороне. В числе наиболее вероятных потенциальных поставщиков - Россия, Украина и Китай. Последний уже наладил выпуск ЗУР, скопированных у ведущих мировых производителей.
В случае создания современного ЗРК по цене, приемлемой для небогатых стран (а именно они являются главными потенциальными покупателями подобных систем), Беларусь получает неплохие перспективы на международном рынке вооружений.
Нужно учесть и то, что небольшие страны, опасаясь ущерба своему суверенитету, не всегда хотят связываться при покупке оружия с ведущими мировыми поставщиками, которые часто обставляют сделки политическими условиями.
Производство противовоздушных вооружений - это удел развитых стран с наиболее высоким научно-техническим потенциалом в области оборонной промышленности. А...