Крайности переполняют нашу жизнь. В поисках ответов на самые простые вопросы мы часто прыгаем из одной крайности в другую, не понимая при этом, что крайности лишь отдаляют нас от истины.
«Либеральный клуб» попробует взглянуть на нашу повседневную реальность без крайностей. Каждую неделю эксперты «Либерального клуба» будут анализировать главные события в белорусской политике, экономике, праве, социологии и культуре. Мы отбросим в сторону зашоренность, мифы и ограниченность конфронтационного мышления. В нашем арсенале — факты, логика и небезразличность.
На прошедшей неделе страна отметила достаточно необычную для современного мира дату: 20-летие правления действующего президента. Об итогах этих двух десятилетий не написал, пожалуй, только ленивый. Поэтому не будем перемалывать уже перемолотое. Но хотелось бы воспользоваться информационным поводом, чтобы вспомнить о будущем. О нем мы как раз за последние годы подзабыли, активно обсуждая прошлое и бесконечное настоящее.
Между тем, вопрос о будущем Беларуси сегодня, вероятно, самый неприятный из всех сложных вопросов. Не потому, наверное, что мы не знаем, каким оно будет — кто же это может знать? А оттого, что просто не привыкли задумываться. Всё настолько неизменно и понятно в нашей жизни, что даже как-то боязно думать, что может быть по-другому. Именно думать, а не воображать.
Плюс где-то интуитивно, а где-то из опыта других стран мы понимаем, что изменение привычной общественно-политической реальности (то есть уход с властного Олимпа Александра Лукашенко) принесет нам очень нелегкие времена. При каких бы обстоятельствах это ни произошло, слом персоналистской системы власти, вероятнее всего, будет настолько глубоким, что может привести не просто к «ператрахиванию», но и к огромным общественным и личным потрясениям.
В истории, конечно, были примеры, когда эпоха авторитарных лидеров безболезненно эволюционировала в новые (или слегка обновленные) политические формы. Но это, скорее, исключения. Да и сложно такое представить в контексте хронически неэффективной белорусской экономики с нездоровым доминированием все менее конкурентоспособного государственного сектора и искусственным сдерживанием различных конфликтных интересов.
Так что главный вопрос этих юбилейных дней достаточно тривиален: можно ли что-то делать уже сейчас, в нашем бесконечном настоящем, чтобы подготавливать страну к неизвестному будущему? Делать не на уровне очередных громких лозунгов, а скромно, приземленно, но по-настоящему.
Ответ тоже банален: если это кому-то нужно, то, конечно, можно. Но нужно ли? И, в частности, нужно ли это главному герою 20-летнего юбилея? На вопрос о том, какой он видит Беларусь еще через двадцать лет, Александр Лукашенко как-то заявил: «суверенной». Интересно, это был взгляд в будущее или все еще в бесконечное настоящее?..
Антон Болточко
О врагах государства и простом доверии
Глава Нацбанка Надежда Ермакова 9 июля сделала важное заявление по поводу ближайшего будущего национальной валюты: финансовый регулятор планирует до конца года девальвировать рубль до 10 700-10 800 рублей за 1 доллар, что означает изменение курса на 5,46% от его текущего значения (или на 13,45% в годовом исчислении). Учитывая, что после 2011 г. за курсом рубля в Беларуси не следит только ленивый, очень важно проанализировать слова Ермаковой.
Во-первых, что касается этики, то Ермакова еще раз продемонстрировала, что слова чиновника в Беларуси ничего не значат. Ровно год назад — 9 июля 2013 г. — она заявляла, что обменный курс белорусского рубля формируется исходя из рыночного спроса и предложения иностранной валюты при минимальном непосредственном участии Национального банка. Сейчас же было объявлено о продолжении в Беларуси политики плавного снижения стоимости рубля.
Это подтверждает то, о чем все уже давно знали или догадывались: в Беларуси осуществляется ручное управление курсом национальной валюты. Возможно, учитывая славу предшественника Ермаковой, некоторые традиции передаются по наследству и «народец» достоин того, чтобы пускать ему пыль в глаза.
Страшно, друзья! Ведь население страны, судя по всему, рассматривается как главный враг государства. Не зря Лукашенко недавно сказал, что «никто не в состоянии перевернуть страну, за исключением только одной причины — экономической». Уверен, что он понимает: экономика — это не бездушные агрегированные показатели. За понятием «экономика» скрывается каждый гражданин страны. И этому гражданину в Беларуси не доверяют.
Во-вторых, Ермакова своим заявлением может как успокоить народ, так и взбудоражить его. Верящие словам главы Нацбанка и умеющие считать оставят свои средства на счетах в белорусских рублях. Ведь при обещанной ставке рефинансирования в 18-20% и названном курсе на конец года можно неплохо заработать на процентах. Те же, кто потерял свою веру в слова глав Нацбанка о курсе белорусского рубля, предпочтут минимизировать риски и воспользуются валютным рынок, выставив свои рубли на продажу.
Как можно заметить, все сводится к вопросу о доверии. Но если Нацбанк не доверяет населению, то будет ли население доверять Нацбанку?..
Никита Беляев
Налоговая лень государства
Стали окончательно известны планы белорусских властей по изменению налогового законодательства. Напомним, что на следующий год было запланировано внесение изменений в Налоговый кодекс. Главная интрига заключалась в масштабах изменений и их направлении: ожидать ли какие-то позитивные реформы или, наоборот, очередное закручивание гаек?
Вроде бы в последнее время разговоры по поводу введения достаточно абсурдных мер, наподобие налога на тунеядцев, поутихли, а заявления властей на тему налоговой реформы периодически приобретали воодушевляюще-реформаторский характер.
О необходимости снижения налоговой нагрузки писал в своей недавней статье помощник президента Кирилл Рудый. Такое же мнение в апрельском обращении к народу и парламенту высказывал и Александр Лукашенко. Эти заявления властей наталкивали на мысль о том, что предстоящие изменения налогового законодательства могли бы привести к относительной либерализации этой сферы.
Однако 10 июля министр по налогам и сборам Владимир Полуян дал понять, что никаких существенных реформ ожидать не стоит, предстоящие изменения лишь закрепят существующее положение дел. В целом же взят курс не только на сохранение status quo, но и на ужесточение ответственности за неуплату налогов, введение новых мер по выявлению таких случаев и на борьбу с зарплатами в конвертах. Таким образом, пополнять бюджет власти вновь будут не за счет улучшения делового климата, которое бы дала налоговая реформа, а старым неэффективным методом — штрафами.
Интересно, что, по мнению Полуяна, в реформе и вовсе нет необходимости, т.к. налоговая нагрузка в Беларуси соответствует среднеевропейскому уровню. Согласно недавнему исследованию «Либерального клуба» это действительно так.
Однако хорошо ли это? Ведь налоговая нагрузка — показатель стоимости государства. Это означает, что белорусская система госуправления, бюрократия и т.д. обходятся гражданам нашей страны в ту же сумму, что и среднестатистическому европейцу. Возникает вопрос: а работает ли наше государство на том же среднеевропейском уровне или, быть может, уровень оплаты все же слишком высок и основания для налоговой реформы все-таки есть?
Вадим Можейко
«Славянка»: президент без фонограммы
10 июля в Витебске торжественно открылся XXIII международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске». Александр Лукашенко выступил… нет, не столько с праздничным обращением к зрителям, сколько с критикой «Славянки»:
«У нас что, нет экспертов, которые скажут: нет, не пойдет, это не мировой уровень? Есть. А отношение — ладно, сойдет … Ладно, ты даешь концерт два с половиной часа, скачешь, прыгаешь, надо где-то передохнуть — что-то поставишь под фонограмму. Но когда ты поешь только две песни, то можно выйти, если ты действительно артист, и спеть живьем».
Хочется высказать искреннюю благодарность спичрайтеру президента: по сути слова Александра Лукашенко о фестивале (включая и критику отсутствия его целостной концепции) звучали очень здраво. Правда, этого, к сожалению, не скажешь про его общие ремарки о культуре. Последние политолог Валерий Карбалевич охарактеризовал как «взгляд на культуру из зрительного зала сельского клуба».
Однако смущает сам факт того, что глава государства вновь лично учит артистов петь без фонограммы, а организаторов — делать концепцию фестиваля. Спрашивается: зачем же нам тогда Министерство культуры или витебская дирекция фестиваля «Славянский базар»?
Если они не способны решать простейшие рабочие вопросы, то стоит задуматься о компетентности сотрудников этих организаций и целесообразности их бюджетного финансирования. В противном же случае президенту нет необходимости лезть не в свою профессиональную сферу. Специалисты сами разберутся, как делать фестиваль мирового уровня и как петь песни. Особенно если будут работать в более коммерческих условиях.
Странно, что на дворе уже 23-я «Славянка», а мы все еще вынуждены повторять эти прописные истины…
Василий Корф
Что общего у Беларуси и Сомали?
Всемирный день народонаселения наша планета отметила 11 июля. Национальный статистический комитет специально к этой дате опубликовал ряд свежих цифр, касающихся численности и возрастного состава населения Беларуси. На начало 2014 г. в нашей стране насчитывалось 9 млн. 468 тыс. человек. Примерно столько же белорусов социологи насчитали в далеком 1940 г.
Предыдущий год стал для нас во всех смыслах знаменательным: население республики впервые за последние 20 лет увеличилось! Хотя пока что рано радоваться, поскольку эта тенденция, скорее всего, долго не продержится. Численность населения Беларуси снова пойдет на спад, как только в детородный возраст вступят представители поколения «демографической ямы» — рожденные во второй половине 1990-х гг.
Сейчас примерно три четверти белорусов являются городскими жителями. Уровень концентрации населения довольно высок: в 14 крупных городах, с численностью больше 100 тыс. человек, проживают до 70% всех горожан. Тут Беларусь полностью вписывается в общемировой тренд, однако постоянно увеличивающийся уровень урбанизации ставит перед властями вопрос о будущем малых регионов.
Еще одной глобальной проблемой, имеющей для Беларуси локальный характер, социологи называют непрекращающееся старение населения. В соответствии со шкалой ООН, население страны считается старым, если доля лиц от 65 лет и старше равна 7%. В Беларуси этот показатель уже достиг 13,9% и все еще продолжает увеличиваться. При такой ситуации в скором будущем наша страна столкнется с серьезными экономическими трудностями (критическая нагрузка на пенсионную систему, дефицит на рынке труда), а повышение пенсионного возраста станет неизбежным.
По количеству жителей Беларусь занимает 92-е место в мире и 16-е — в Европе. Во всемирном зачете мы располагаемся рядом с такими контрастирующими странами, как Боливия, Швеция, Сомали и Азербайджан.
Международный пример поучителен. Имея 9,5 млн. населения можно либо стать одной из наиболее развитых стран мира, либо скатиться в пучину анархии и гражданской войны. Надеюсь, нашу страну ожидает первый путь.