В 2015 году у Беларуси будет возможность еще раз попытаться присоединиться к Болонскому процессу. На сегодня его участниками являются 47 стран, в том числе Россия, получившая членство в 2003 году, Азербайджан, Армения, Грузия, Украина (вступили в 2005 году) и другие. Самым «молодым» считается Казахстан (включен в список в 2010 году).
Заявку на вступление Беларуси в Болонский процесс должны были рассмотреть министры образования стран-участниц Европейского пространства высшего образования на саммите в Бухаресте в 2012 году. Однако «белорусский вопросы» был снят с повестки дня. Причина — Беларусь не соблюдает такие основополагающие принципы, как академическая свобода, институциональная автономия и студенческое участие в управлении высшим образованием.
Сейчас, спустя два года, многие из экспертов констатируют: существенных реформ в образовании не произошло. Так стоит ли Европе принимать Беларусь в Болонский процесс, прикрыв глаза на некоторые несоответствия, в расчете, что она исправится по ходу?
Андрей Лаврухин, бывший преподаватель ЕГУ, член Общественного Болонского комитета, считает — шансы есть:
«Даже несмотря на то, что все проблемы, которые раньше тормозили вступление, остались. Ведь некоторые страны Средней Азии и Закавказья, где авторитарная система в чем-то еще и более жесткая, чем в Беларуси, являются странами-участницами процесса. На мой взгляд, Беларусь в 2015 году может туда проскочить.
Но здесь главное не сам факт вступления, хотя и это довольно существенно (потому что наше невступление стало уже легендарным). Главное — что будет после того, как… В тех же России, Казахстане, например, в основном на формальном уровне все принципы, процедурные моменты соответствуют Болонским требованиям. Но копни глубже — возникает масса проблем. И особенно с тем, что называется «европейскими ценностями». Тем не менее, есть предчувствие, что в 2015 году Беларусь может вступить в Болонский процесс. В принципе — позитивный шаг. Но он может стать новым этапом имитации…
И вот здесь многое зависит от академического сообщества. Согласится ли оно подыгрывать этим имитациям, инициатором которых будет администрация вузов и Министерство образования? Проглотится всё то, что будет преподноситься как университетское самоуправление, когда ректоров назначают?
Возьмем именно этот принцип: выборность руководителей на административные должности. Россия, к примеру, в Болонском процессе. Но есть два государственных вуза, в которых ректора назначает президент России — Московский государственный и Санкт-Петербургский. Не было возмущения, никто из европейских чиновников не стал угрожать, что нарушаются основные принципы и страну могут исключить из Болонского процесса — потому что это невозможно.
То есть, вступление в Болонский процесс — дело более легкое, чем те существенные трансформации и реформы, которые, по логике, должны произойти после одобрения заявки».
Политолог Юрий Чаусов также считает, что, конечно же, никакого значительного прогресса в реформировании системы образования Беларуси не произошло:
«Недостатки, которые отмечались в качестве оснований для предыдущего невключения, остались. Это и тотальный государственный контроль за академической сферой, и отсутствие академических свобод, студенческого самоуправления...
С другой стороны, известно, что в Европе есть сейчас настроения на улучшение отношений с Беларусью и, скажем так, на интеграцию Беларуси в те европейские системы, которые не связаны с политическими вопросами, но могут содействовать европеизации Беларуси.
Когда мы посмотрим, к примеру, на списки проектов международной технической помощи, которые недавно утверждены правительством, то как раз на ближайшие два года направление на сотрудничество белорусской системы образования с европейскими университетами и в целом образовательные проекты государственной направленности получили довольно много финансирования за счет международной технической помощи. Это свидетельствует, что есть энтузиазм как со стороны белорусских официальных властей все-таки интегрировать страну в Болонский процесс, не реформируя систему образования коренным образом. То есть, получить выгоды, не потеряв контроля.
А с третьей стороны, у европейских политиков предчувствие, что позитив в этом направлении может стать той вехой, которая позволит говорить хоть о каком-то успехе европейской политики в направлении Беларуси. Пусть небольшое, но достижением, которое заменит собой отсутствие прогресса, например, в Восточном партнерстве, в Диалоге по модернизации…
В рамках проекта «Рефорум», который реализуется Белорусским институтом стратегических исследований, реформирование образовательной сферы обозначено в качестве одного из двух приоритетов для работы экспертных групп.
Так что в следующем году нас ждут интересные события. Я прогнозирую, что попытка попасть в Болонский процесс будет удачной. Критика критикой, но в принципе к ней уже не будут прислушиваться, как прежде…».
Главный редактор портала generation.byЮрий Сидун также считает: сейчас для Беларуси обстоятельства складываются очень удачно:
«В любом случае, это хорошо, что Беларусь присоединится к европейским тенденциям. Но все ведь понимают: это декорация. Тем не менее, хочется верить, что какие-то позитивные сдвиги будут.
Возможно, со вступлением начнется какой-то импульс. К примеру, белорусские студенты, а также чиновники от образования будут больше общаться с европейскими партнерами. Если сейчас посмотреть сайты белорусских учебных заведений, большинство контактов сводится к России и к странам так называемого третьего мира. Будем надеяться, что в случае присоединения к Болонскому процессу простых человеческих контактов с европейцами станет больше, и это в любом случае позитивно».