Информация о том, что 1 сентября в столичном транспорте одномоментно исчезнут все кондукторы, облетела многие СМИ. На самом деле кондукторы на некоторых маршрутах еще остались – всего в штате "Минсктранса" сегодня числится 168 представителей этой "вымирающей" профессии. А в начале года их было более 900 - куда они исчезли?
Фото: photo.bymedia.net
Проект по внедрению автоматизированной системы оплаты проезда в минском транспорте обсуждался давно. Одним из его явных преимуществ называлось полное сокращение штата кондукторов. Их число с начала этого года, действительно, стремительно уменьшалось: с 916 человек на 1 января 2014 года до 168 – на 1 сентября. Но сокращения штата в традиционном его понимании так и не случилось. По словам заместителя генерального директора Ирины Дановской, всем, у кого в течение этого года истекали контракты по профессии "кондуктор", было предложено перейти на другие должности.
Из кондукторов – в контролеры, кассиры и уборщики
Большая часть кондукторов – 263 человека – стали контролерами. Теперь их в Минске в общей сложности 368 человек – в 2,5 раза больше, чем было до переформирования штата кондукторов. Помимо усиления контрольно-ревизорской службы с помощью бывших кондукторов руководство "Минсктранса" закрыло и другие вакантные места в организации. Речь идет о билетных кассирах, мойщиках-уборщиках подвижного состава, мойщиках посуды, уборщиках и гардеробщиках. - Всем, кто хотел остаться, была предложена работа. Мы даже предлагали кондукторам вариант переподготовки. Готовы были переучить их по профессиям "водитель троллейбуса" и "водитель трамвая". Вопрос сокращения у нас не стоял.
Около 70 кондукторов сейчас находятся в социальных отпусках по беременности и родам и по уходу за детьми до 3 лет – их "Минсктранс" пока не имеет права переводить на другие должности. У остальных контракты истекут до конца этого года, а пока они продолжают выполнять прежние обязанности, но в основном на пригородных маршрутах.
Фото: photo.bymedia.net
"Остаться в живых": в минском транспорте до сих пор работают 35 кондукторов
35 человек до сих пор можно встретить в городском транспорте – эти маршруты исключены из списка контролируемых ревизорами. Эти кондукторы – последние представители исчезающей в Минске профессии.
Полностью ушли из системы "Минсктранса" всего несколько десятков человек, рассказала TUT.BY Ирина Дановская. Специалист объясняет это тем, что люди "психологически не были готовы к работе ревизорами".
- Кондукторы восприняли сокращение штата нормально. Они заранее были подготовлены к этому, ведь о внедрении новой системы оплаты и контроля проезда говорилось уже давно. Они знали, что профессия "кондуктор" в штате предприятия временная.
Какие профессии также исчезнут в ближайшее десятилетие?
Полное исчезновение профессии "кондуктор" эксперты предрекали уже давно. Кроме того, по мнению аналитиков бизнес-школы "Сколково", в ближайшие годы в России (а следом и в Беларуси) придется сказать "прощай" следующим профессиям:
Эти профессии, как и в случае с контролерами, считают эксперты, уничтожит автоматизация. Развитие систем управления дорожным движением позволит отказаться от инспекторов ДПС, поскольку уже сейчас уведомление о штрафах во многих случаях приходит по почте. Вахтеров заменят (и уже постепенно заменяют) специальные механизмы, считывающие отпечатки пальцев, сетчатку глаза и т. д. Поезда в метро в некоторых странах уже курсируют без машинистов. Швеи не выдержат конкуренцию с 3D-принтером. А профессия "почтальон" исчезнет благодаря развитию интернет-переписки.