Родители 16-летнего Саши, покончившего с собой в здании Свидетелей Иеговы: "Может, это генетика или всплеск эмоций из-за влюбленности". 21.by

Родители 16-летнего Саши, покончившего с собой в здании Свидетелей Иеговы: "Может, это генетика или всплеск эмоций из-за влюбленности"

19.09.2014 15:36 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

1 сентября Саша не пришел вместе со сверстниками в школу, где ему предстояло учиться в выпускном классе. За пять дней до начала занятий он повесился. Произошло это в Речице, в здании общины Свидетелей Иеговы. О том, что это был суицид, говорит предсмертная записка, в которой Саша сообщал родителям, что грешен и потому недостоин быть свидетелем Иеговы. Журналист TUT.BY выехала в Речицу, где пообщалась с родителями, учителями и одноклассниками мальчика, чтобы узнать о причинах, побудивших его к самоубийству. 

Родители Саши сразу сказали в школе, что они другой веры

Новость об этом самоубийстве быстро разлетелась по Речице. Обсуждают в основном принадлежность семьи к общине Свидетелей Иеговы. Все слухи сводятся к одному – довели ребенка. Родители одноклассников Саши написали на TUT.BY с просьбой разобраться, как такое могло произойти, что подтолкнуло мальчика к такому шагу: может, дома на него оказывали давление. "Куда Саше было вырваться от того, что ему навязывали? – пишут они. – Он был активный парень, а по их вере много разных запретов".

Свидетели Иеговы отказываются служить в армии. Не салютуют государственному флагу своей страны и не отмечают Рождество, дни рождения и другие праздники, поскольку считают это формой идолопоклонства. Верят, что 144 тысячи человек будут пребывать в небесной славе. Так же, как адвентисты седьмого дня, считают, что после смерти верующий остается в могиле, лишенный сознательного существования, до тех пор, пока не будет воскрешен Богом. Отрицают основные догматы христианской веры, в частности, божество Иисуса Христа. Потому все традиционные конфессии не признают иеговистов.
На данный момент УСК по Гомельской области проводит проверку по факту гибели Саши и информация, предоставленная TUT.BY официальным представителем Марией Кривоноговой, достаточно сжатая: "25 августа во второй половине дня парень пошел в дом, принадлежащий общине Свидетелей Иеговы, для наведения порядка. Он долго не возвращался. Его отсутствие заметил отчим. Когда он пришел к дому общины, двери были закрыты. Он съездил за ключами и, войдя внутрь здания, заметил в фойе висящего Сашу. Мужчина позвонил в милицию, прибыла следственно-оперативная группа. При осмотре места происшествия обнаружена предсмертная записка, содержание которой в интересах проверки не разглашается. В ходе осмотра видимых признаков насильственной смерти не обнаружено. Мальчик к административной ответственности не привлекался, не состоял на профучете в ИДН. Семья характеризуется положительно. Мать и отчим состоят в общине Свидетелей Иеговы. При жизни несовершеннолетний часто ходил в дом, принадлежащий этой общине, где прослушивал лекции и наводил порядок".

Речицкая средняя школа №10, где учился Саша, расположена практически в центре города. Прежде чем пообщаться с педагогами, интересуюсь у одноклассников Саши, каким они его запомнили.

 Саша, наверно, не настолько верующий, – говорят ребята. – Он был как все. Прошел проверку в военкомате, сам хотел определиться, в какие войска пойти. У него мобильник был хороший, он играл с нами в сетевые игры. Хотел научиться водить автомобиль. О вере своей разговоров никогда не заводил, да мы и сами не знали. В классе был со всеми в хороших отношениях, хотя тесно ни с кем не дружил. У него были друзья  парень и девчонка из нашей школы, только они в других классах учатся. Саша практически все переменки с ними проводил.


Фото Саши со случайными прохожими, снятое на мобильный, предоставили одноклассники Саши. Таким они его запомнили
 
Направляюсь в кабинет директора школы. На информационных стендах в школьном коридоре много разной информации для детей и родителей. На одном из объявлений говорится о проведении акции по профилактике суицидов.




 Год назад родители Саши перевели мальчика в нашу школу в связи с тем, что переехали жить в частный дом, который расположен по той же улице, что и школа. В прошлом году мама привела к нам двоих своих сыновей: младший братик Саши пошел в первый класс, а Саша – в 10-й, – рассказала директор школы Валентина Гулик. – Родители Саши сразу сказали классному руководителю о том, что они другой веры. Но родительские собрания мама всегда посещала, контактировала с педагогами. Мы не видели, чтобы Саша приходил в школу с синяками или в подавленном состоянии. Напротив, всегда был открыт для общения, не пропускал занятий, в классе его любили, он никогда не грубил одноклассникам и учителям. Словом, у нас не было оснований подозревать семью в каком-то насилии по отношению к ребенку или в невыполнении родительских обязанностей.

Это подтверждает и классная Саши Елена Осипенко. Она говорит, что мальчик быстро влился в коллектив:

 Он высокий симпатичный, современный, с чувством юмора. Контактировал со всеми, девочек яблоками угощал. У Саши больше гуманитарный склад ума, хотя информатику тоже любил и физкультуру. Я была у них дома. Дом небольшой, но в нем уютно и чисто.

Елена Николаевна говорит, что за четыре дня до трагедии разговаривала с Сашей по телефону. Предлагала ему танцевать вальс с одноклассницей на школьной линейке. У Саши был веселый голос. Он ответил, что сейчас не может прийти, папе помогает, но обещал к выпускному обязательно научиться танцевать вальс.

 Когда Саши не стало, я спросила у его родителей, когда мальчика привезут из морга, дети хотят с ним попрощаться. "Мы его домой привозить не будем, – ответили они.  Из морга сразу на кладбище повезем". Они разрешили нам подъехать к моргу, – рассказала Елена Николаевна. – Мы купили цветы и венок (родители одноклассников Саши говорят, что это единственный венок на могиле Саши. – TUT.BY) и поехали. Попрощались. Дети очень переживали, плакали. Я им сказала: "Если сделал какую-то ошибку, надо уметь жить с этой ошибкой, стараться не повторять ее и воспринимать как опыт. Не бывает таких ошибок, из-за которых надо на себя руки накладывать".




Заместитель директора по воспитательной работе Любовь Ширнина работает в школе 27 лет. Говорит, на ее памяти это второй завершенный суицид: первый был давно, около 15 лет назад, тогда тоже повесился 16-летний мальчик. Из обычной семьи, не имеющей отношения к религиозным общинам. Причина – конфликт в семье.




Спрашиваю, не замечали ли учителя каких-то странностей в поведении родителей Саши.

 Нет, – ответила Любовь Ивановна. – Разве что насчет шестого дня (субботние школьные мероприятия для учеников: круглые столы, дискотеки и так далее. – TUT.BY) они сразу предупредили, что оба их сына по субботам будут проводить время с семьей. Так это и не странность вовсе: дело это добровольное, и мы не вправе принуждать. Еще папа сказал учительнице начальных классов, у которой учится младший брат Саши, что он против разного рода аппликаций и подарков, которые дети делают в подарок мамам и папам к праздникам  8 марта, 23 февраля. Сказал, чтобы его ребенок в этом не участвовал. В нашей школе учатся и другие дети из этой общины и у них тоже есть свои просьбы к педагогам, продиктованные верой. Школа всегда старается соблюдать законы, община ведь зарегистрирована официально, если бы это была деструктивная секта  тогда другое дело.

Педагоги рассказали, что помимо Саши в семье еще трое детей. Родной брат Саши с 16 лет уехал жить к биологическому отцу в Калинковичи, сейчас он служит в армии. Есть еще двое сводных – младшие братик и сестричка, рожденные во втором браке.

"Дорогие мама и папа…. Я очень…"

Здание Свидетелей Иеговы находится на той же улице, где и дом, в котором жил Саша – через дорогу наискосок. Попасть туда не удалось: калитка заперта. Маленькие окошки, никакой шильды, ухоженная территория, возле забора растут цветы.




В небольшом деревянном доме родителей Саши калитка также заперта. Похоже, никого нет дома. Во дворе – автомобиль, сушатся пеленки. Аккуратный ухоженный огород.

Решаю дождаться во что бы то ни стало, а пока опросить жителей улицы.

 Нам неприятно, что здесь обосновалась община Свидетелей Иеговы. Раньше верующие боялись, по одному приходили, чтобы незаметно было. А в последнее время стали приезжать на иномарках, – говорят люди. – Мы писали жалобы в Речицкий райисполком. А нам в идеологическом отделе ответили, что эта община уже официально зарегистрирована, и что они ничего не могут сделать. Иеговисты привозят на машинах свою литературу, выгружают. Правда, нам ее не предлагают.

Жители улицы, с которыми довелось пообщаться, говорят, что из-за этой общины у них не проходит беспокойство за своих детей, которых могут "затащить в эту секту".

 Мы думали, что после смерти этого мальчика они поутихнут, не будут собираться, – говорят они. – И очень удивились, когда на следующий день после самоубийства собралась куча народа на служение. Нас поражает еще, что сюда ходят бабушки и водят с собой малышей. И вообще там много детей, зачем их зомбировать с такого возраста?

Вскоре удалось пообщаться и с родителями Саши. Правда, сначала они отказали в разговоре. На просьбу пояснить, почему, ответили: "Неприятно, когда лезут журналисты, подают необъективно информацию. Мы устали от разговоров вокруг. Из нас сделали неизвестно кого, а мы Сашу очень любили. Мы отказались от общения с телевизионщиками, так они начали снимать нас из-за забора. Разве это нормально?".

Мы знакомимся. Отчима Саши зовут Игорь, маму – Людмила. В целом впечатление от супружеской пары – приятное: оба вежливо отвечают на все вопросы, даже на самые неудобные. При этом – никакого раздражения и желания закрыть тему. Непривычной кажется разве что легкая эмоциональная отстраненность при том, что разговор у нас на очень болезненную тему.

 Как вы думаете, почему Саша сделал это?

– Мы не исключаем генетический фактор: дедушка Саши по линии матери повесился, когда ему было 33 года. Возможно, у Саши это сработало на уровне подсознания. Он знал об этом факте, но в семье мы эту тему не обсуждали, – рассказал Игорь.

– Если бы от него какие-то знаки были или он бы разговоры какие-то заводил, мы бы отнеслись к этому внимательно, а так ведь – ничего, – говорит мама Саши. – Никакого давления на него не было.

– Это взрослые адаптируются к жизни и не так все воспринимают, а дети порой не могут свои эмоции побороть. У Саши был какой-то эмоциональный всплеск, и это видно по его записке, – говорит Игорь. – Он начинает ее "Дорогие мама и папа". Содержание пока рассказывать не буду, потому что следствие идет. Но в конце было написано "Я очень"… и всё, на этом записка обрывается. Часто об этом думаю.

 Простите за некорректный вопрос, а он в записке написал, что любит вас?

– Нет, он не успел дописать записку. Начал "Дорогие родители, мне очень жаль… ". Потом там были мысли, что он допускал какие-то грехи. Но это грехи юности, это детство еще, он делал то, что всем детям свойственно. И в конце он написал "Я очень.." и, как я уже говорил, не дописал. Видно, его эмоции захлестнули. Может, он уже стал плакать. Насколько мы его знаем, он такой восприимчивый. Я бы хотел, конечно, у него спросить: "Что ты хотел этим сказать?" Но это уже невозможно.

Прошу вспомнить последние дни жизни Саши.

– В пятницу он бурно переписывался смсками с девочкой, в субботу отослал ей только пару сообщений – это выяснилось уже после его смерти, мы эти сообщения потом следователю передали. В воскресенье съездил с другом в Калинковичи на собрание, вернулся оттуда в приподнятом настроении, говорил, что пообщались там со знакомыми. Все было нормально, как обычно, разве что кушал плохо. Вечером сказал: "Папа, я пойду в зал".

 Спортивный? – уточняю.

– Нет, это он так называл молитвенный дом (Зал Царства – здание, предназначенное для встреч собрания Свидетелей Иеговы. – TUT.BY) . Саше там всегда нравилось что-то делать. Он воду носил, траву косил. Его никто не заставлял. И на этот раз мы не беспокоились с женой, что он там задержался, он и раньше находил себе там работу. К вечеру жена встревожилась, что Саши долго нет. И я пошел в здание Свидетелей Иеговы вместе с младшим сыном. Открыл дверь, увидел провод на полу, испугался, что электропроводку замкнуло и что-то страшное произошло. Потом увидел Сашу…

 Вы Сашу принуждали принимать ту же веру, что и у вас?

– Нет, вечерами мы читаем Библию, Саша слушал охотно. Он всегда был с нами. Мы всегда ездили вместе отдыхать, – говорит Игорь.

 Саша говорил когда-нибудь, какую профессию хотел бы выбрать?

– Он хотел также, как и я, своими руками что-то делать, – говорит Игорь. – Я кровельщик. Он со мной работал и уже какие-то навыки у него были. Саша еще в отделке фасадов помогал, мы доверяли ему несложную работу. На крышу не пускали: "Нет, сынок, давай, что-нибудь другое делай, где не так опасно".

– Я его не отпускала иногда с папой на работу, а он говорил: "А я хочу",  добавляет Людмила.

Родители Саши уверяют, что в семье с мальчиком не было проблем.

– Его друзья даже не могут поверить, что так произошло, – говорит Игорь. – Даже его самый близкий друг. У них планы были на будущее, они их обсуждали. Мы Сашу не ущемляли. У нас есть еще 3-комнатная квартира, и я ему говорил: "Саша, одна комната – тебе и по комнате Максиму и Соньке, когда они подрастут. Делите как хотите. А у нас с женой домик есть небольшой. Захочешь жениться, тебе есть где жить. Все в твоих руках". Саша всегда строил планы, в будущее смотрел.

 Девочка, с которой он дружил, тоже из семьи адептов Свидетелей Иеговы?

– Да. Она очень переживала после случившегося. Саша, наверное, был в нее влюблен. Мы не разрешали им уединяться, – говорит Игорь, – чтобы они не совершили какой-то безнравственный поступок. Возраст у них такой, да и перед семьей девочки большая ответственность. Мы разговаривали с ее родителями и нашли общий язык. Девочка и сама понимала, что им с Сашей рано думать о каких-то близких отношениях. Я говорил Саше: "Нужно чуть-чуть пережить этот возраст и все, а потом – пожалуйста. Когда ты сможешь самостоятельно обеспечивать семью и заботиться о ней, когда сможешь взять на себя такую ответственность, тогда можешь уже и планы строить". Он и сам это понимал. Но, видать, не пережил это все. В одной из смс писал ей, что она общается с другим мальчиком – может, у него ревность детская была…

 Ходит много разговоров, что в Свидетели Иеговы назойливо затягивают в свою веру. Что вы можете сказать по этому поводу?

– Когда-то Задорнов такую мысль сказал по этому поводу: наверное, это единственная организация, из которой легко выйти, но трудно туда попасть. Чтобы стать Свидетелем Иеговы, нужно привести жизнь в порядок – избавиться от вредных привычек, вести честный образ жизни, узаконить свои брачные взаимоотношения и так далее. А выйти очень просто – да не ходи и все, – говорит Игорь. – У нас есть пример в семье. Старший сын вышел из веры. Когда ему было 16 лет, уехал жить к своему родному отцу. Но меня он, как и Саша, папой называет даже теперь. Мы продолжаем с ним общаться. Он сказал нам: "Я хочу попробовать пожить в свое удовольствие". И мы ему дали такую возможность.

– Насколько мне известно, Саша написал в предсмертной записке, что грешен и порочит имя Свидетелей Иеговы. Чем, по-вашему, он так нагрешил?

– Да какие у него там были грехи? – говорит мама. – Он и по дому помогал, и учился, и братика любил. Мы все грешим где-то в чем-то. Естественно, осознаем это. Где-то даже, бывает, голос повысишь, например, это ведь тоже грех.

 По вашей религии суицид считается грехом?

– Да. Мы будем молиться, чтобы Бог снял с Саши этот грех, потому что он еще молодой и эмоциональный. Сколько разных людей заканчивает жизнь самоубийством и никто не придает этому такого значения. Почему вокруг смерти Саши столько шума? Почему все увидели зло именно в том, что у нас такая религия? Если, представьте, атеист совершил суицид, при этом он написал "не вижу смысла жизни", так что, нужно тогда всех атеистов осудить? В таких случаях почему-то не говорят: "Вот атеист повесился" и не создают вокруг смерти такого ажиотажа. А здесь единичный случай произошел. Хотя причина, если взять объективно все факты, может и в другом – генетика, эмоциональный всплеск из-за влюбленности или еще что-то.

Внутренний диссонанс между "хочу" и "должен"

В Гомельской областной психиатрической больнице прошу предоставить статистику завершенных самоубийств детей и подростков за три последних года.

– Начиная с 2012 года, в Гомельской области ежегодно совершается 4 суицида детей до 18 лет. Все погибшие – мальчики, способ самоубийства в каждом из этих случаев – повешение. То есть за последние три года повесились 12 детей, – рассказала главный областной внештатный психиатр управления здравоохранения Гомельского облисполкома Екатерина Новогран. – Как видим, вырисовывается достаточно четкая тенденция – в основном от суицидов погибают мальчики, выбирающие для этого страшный высоко летальный способ.




Что касается причин, говорит собеседница, то они чаще всего кроются в семье. И социальный фактор в этом деле выходит на первый план. В этом году в Октябрьском районе 10-летнего мальчика забрали от пьющей матери и отдали в интернат. Мальчик сбежал оттуда и жил дома, голодал. В день зарплаты попросил у мамы денег на сладости. Та отказала. Он повесился на карнизе. Хоронили его соседи и сельсовет, а мать даже не пришла с ним попрощаться.

Или вот еще одна трагедия, в Буда-Кошелевском районе. 16-летний мальчик, который обучался в аграрно-техническом колледже, приехал на выходные к бабушке, где повесился. Причина неизвестна. Известно лишь, что его мать лишена родительских прав.

Разбираем причины и других суицидов: ссора с девочкой; компьютерная зависимость и на этом фоне – конфликт в семье; конфликт с детьми в школе; конфликт с матерью…

Еще в областной психбольнице отметили, что в Гомельской области парасуицидов среди детей и подростков в возрасте до 18 лет регистрируется почти в 20 раз больше, чем завершенных суицидов.




 А бывает так, что ребенок производит впечатление вполне благополучного и в школе, и дома, а на самом деле у него есть какие-то неразрешимые, по его мнению, проблемы? – задаю чисто теоретический вопрос.

– Бывают дети внешне очень правильные и положительные со всех сторон, но внутри них идет такая борьба! За всей этой маской, которую хотят видеть в семье и в школе, может скрываться настоящий вулкан, – сказал главный врач областной психиатрической больницы Виктор Моторенко.  В таком случае может возникнуть внутренний диссонанс между "хочу" и "должен", который порой приводит к трагическим последствиям.



 
Теги: Новости
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
1 сентября Саша не пришел вместе со сверстниками в школу, где ему предстояло учиться в выпускном классе. За пять дней до начала занятий он повесился. Произошло это в...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика