10 октября — Всемирный день против смертной казни. В офисе правозащитного центра «Весна» в Минске состоялась итоговая пресс-конференция кампании «Правозащитники против смертной казни в Беларуси».
Как заявил заместитель руководителя «Весны» Валентин Стефанович, с начала 2014 года в Беларуси было приведено в исполнение два смертных приговора, и еще двое осужденных находятся в камере смертников.
«С 2010-го по текущий год нам известно про казни девяти человек, — подчеркнул он. — Особое беспокойство вызывает то, что в пяти случаях смертная казнь была применена несмотря на то, что были зарегистрированы индивидуальные обращения приговоренных в Комитете по правам человека ООН и в отношении этих обращений была начата процедура № 92 ООН. Это значит, что белорусские власти были уведомлены комитетом о получении этих обращений и о том, что приговоры не могут быть приведены в исполнение до рассмотрения обращений».
Кроме того, отметил Стефанович, Верховный суд в качестве последней судебной инстанции продолжает приговаривать к высшей мере, приговор вступает в силу сразу после оглашения и кассационному обжалованию не подлежит. «Что и произошло в деле Ковалева и Коновалова, которые были казнены в течение двух месяцев после вынесения приговора», — подчеркнул правозащитник.
«Мы призываем Беларусь к тому, чтобы она изменила процедуру исполнения смертного приговора, которая не раз признавалась Комитетом по правам человека ООН как жестокое и бесчеловечное обращение, — сказал Стефанович. — Это и невыдача тел казненных родственникам, неуказание места захоронения, несообщение родным о времени и месте казни».
В рекомендациях, которые будут представлены правозащитниками странам, входящим в Комитет по правам человека ООН, будет просьба о том, чтобы Беларуси было рекомендовано ратифицировать второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, отметил Стефанович. Таким образом Беларусь взяла бы на себя обязательства по введению моратория на смертную казнь и изменила законодательство.
«Не может страна быть членом Совета Европы без моратория на смертную казнь», — добавил правозащитник.