Инициатива о привлечении к ответственности тунеядцев является крайне сомнительной как с правовой, так и с экономической и организационной точек зрения. Такое мнение высказал БелаПАН юрист Сергей Балыкин, комментируя прошедшее 20 октября у президента совещание по данной проблеме.
Эксперт напомнил, что ответственность за тунеядство в той или иной форме существовала во времена СССР. И к ней можно было привлечь человека, не работавшего более 4 месяцев подряд. Но во времена Советского Союза труд являлся не только правом, но и почетной обязанностью гражданина СССР. Это давало хотя бы формальное основание для установления такой ответственности. В то же время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь труд является именно правом, а принудительный труд прямо запрещен как Основным законом, так и международными обязательствами страны.
«Я, конечно, понимаю, что нынешняя власть мало внимания обращает на юридические формальности и зачастую превращает права граждан в их обязанности, но введение института принудительного труда несомненно повлечет за собой санкции со стороны мирового сообщества», — уверен юрист.
Он также отметил, что в отличие от Советского Союза, где существовала ответственность не только за тунеядство и за иной паразитический образ жизни, например, за занятие частной предпринимательской деятельностью, в Беларуси легализованы и другие формы извлечения доходов гражданами помимо трудовой деятельности. Это могут быть доходы от предпринимательской деятельности, от участия в хозяйственных обществах, проценты по вкладам в банках, доходы от сдачи недвижимости. «И все эти поступления облагаются подоходным либо другими налогами. В конце концов, человек может жить на сбережения, которые он держит под собственным матрацем. И это пока еще не запрещено», — сказал эксперт.
Не стоит, по его словам, также говорить, что неработающие граждане не платят налогов, ведь кроме подоходного налога, который, кстати, не является бюджетообразующим, существуют еще и косвенные налоги НДС и акцизы, включаемые в цену покупки. Поэтому, приобретая какой-то товар или услугу, человек автоматически перечисляет деньги в бюджет.
«Мне совершенно непонятна экономическая целесообразность организации неких принудительных работ, — отметил Балыкин. — Рабский труд доказал свою неэффективность еще 2000 лет назад, а в современном обществе рентабельность такого рода труда смогли обеспечить только откровенно людоедские режимы в концлагерях. Но там это достигалось за счет уничтожения сограждан».
В современных условиях, по словам эксперта,» эффективность» принудительного труда не удалось обеспечить никому. Примеров тому в новейшей белорусской истории множество, начиная от пресловутых нерадивых родителей и заканчивая крепостным правом в деревообрабатывающей отрасли.
Инициатива о привлечении к ответственности тунеядцев является крайне сомнительной как с правовой, так и с экономической и организационной точек зрения.