Хотя пока еще более половины белорусов поддерживают сохранение смертной казни в стране, социологи в очередной раз зафиксировали рост числа сторонников ее отмены. К тому же представители официальной власти вновь заговорили о своем желании восстановить статус специального приглашенного в ПАСЕ, для чего необходимо ввести мораторий на применение высшей меры наказания.
Но прогноз политологов неутешителен: до президентских выборов 2015 года на введение моратория власти не пойдут.
Сторонников отмены стало больше
Группа компаний «Сатио» провела социологическое исследование на тему: «Преступление и наказание: восприятие, оценки, отношение общества», результаты которого была представлены в Беларуси в рамках проходившей 5-10 октября Недели против смертной казни.
В основу исследования были положены результаты личных интервью 1100 жителей Беларуси в возрасте от 18 до 75 лет, проведенных в августе-сентябре 2014 года (первый этап исследования «Сатио» провела в мае 2013 года).
Согласно данным свежего опроса, 57,6% респондентов выступают в поддержку сохранения и применения высшей меры наказания, что меньше аналогичного показателя 2013 года на 5,6%. Доля противников высшей меры выросла с 31,4% до 34,6%.
Сторонники высшей меры наказания по-прежнему мотивированы доводом о том, что это — «адекватное возмездие за совершенные преступления» (57,3% в 2014 году против 66,6% в 2013 году).
Противники смертной казни считают, что ее отмена даст возможность «снизить риск судебной ошибки» (58,6% в 2014 году против 71,7% в 2013 году). Социологи отмечают, что доля ответов в пользу полной «неэффективности смертной казни» составила 22,1% (около 13% в 2013 году).
В то же время 85,6% опрошенных заявили, что не готовы к просмотру публичного исполнения смертного приговора (78,8% в 2013 году).
Сработает ли фактор ПАСЕ?
Стоит отметить, что помимо этического аспекта в вопросе применения смертной казни есть еще и политический момент. Палата представителей Национального собрания Беларуси в свое время была лишена статуса специального приглашенного в Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). И главным условием восстановления этого статуса является отмена смертной казни или хотя бы введение моратория на ее применение.
Статус специального приглашенного в ПАСЕ парламент Беларуси получил в 1993 году. Однако потерял его после конституционного референдума, проведенного в ноябре 1996 года и расширившего полномочия президента.
В 2009 году на волне потепления отношений официального Минска с Западом Беларусь была близка к тому, чтобы вернуть этот статус. Однако тогда в итоговую резолюцию по Беларуси все же был внесен пункт о том, что возвращение статуса возможно только при решении проблемы применения смертной казни.
После разгона мирной демонстрации протеста в Минске 19 декабря 2010 года и резкого похолодания отношений между Беларусью и Западом вопрос о возвращении статуса спецприглашенного временно потерял актуальность. Однако сейчас на фоне очередного этапа потепления отношений вполне вероятно, что Беларусь рассчитывает вернуть статус.
Так, 29 сентября на встрече Александра Лукашенко с членами Совета Палаты представителей председатель комиссии по международным делам Николай Самосейко выступил с инициативой проработать вопрос о возможности восстановления для белорусского парламента статуса спецприглашенного в ПАСЕ.
По мнению депутата, это позволило бы более эффективно использовать парламентскую дипломатию при продвижении национальных интересов, в развитии двусторонних контактов. Лукашенко предложение поддержал и поручил проработать вопрос.
К слову, в Палате представителей уже несколько лет работает возглавляемая Самосейко группа по изучению проблематики смертной казни как инструмента наказания, применяемого в Беларуси. При этом Самосейко неоднократно подчеркивал, что группа не имеет цели убеждать граждан в необходимости отмены или сохранения высшей меры наказания.
«Целью деятельности рабочей группы не является убеждение граждан за отмену или против отмены смертной казни, а лишь только доведение до широких слоев общественности той проблематики, которая связана с применением данного вида наказания», — сказал он, например, 7 февраля перед заключительной конференцией ПРООН «Содействие совершенствованию судебной системы Республики Беларусь посредством специализации судов».
По его словам, программа деятельности рабочей группы предусматривает «участие в различных ток-шоу, семинарах, круглых столах».
На вопрос БелаПАНо том, что будет итогом деятельности рабочей группы, депутат ответил: «Не будем называть сроки. Результатом должен быть какой-то итоговый документ, рекомендации либо к Палате представителей — предложение провести парламентские слушания по этой теме, либо к другим властным органам, либо итоговый документ с обращением к главе государства, либо итоговый документ, констатирующий положение дел в том плане, что Республика Беларусь готова или не готова к отмене смертной казни».
При этом Самосейко оговорился, что результат работы может быть и иным.
Напомним, Беларусь — единственная европейская страна, которая не входит в Совет Европы. Главной причиной является наличие в стране смертной казни. На протяжении 2013 года белорусскими судами вынесено пять смертных приговоров.
Однажды это произойдет, но вряд ли слишком скоро
Политолог и юрист Юрий Чаусов отмечает, что разговоры о введении моратория как необходимого условия для возвращения статуса в ПАСЕ и в перспективе — Совете Европы ведутся достаточно давно.
«Если в стране будет сохраняться курс на видимость какой-то либерализации, это вполне возможно», — сказал он в интервью БелаПАН.
Чаусов подчеркивает, что рано или поздно смертную казнь в Беларуси придется отменить. «Беларусь — единственная страна в СНГ и Европе, где смертная казнь есть. Так что рано или поздно это произойдет. А в связи с ПАСЕ или независимо от этого, уже другой вопрос», — отметил он.
При этом собеседник отметил, что в период президентских выборов не стоит ждать подобного шага от белорусских властей.
Политолог Валерий Карбалевич также полагает, что в ближайшее время мораторий на смертную казнь введен не будет.
«Во-первых, белорусскому режиму не очень-то сильно нужен статус и специального приглашенного, и вообще полноправного члена СЕ, потому что никаких особых дивидендов это не добавляет Беларуси, — сказал эксперт в интервью БелаПАН. — Совет Европы — организация, которая занимается чисто гуманитарными проблемами, правами человека и прочими, которые с точки зрения белорусского режима абсолютно неинтересны».
Кроме того, полноценное участие Беларуси в СЕ означает, что после этого Минск признает полномочия Европейского суда по правам человека и белорусские граждане смогут подавать иски. «А с учетом того правового беспредела, который существует в Беларуси, суд будет просто завален исками от белорусских граждан. И белорусским властям надо будет как-то на это реагировать. А зачем нужна эта головная боль?» — говорит Карбалевич.
Он отмечает, что демонстрация в очередной раз некоего интереса со стороны Беларуси по поводу получения статуса в ПАСЕ — это «такой жест для Запада в рамках того тренда на потепление и размораживание отношений с ЕС, который сегодня существует».
«Такие жесты не первый раз делаются, — напоминает политолог. — Не первый раз белорусская сторона говорит, что готова обсуждать вопрос о смертной казни, об институте уполномоченного по правам человека. Но дальше жестов дело не идет».
Кроме того, говорит Карбалевич, в вопросе о смертной казни Александр Лукашенко реагирует на мнение большинства населения, которое все же ориентировано на сохранение этой меры наказания.
«Есть еще и психологический момент, — подчеркивает политолог. — У самого Лукашенко представления о власти такие средневековые, то есть правитель должен иметь власть над жизнью подданных, а если он лишается такой власти, то какой же он правитель?».