Ответы Министерства ЖКХ на вопросы пользователей TUT.BY о тарифах, приватизации, перепланировке и капремонтах
06.11.2014 09:00
—
Новости Общества
|
Специалисты ЖКХ дали ответы на все вопросы пользователей по темам приватизации, тарифов ЖКХ, перепланировки квартир и капитального ремонта домов.
Сколько стоит ЖКХ
Вопрос: "Когда раскроют основной секрет ценообразования ЖКХ - из чего конкретно складываются цифры стоимости 1 м3, 1 кВт, 1 Гкал и т.д. для потребителя? Какими расчетами они обосновываются и где можно ознакомиться с ними?
Если не ошибаюсь, несколько лет назад подобный вопрос руководству МЖКХ задавал президент Беларуси. Был ли дан исчерпывающий ответ со всеми обоснованиями и подсчетами?"
Ответ ЖКХ: "На основании указа президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь" тарифы на теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение для нужд населения устанавливаются Советом министров Республики Беларусь, а тарифы на водоснабжение, водоотведение (канализация), пользование лифтом, техническое обслуживание, капитальный ремонт жилого дома, вывоз, обезвреживание и переработку твердых коммунальных отходов – облисполкомами и Минским горисполкомом.
До 12 сентября 2014 года порядок планирования и калькулирования затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг регулировался постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 14 июня 2011 года № 14 "Об утверждении инструкции по планированию, учету производственных затрат и калькулированию себестоимости отдельных жилищно-коммунальных услуг".
В настоящее время - постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 3 июня 2014 года № 11 "Об утверждении Инструкции о порядке планирования и калькулирования затрат на оказание услуг по техническому обслуживанию, теплоснабжению (по услугам, оказываемым организациями Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь), водоснабжению, водоотведению (канализации), пользованию лифтом, вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов".
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 25 ноября 2013 г. № 140 "Об утверждении перечня и форм ведомственной отчетности" утверждена форма "Отчет по формированию себестоимости" квартальной периодичности предоставления.
С информацией по анализу данных, содержащихся в отчете по формированию себестоимости, можно ознакомиться на официальном сайте министерства".
Сергей А. (Молодечно): "Через полгода вступаю в наследство (а именно - в права на приватизированную квартиру) и хотелось бы узнать следующее. В течение полугода с момента смерти наследодателя происходит отчуждение имущества, т.е. им распоряжаться наследники не могут. Тем не менее оплата за коммунальные услуги продолжает исправно начисляться, а именно: капремонт, техобслуживание, плата за домофон. Вскоре к этому прибавится и отопление. Но в квартире никто не живет! Получается, что услуги оказываются никому (они именно оказываются, но нет получателя этих услуг). Через полгода наследник, вступивший в наследство, должен погасить задолженность по тем услугам, которые он не получал. Эта задолженность за 6 месяцев может обойтись в серьезную сумму. Как здесь быть: почему наследник должен отвечать за то, что ему фактически не оказывалось?"
Ответ ЖКХ: "Согласно п. 13 Положения о порядке расчета и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 (далее – Положение), в случае принятия наследства задолженность по плате за жилищно-коммунальные услуги и (или) плате за пользование жилым помещением погашают наследники в порядке, установленном в статье 1086 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
При этом плата за жилищно-коммунальные услуги, подлежащая внесению наследниками, принявшими жилое помещение в составе наследства, рассчитывается по субсидируемым тарифам для населения без начисления пеней до получения свидетельства о праве на наследство, но не более шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно ст. 1086 Гражданского кодекса Республики Беларусь каждый из наследников, принявших наследство, отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему имущества. Обязанностью собственника жилого помещения является внесение платы за жилищно-коммунальные услуги, в том числе за капитальный ремонт (ст. 29, 31 Жилищного кодекса Республики Беларусь).
Учитывая вышеизложенное, обязанностью (долгом) собственника жилого помещения является внесение платы за жилищно-коммунальные услуги, в том числе и за капитальный ремонт. После смерти собственника жилого помещения данная обязанность (долг) переходит в соответствии с нормами действующего законодательства к его наследникам.
Кроме того, услуги по техническому обслуживанию жилого дома, отоплению жилого помещения оказываются организациями независимо от количества человек, проживающих в жилом помещении.
Таким образом, вы, как наследник жилого помещения, должны внести плату за жилищно-коммунальные услуги".
Вопрос из Барановичей: "Здравствуйте. Хочу обратиться с таким вопросом. Недавно мы с мужем сняли квартиру в одной из новостроек Барановичей по улице Домейко, так как своим жильем пока не располагаем. Когда пришло время оплачивать "коммуналку", оказалось, что в нашей однокомнатной квартире зарегистрированы 5 человек. Сумма к оплате составила около 400 000 рублей, (причем свет, вода, газ - все по счетчикам), и из этой суммы 89 000 рублей в жировке записано как "з/п председателю". Мы не против оплачивать счета, с законом и хозяевами квартир у нас проблем никогда не было, но нас волнует вопрос должны ли мы платить председателю зарплату из своего кармана или это все же должен делать собственник жилья. Обсуждать это с нами он отказывается и мотивирует все тем, что вы живете - вы за все и платите, а нет - так вы знаете, где двери. А оформить наши с ним отношения договором он также наотрез отказывается. Как выяснилось, причина этому то, что хозяин квартиры не имеет права ее сдавать. Коммунальные платежи платить самим он нам тоже запретил, только передавать деньги ему лично и он сам платит. Все же хотелось бы разобраться, какие платежи должны вносить наниматели жилья, а что должен оплачивать сам собственник? И на что в данном случае нужно ссылаться?"
Ответ ЖКХ: "Согласно нормам Инструкции о порядке планирования и калькулирования затрат на оказание услуг по техническому обслуживанию, теплоснабжению (по услугам, оказываемым организациями Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь), водоснабжению, водоотведению (канализации), пользованию лифтом, вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов, утвержденной постановлением Минжилкомхоза от 03.06.2014 № 11, расходы на оплату труда работников аппарата управления обслуживающей организации, начисления на оплату труда входят в состав технического обслуживания жилого дома.
Таким образом, начисление членам товарищества собственников данной платы и включение ее в извещения о размере платы за жилищно-коммунальные услуги является неправомерным.
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения являются едиными для всех граждан, независимо от того, в каких домах они проживают, и устанавливаются облисполкомами и Минским горисполкомом".
Вопрос: "Добрый день. Почему если в квартире, в которой не прописаны люди, но есть официальные квартиросъемщики (есть договор), тарифы оплаты отопления настолько большие? Может, стоит все-таки считать съемщиков приравненными к прописанным людям?"
Ответ ЖКХ: "В соответствии с Положением о порядке расчета и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденным постановлением Совета министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 (далее – Положение), с 27 июня 2014 г. наниматель, заключивший договор найма жилого помещения, относится к плательщикам жилищно-коммунальных услуг, на него распространяются все нормы Положения, касающиеся начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, как и к собственнику жилого помещения.
Так, если наниматель зарегистрирован в жилом помещении по месту жительства, то начисление ему платы за техническое обслуживание осуществляется в соответствии с п. 19 Положения (20 кв. м + 10 кв. м - по субсидируемому тарифу для населения, соразмерно общей площади жилого помещения сверх указанных размеров - по тарифу, обеспечивающему полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание этой услуги).
Также в случае регистрации нанимателя по месту жительства в жилом помещении начисление платы за отопление будет осуществляться по субсидируемому тарифу для населения.
В случае, если наниматель проживает по договору найма жилого помещения без регистрации по месту жительства плата за техническое обслуживание соразмерно общей площади жилого помещения, а также за отопление жилого помещения начисляется по тарифу, обеспечивающему полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание этой услуги.
Независимо от регистрации в жилом помещении при заключении договора найма и предоставлении копии такого договора в организацию, осуществляющую начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, плата за водоснабжение, водоотведение (канализацию) в пределах установленных норм; вывоз, обезвреживание и переработку твердых коммунальных отходов начисляется по субсидируемым тарифам для населения".
Вопрос: "Я владею фирмой, у которой на праве собственности есть нежилое встроенно-пристроенное помещение в многоквартирном жилом доме. По каким тарифам фирма должна оплачивать техническое обслуживание и производить отчисления на капительный ремонт по данному помещению? И на какую встроенную или встроенно-пристроенную площадь должна начисляться плата за капитальный ремонт и техобслуживание, ведь под домом находится только малая площадь из общей площади нежилого помещения? Если на всю площадь, то кто будет оплачивать капитальный ремонт пристроенной части нежилого помещения при проведении капитального ремонта жилого дома?"
Ответ ЖКХ: "В соответствие с указом президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь" тарифы на услуги по тепло- и водоснабжению, водоотведению (канализации), вывозу, обезвреживанию и переработке твердых и жидких коммунальных отходов, оказываемые юридическим лицам организациями системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства, а также физическим лицам (в том числе индивидуальным предпринимателям), эксплуатирующим нежилые помещения, устанавливаются облисполкомами и Минским горисполкомом.
Так, местными исполкомами регулируются тарифы на коммунальные услуги. Тариф на техническое обслуживание нежилых помещений не является регулируемым.
В соответствии с ст. 11 Закона Республики Беларусь от 08.01.1998 "О совместном домовладении" собственники недвижимого имущества совместного домовладения несут расходы по содержанию и ремонту общего имущества пропорционально их доле в праве общей собственности на это имущество.
Таким образом, внесение платы за техническое обслуживание нежилых помещений осуществляется путем оплаты фактических затрат, понесенных обслуживающей организацией на оказание данной услуги по нежилому помещению.
2. В соответствие с Положением о порядке расчета и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденным постановлением Совета министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 плата за капитальный ремонт в жилом доме вносится плательщиком жилищно-коммунальных услуг ежемесячно в доле, соразмерной общей площади занимаемых нежилых помещений, по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат. Вместе с тем в настоящее время решением Минского горисполкома от 27 февраля 2014 г. № 453 установлен только субсидируемый тариф для населения в размере 600 рублей за 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц.
Таким образом, до момента установления Минским горисполкомом тарифа, обеспечивающего полное возмещение экономически обоснованных затрат, отчисления на капитальный ремонт нежилых помещений осуществляются на основании договорных отношений в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь".
Татьяна Лапырева: "Проживаю в новом доме, сданном чуть более года назад. Благодаря, как я понимаю, технологии строительства здания пожаловаться на недостаток тепла не могу. Квартира на самом деле теплая. К тому же установлены батареи, позволяющие регулировать температуру в комнатах. Нередко в зимний период батареи включали на минимальный режим тепла. Также обратили внимание, что потребление нами тепла в минимальном режиме не уменьшает плату за него. Тепловой счетчик непосредственно в квартире не установлен. Однако среди документов, которые мы получили при заселении в квартиру, имеется паспорт на тепловой счетчик. Значит, он все-таки существует (видимо, в общем коридоре, под замком) и показания с него теоретически снять можно. Мой вопрос заключается в следующем: в данных обстоятельствах (тепловой счетчик не установлен в квартире) имеем ли мы возможность снимать с него показания и оплачивать тепло, израсходованное по факту?"
Ответ ЖКХ: "В соответствии с п. 34 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 12.06.2014 № 571, плата за теплоснабжение жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, оборудованных приборами индивидуального учета тепловой энергии или распределителями тепла на отопительных приборах, осуществляется за каждый истекший месяц отопительного периода по показаниям прибора группового учета тепловой энергии в соответствии с заключенными договорами и с учетом доли расходов на отопление мест общего пользования.
После окончания отопительного периода производится перерасчет платы исходя из показаний распределителей тепла и приборов индивидуального учета расхода тепловой энергии".
Зеньков Александр: "Комитет госконтроля проводил проверку правильности расчета себестоимости услуг ЖКХ, после чего в прессе была информация о множественных непрофильных активах, затраты по которым включаются в затраты структуры ЖКХ (себестоимость услуг). Планируется ли при текущих расчетах себестоимости услуг ЖКХ не учитывать непрофильные расходы ? Будут ли производиться перерасчеты при выявлении случаев коррупции в системе ЖКХ, влияющие на увеличение себестоимости услуг?"
Ответ ЖКХ: "В целях прекращения обременения организаций ЖКХ необоснованными расходами рабочей группой по изучению проблемных вопросов в жилищно-коммунальном хозяйстве предложено законодательно установить, что деятельность организаций ЖКХ, не связанная с оказанием и (или) предоставлением основных жилищно-коммунальных услуг населению, подлежит осуществлению на основании договорных отношений и на возмездной основе.
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги устанавливаются в соответствии с действующим законодательством и являются субсидируемыми государством тарифами, то есть тарифами на услуги, при оказании которых часть затрат возмещается за счет бюджетных средств или иных источников.
Согласно нормам Инструкции о порядке планирования и калькулирования затрат на оказание услуг по техническому обслуживанию, теплоснабжению (по услугам, оказываемым организациями Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь), водоснабжению, водоотведению (канализации), пользованию лифтом, вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов, утвержденной постановлением Минжилкомхоза от 03.06.2014 № 11, в себестоимость вышеуказанных услуг не входят затраты по содержанию непрофильных активов.
Снижение себестоимости жилищно-коммунальных услуг повлияет на уровень возмещения гражданами затрат на оказание данных услуг".
Шестаков Сергей, председатель ЖПК "Молодежный", Жодино: "Будут ли пересмотрены нормы на вывоз ТКО. По нормам (и договору для 83-квартирного дома из расчета 2,1 м3 на человека в год) годовой объем вывоза ТКО составляет 556,5 м3. Реально вывозится примерно 333,7 м3. По тарифу, обеспечивающему полное возмещение затрат, было бы выгоднее заплатить за реально оказанную услугу".
Нормативы образования твердых коммунальных отходов устанавливаются местными исполнительными и распорядительными органами в расчете на 1 человека.
Порядок определения нормативов образования коммунальных отходов регламентирован постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27.06.2003 № 18/27 "Об утверждении Правил определения нормативов образования коммунальных отходов".
При этом дифференцированные нормативы образования коммунальных отходов для населенного места утверждаются с учетом рекомендуемых нормативов и объема накопления коммунальных отходов за прошедший год или (и) по нормативам, определенным (уточненным) на основании натурных замеров.
Определение дифференцированных нормативов образования твердых коммунальных отходов для населенного места производится отдельно для жилищного фонда по различным типам благоустройства и для каждого вида других объектов.
Общий средний норматив образования твердых коммунальных отходов по благоустроенным жилым зданиям жилищного фонда г. Жодино установлен решением Жодинского городского исполнительного комитета от 25.11.2008 № 1772 "Об утверждении общих средних нормативов образования твердых коммунальных отходов".
Гринцевич Наталья Николаевна, поселок Лесное, д.14: "В поселке Лесной (Боровляны) в 14-м доме делают капитальный ремонт дома и полгода назад отключили газ. Жильцы вынуждены перейти на пользование электрическими плитами, а оплачиваем электроэнергию по тарифам, как в домах с газом, и, таким образом, почему ЖКХ, зная такую ситуацию в нашем доме, не организовало временное изменение тарифов на электроэнергию в два раза в меньшую сторону, как и должно быть в домах с электроплитами?"
Ответ ЖКХ: "В соответствии с действующим законодательством постановлением Совета министров Республики Беларусь от 30.12.2013 № 1166 установлены тарифы на следующие виды потребляемой электроэнергии:
1. для жилых домов (квартир), оборудованных в установленном порядке электрическими плитами;
2. электрическая энергия для нужд отопления и горячего водоснабжения с присоединенной мощностью оборудования более 5 кВт;
3. электрическая энергия, за исключением указанной в пунктах 1 и 2.
Тариф на электроэнергию для жилых домов (квартир), оборудованных в установленном порядке электрическими плитами, не может быть применен для жилых домов (квартир), в которых временно отсутствует газоснабжение".
Елена Микулич: Вопрос 1: "Ожидаются ли какие-нибудь изменения по оплате коммунальных услуг фермерами? В данный момент юридический адрес моего фермерского хозяйства зарегистрирован по адресу проживания (квартира). Оплату произвожу 100%".
Вопрос 2: "Существуют ли льготы по оплате коммунальных услуг для многодетных семей?"
Ответ ЖКХ: "Положением о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 12.06.2014 № 571 (далее – Положение), определено, что плата за жилищно-коммунальные услуги вносится плательщиками жилищно-коммунальных услуг по установленным законодательством тарифам (ценам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание таких услуг, в случае использования жилого помещения в соответствии с законодательством для местонахождения частного унитарного предприятия, за исключением случая, если собственник жилого помещения не является учредителем данного предприятия и в отношении собственника имущества данного предприятия возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Данные нормы Положения не применяются к жилым помещениям, используемым для местонахождения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Положением предусмотрено, что плата за услуги водоснабжения, водоотведения (канализации), газо- и электроснабжения осуществляется по субсидируемым тарифам для населения без применения установленного порядка взимания дифференцированной платы за услуги водоснабжения, водоотведения (канализации), газо- и электроснабжения в зависимости от объема потребления многодетными семьями, а также опекунскими, приемными семьями, воспитывающими троих и более несовершеннолетних детей с учетом родных и приемных детей, и детскими домами семейного типа".
Вопрос: "Радиорозетки у меня не было вообще! Но плату за нее исправно берут!"
Ответ ЖКХ: Для того чтобы отключить радиоточку в г. Минске, необходимо обратиться в абонентский отдел РУП "Белорусский радиотелевизионный передающий центр" по адресу: г. Минск, ул. Кирова, 33.
Также вы можете направить свое письменное заявление на имя директора РУП "Белорусский радиотелевизионный передающий центр" почтой, факсимильной связью (номер факса 227 38 15) либо сканированное изображение вашего заявления на электронную почту
Для отключения радиоточки в областных центрах необходимо обратиться в областные узлы радиовещания и телевидения РУП "Белорусский радиотелевизионный передающий центр", в районных центрах и сельских населенных пунктах – в отделения РУП "Белтелеком".
Товарищества собственниковВопрос: "Оплата членами товарищества собственников дополнительных услуг".
Ответ ЖКХ: "Действующим законодательством, в частности статьей 13 Закона Республики Беларусь от 16 июля 2008 года № 405-З "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг" определено, что жилищно-коммунальные услуги оказываются на основании договора на оказание жилищно-коммунальных услуг, договоров бытового подряда и иных видов договоров в соответствии с гражданским законодательством.
Перечень основных жилищно-коммунальных услуг, а также типовые формы договоров на оказание данных услуг утверждены постановлением Совета министров Республики Беларусь от 27 января 2009 года № 99 "О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг".
Услуги, предоставляемые гражданам в жилищном фонде и не относящиеся к основным жилищно-коммунальным услугам, являются дополнительными жилищно-коммунальными услугами. В соответствии с пунктом 3 статьи 166 Жилищного кодекса Республики Беларусь участник совместного домовладения вправе отказаться от получения дополнительных жилищно-коммунальных услуг и не оплачивать их. Основанием для оплаты дополнительной услуги является договор на оказание данной услуги.
Понуждение к оказанию дополнительных услуг, а также включение дополнительных взносов в извещение о размере платы за жилищно-коммунальные услуги является нарушением действующего законодательства.
Нормами постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 29 августа 2014 года № 17 "Об установлении формы извещения о размере платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением" предусмотрено включение оплаты за дополнительные услуги в извещение о размере платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением, форма которого утверждена данным нормативным правовым актом.
Включение вышеуказанной оплаты в извещение о размере платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением может осуществляться только на основании отдельного договора на оказание дополнительной жилищно-коммунальной услуги, заключенного с каждым потребителем данной услуги.
Таким образом, физическое (юридическое) лицо, желающее оказывать дополнительные услуги, должно заключить с каждым потребителем, выразившим согласие на предоставление дополнительной услуги, договор на ее оказание, затем обратиться в расчетно-справочный центр для включения в извещение о размере платы за жилищно-коммунальные услуги суммы оплаты за предоставление оказываемой гражданам дополнительной услуги.
Порядок заключения договора и исполнения договорных обязательств установлен Гражданским кодексом Республики Беларусь, самим договором, заключенным между сторонами.
Споры, связанные с заключением договора, в случае, когда заключение договора обязательно, подлежат рассмотрению в судебном порядке в случае недостижения согласия об их урегулировании.
С целью упорядочения деятельности по управлению общим имуществом совместных домовладений, а также расчетов населения за основные и дополнительные жилищно-коммунальные услуги министерством в адрес местных исполнительных и распорядительных органов направлены соответствующие разъяснения (письмо от 24 марта 2014 г. № 06-19/84)".
Вопрос: "Создание и реорганизация товарищества собственников. Порядок проведения общего собрания членов товарищества собственников, созданного на базе нескольких многоквартирных жилых домов".
Ответ ЖКХ: "До вступления Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28 августа 2012 г. в силу порядок создания и деятельности товариществ собственников регулировался, в частности, Законом Республики Беларусь от 8 января 1998 года "О совместном домовладении" (далее – Закон), в соответствии с которым застройщик имел право самостоятельно принять решение о создании в строящемся доме товарищества собственников.
В соответствии со статьей 16 Закона в отношении вновь строящегося недвижимого имущества решение о выборе способа управления им, в том числе и о создании товарищества собственников, могло быть принято застройщиком до момента возникновения совместного домовладения.
В настоящее время статьей 208 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее – ЖК) исключительное право на принятие решения о создании товарищества собственников в строящихся многоквартирных жилых домах предоставлено дольщикам, которым будет принадлежать право собственности на объекты недвижимого имущества. Застройщик может являться лишь инициатором создания в таких домах товарищества собственников, при этом инициирование застройщиком создания товарищества собственников является его правом.
При этом в соответствии с ЖК создание товарищества собственников на базе нескольких объектов недвижимого имущества возможно лишь в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 207 Кодекса.
Исходя из указанных норм создание товарищества собственников возможно только в одном многоквартирном жилом доме.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 221 ЖК указанная норма не распространяет свое действие на товарищества, зарегистрированные до вступления в силу Кодекса. Однако полагаем, что деятельность товарищества должна быть приведена в соответствие с нормами действующего законодательства путем проведения по решению его членов реорганизации и выделения из его состава отдельных товариществ.
Таким образом, члены товариществ собственников при желании (либо необходимости) вправе принять решение о внесении соответствующих изменений в учредительные документы товарищества. Принятие решения о реорганизации товарищества собственников, в соответствии с пунктом 4 статьи 215 ЖК, отнесено к исключительной компетенции общего собрания членов этого товарищества собственников.
При желании участников одного из совместных домовладений, входящих в состав товарищества собственников, выделиться из его состава в отдельное товарищество собственников необходимо решение общего собрания членов первоначально созданного товарищества собственников.
Статьей 218 ЖК установлено, что товарищество собственников может быть реорганизовано также по решению хозяйственного суда по основаниям, предусмотренным законодательными актами и собственника объектов недвижимого имущества в случае перехода права собственности на объекты недвижимого имущества к одному собственнику.
Порядок проведения общего собрания членов товарищества собственников определен статьей 215 ЖК, пунктом 2 которой установлено, что общее собрание членов товарищества собственников является правомочным, если на нем присутствуют члены товарищества собственников, обладающие более чем половиной голосов от их общего количества.
Таким образом, проведение общего собрания членов товарищества собственников по каждому жилому дому, входящему в состав товарищества собственников, в отдельности, полагаем, противоречит нормам жилищного законодательства, регулирующим деятельность товариществ собственников.
Нормами ЖК определено, что способ управления общим имуществом может быть изменен по решению участников совместного домовладения.
Для решения вопросов, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, товариществами собственников на договорных условиях могут привлекаться организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги.
При этом в соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь от 16 июля 2008 года № 405-З "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг" решение о выборе исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе, принимается группой потребителей, проживающих в многоквартирном или блокированном жилом доме (в подъезде, на этаже многоквартирного жилого дома и т.д.), простым большинством голосов потребителей и оформляется протоколом собрания потребителей либо опросным листом без проведения собрания потребителей".
О перепланировкеНа ряд частных вопросов о перепланировке квартир специалисты Министерства ЖКХ дали общий ответ.
Вопросы проведения ремонтных работ в квартирах регламентируются Положением об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденным постановлением Совета министров Республики Беларусь от 16 мая 2013 г. № 384 (далее – Положение).
Положением установлен перечень работ по переустройству и перепланировке, порядок получения согласования (разрешения) производства работ по переустройству и перепланировке и приемки их в эксплуатацию.
Статьей 21.16. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за нарушение гражданами правил пользования жилыми помещениями, самовольные переустройство и (или) перепланировку жилых и (или) нежилых помещений, в том числе инженерных систем, без изменения несущей способности конструкций, для граждан предусмотрен штраф в размере до тридцати базовых величин, а для юридических лиц - от тридцати до пятидесяти базовых величин.
Самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, приведшие к снижению несущей способности конструктивных элементов здания, а также переоборудование вентиляционных шахт и каналов влекут наложение штрафа на граждан в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - от пятидесяти до семидесяти базовых величин.
Капитальный ремонтВопрос: "Как и где узнать, когда будет капремонт, есть ли планы?"
Ответ ЖКХ: "Согласно Жилищному кодексу Республики Беларусь списки многоквартирных жилых домов, подлежащих капитальному ремонту и тепловой модернизации, на текущий год с указанием сроков начала и окончания выполнения работ, а также перспективные (на пять лет) программы утверждаются районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе и до 1 февраля текущего года публикуются в средствах массовой информации и размещаются на информационных сайтах районного, городского исполнительных комитетов, местной администрации района в городе в глобальной компьютерной сети Интернет".
Вопрос: "Регламентированы ли сроки проведения капитального ремонта (после скольких лет после заселения) и кто отвечает за его своевременное проведение?"
Ответ ЖКХ: "В соответствии со статьей 98 Жилищного кодекса Республики Беларусь проведение капитального ремонта, тепловой модернизации или реконструкции жилого дома, его конструктивных элементов, инженерных систем осуществляется на основании перспективных (на пять лет) программ и текущих (на один год) графиков, утверждаемых районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района города, которые подлежат корректировке.
Решение о постановке дома на капитальный ремонт, включение его в перспективные программы и текущие графики принимаются местными исполнительными и распорядительными органами на основании результатов обследования жилого дома исходя из технического состояния жилого дома в целом, его конструктивных элементов, инженерных систем, срока их службы (более 30-35 лет), а также наличия бюджетных средств для проведения ремонта.
Вместе с тем, перспективный план составляется на 5 лет с учетом технического состояния жилых домов в целом и доведенных программ, а текущий график на его основе формируется с учетом конкретного установленного бюджетного финансирования и предполагаемых отчислений граждан на эти цели. В условиях постоянного недофинансирования установленные пятилетние перспективные планы могут не соответствовать реальным темпам. Таким образом, в перспективные планы включаются дома, которые подлежат ремонту в ближайшем будущем, в том числе с учетом доведенных заданий. А текущая программа формируется от реального финансирования на предстоящий год.
До постановки домов на капитальный ремонт жилищно-эксплуатационными организациями выполняются работы по поддержанию их в технически исправном состоянии посредством проведения текущих ремонтов".
Приватизация
Андрей Шендеров: по вопросу придания общежитию статуса жилого дома.
"В силу предписаний статьи 119 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее – Жилищный кодекс) под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для проживания граждан на период их работы (службы), учебы жилые дома (их части).
В соответствии с пунктом 3 Положения об общежитиях, утвержденным постановлением Совета министров Республики Беларусь от 05.04.2013 № 269, переоборудование жилых домов под общежития производится с разрешения районного, городского исполнительных комитетов, местной администрации района в городе.
Изменение статуса общежития на жилой дом также возможно с разрешения районного, городского исполнительных комитетов, местной администрации района в городе.
Согласно нормативным предписаниям статьи 210 Гражданского кодекса Республики Беларусь, собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Если жилой дом, в котором расположено общежитие, находится в собственности Республики Беларусь, то вопрос о переоборудовании должен решаться с учетом мнения государственного органа, представляющего интересы собственника.
Вместе с тем до принятия решения об изменении статуса общежития на жилой дом необходимо определить правовые основания дальнейшего проживания в жилом доме граждан, занимающих жилые помещения в общежитии.
Если в общежитии проживают граждане, не подлежащие выселению из жилого помещения в общежитии без предоставления жилого помещения типовых потребительских качеств, то по отношению к указанным гражданам должны быть приняты решения по обеспечению их соответствующими жилыми помещениями.
Гражданам, занимающим в общежитии койко-место и состоящим в трудовых отношениях с организацией, предоставившей общежитие, может быть предоставлена другая жилая площадь в общежитии. Иные граждане, а также граждане, проживающие в общежитии по ходатайству других организаций, подлежат выселению в установленном порядке.
Таким образом, планирование переоборудования общежития в жилой дом требует прежде всего упорядочения проживания граждан в общежитии".
Оценка жилых помещений для цели приватизации:
В соответствии со статьей 14 Закона Республики Беларусь "О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь" с 1 июля 1999 г. стоимость жилых помещений для цели приватизации определяется в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации жилого помещения, за вычетом стоимости его износа.
В настоящее время аналогичная норма установлена статьей 141 Жилищного кодекса Республики Беларусь, которой также предусмотрено, что стоимость объектов приватизации определяется с учетом их потребительских качеств в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации, комиссиями местных исполнительных и распорядительных органов.
Условия и порядок оценки стоимости жилых помещений для цели их приватизации установлены Положением об определении стоимости объектов приватизации, утвержденным постановлением Совета министров Республики Беларусь от 28 мая 2013 г. № 421.
Комиссии, осуществляющие оценку жилых помещений для цели приватизации, несут ответственность за достоверность и обоснованность данной оценки. При этом граждане вправе потребовать от комиссии подробных разъяснений относительно порядка расчета стоимости занимаемой квартиры с обоснованием применения каждого коэффициента.
В случае несогласия с разъяснениями комиссии и произведенной ею оценкой граждане вправе обжаловать оценку в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственного управления, решение которого они также вправе обжаловать в судебном порядке.
За основу для расчета стоимости жилых помещений для цели приватизации принимается первоначальная стоимость жилого дома по данным бухгалтерского учета, в которой отражается сметная стоимость строительства этого дома (то есть, количество денежных средств, затраченных государством на строительство данного жилого дома).
После этого указанная стоимость индексным методом переводится в цены, существующие на момент обращения граждан с заявлением о приватизации жилья, умножается на коэффициенты потребительских качеств квартиры и коэффициент качества жилой среды за вычетом износа.
Затраты граждан на внутриквартирный ремонт занимаемых жилых помещений не включаются в стоимость жилых помещений при их приватизации.
Оплата стоимости приватизируемых жилых помещений может производиться в рассрочку до сорока лет при условии внесения первоначального взноса в размере не менее десяти процентов остаточной стоимости этих жилых помещений, подлежащей оплате. При этом на вышеуказанные ежемесячные взносы проценты не начисляются.
Граждане могут также использовать при приватизации занимаемых жилых помещений начисленные им в установленном порядке чеки "Жилье", а также подаренные близкими родственниками, полученные по наследству либо по решению суда.
Отдельные категории граждан имеют право на приватизацию жилых помещений на льготных основаниях (статья 140 Жилищного кодекса Республики Беларусь, указ президента Республики Беларусь от 03.04.2008 № 195 "О некоторых социально-правовых гарантиях для военнослужащих, судей и прокурорских работников").
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Специалисты ЖКХ дали ответы на все вопросы пользователей по темам приватизации, тарифов ЖКХ, перепланировки квартир и капитального ремонта домов.
|
|