Страшное место на окраине города. В Витебске вышла книга о концлагере "5-й Полк"
21.11.2014 18:48
—
Новости Общества
|
В Витебской областной библиотеке 20 ноября презентовали новую книгу по истории города - "Лагерь смерти "5-й Полк". Ее авторы - краевед и журналист Аркадий Подлипский и бывший узник этого лагеря Владимир Ризо.
Книга напечатана областной типографией и вышла тиражом всего 300 экземпляров. Но ее содержание уникально: это первая попытка собрать документальный материал про концлагерь "5-й Полк". Особенно интересен раздел, где приведены воспоминания бывших заключенных. Среди них есть факты, ранее не публиковавшиеся. ![]()
О книге, страшном прошлом и будущем храмеНа содержании книги коротко остановился один из авторов, Аркадий Подлипский:- Это страшная книга переносит читателя в годы немецко-фашистской оккупации Витебска. Инициатива ее издания принадлежит малолетнему узнику этого лагеря Владимиру Ризо.
В предисловии книги рассказано, что такое "5-й Полк". Первая глава - это документы по злодеяниям фашистов, в том числе последнего коменданта концлагеря Ганса Дилльманна, который, хотя и описывал ужасы этого места, но свою вину на суде не признал. Вторая часть, самая большая, - это воспоминания узников, их больше 20. Третья часть - свидетельства узников, которые находились в деревне Марьяново Лиозненского района. Фактически это был один и тот же лагерь, только в разных местах. В Марьяново было 8 тысяч узников.
Свое мнение о книге выразила актриса витебского драмтеатра Светлана Окружная. Правда, начала она со своего видения ситуации в Украине: - Хочу поблагодарить составителей этой книги, такой нужной сегодня, когда в Украине люди забыли, что миллионы их соотечественников погибли в годы войны. Я год назад была в Украине и видела на каждом шагу памятники "бандеровцам" - они были такими же карателями, как фашисты, даже еще сильней. Каким конкретно "бандеровцам" и в каких городах, актриса не уточнила. "В нашем театре работала артистка Людмила Ивановна Писарева, - продолжила Светлана Окружная. - Она находилась в этом лагере вместе с мамой. После освобождения ее мама болела всю жизнь. Людмила Ивановна тоже страдала тяжелейшей болезнью и рано умерла. В нашем театре также была тетя Лиза, узница "5-го Полка". Из этого лагеря ее отправили в Германию, где у нее брали кровь. После этого тетя Лиза навсегда лишилась возможности стать матерью". "Поэтому книга своевременна, наша молодежь должна знать историю", - заключила народная артистка Беларуси.
Священник Иван Коляда, настоятель прихода в честь иконы Божьей Матери "Взыскание погибших", сообщил о том, что на месте трагедии со временем может появиться храм: - "5-й Полк" - место подвига нашего народа, воинов, матерей, детей. Мы должны помнить это место, помнить всех, кто погиб. Вместе с бывшими узниками мы обсуждали вопрос, как сделать, чтобы память об этой трагедии хранилась дольше. Решили построить церковь, в которой будет музей, посвященный концлагерю "5-й Полк". Власти согласились с этим предложением. Но в связи с финансовым кризисом пока поставили только часовню с колоколом. Дай Бог, чтобы все-таки появился храм, в котором бы возносились молитвы о погибших. ![]()
В книге приведены свидетельства людей, прошедших все ужасы "5-го Полка". Они леденят кровь и заставляют содрогаться. Но это должны знать наши потомки. |
![]() |
1944 год. Раскопанная могила с останками узников. Внизу: представители американского Красного Креста и сотрудница облисполкома Мария Денисова. Вверху стоит переводчик. Есть версия, что именно эти американцы вынесли приговор разрушенному Витебску: "Это мертвый город. Ему пришел конец. Нет такой силы, которая вернула бы ему жизнь". Фото из фондов Витебского областного краеведческого музея |
"...Наш суточный рацион питания составлял пол-литра мутной, безвкусной, совершенно бескалорийной свинячей похлебки, в которой плавало несколько крупинок какой-то ранее невиданной крупы. Отстояв очередь, получишь и тут же выпьешь из котелка эти чуть теплые помои и не почувствуешь никакого, хотя бы временного, утоления голода. <...> Летом 1941 года в Витебском лагере смерти недели три-четыре нас кормили несоленым брандохлыстом, приготовленным из гречневой крупы, пропитанной керосином. А глубокой осенью, когда в лагере свирепствовал тиф, "угощали деликатесом" - похлебкой, сваренной из мяса эмбрионов от забитых коров. Причем зародышей закладывали в котел целиком - вместе с волосяным покровом и внутренностями".
"...Земля в лагере выглядела совершенно голой и бесприютной. Вся трава, которую можно было съесть, была съедена и вытоптана тысячами человеческих ног".
"От недоедания и болезней пленные все больше и больше слабели, опускались и вскоре изменились до неузнаваемости - так, словно над ними поработал высшего класса театральный гример. Совсем юные парни стали выглядеть стариками: обросли, волосы поседели, лица почернели, глаза потускнели".
"Лагерь выглядел отвратительно мерзким местом. <...> Из вырытой посреди лагеря, открытой обозрению и ветру канавы для нечистот, в которую, усевшись на жердь, как ласточки на провода, военнопленные справляли нужду, несло зловоньем. Из незасыпанной братской могилы несло резким трупным запахом. Следы своих преступлений гитлеровцы зарывать не спешили. Обсыпав трупы хлоркой, они ждали, когда яма заполнится до нужного уровня".
![]() |
Иван Медведев |
![]() |
Овраг, где хоронили жертв концлагеря. Фото: Витебская энциклопедия |