Продал все ради овец и программы Лукашенко. Сириец развивает овцеводство под Шкловом
11.12.2014 13:21
—
Новости Общества
|
Фарадж Абдул Хамид - сириец, считающий Беларусь своей второй родиной, убежденный атеист и "советский человек" - первым в Могилевской области открыл овцеводческое хозяйство. Он продал квартиру, бизнес и взял кредит под огромные проценты, чтобы поддержать президентскую программу развития овцеводства в Беларуси.
"Можете называть меня товарищ - я советский человек по убеждению, - говорит Фарадж Абдул Хамид с ярко выраженным восточным акцентом, садясь в машину. Едем из Шклова на его ферму - до нее около 7 километров. - Если бы можно было вернуть Советский Союз, я бы все отдал - кроме жены и детей: их я никому не отдам (смеется, - TUT.BY). Мне нравится, что тогда была стабильность. А стабильность ой как нужна - и для государства, и для человеческого организма. Конечно, со мной многие не согласны насчет Союза - особенно молодежь, мол джинсов не было, жвачки не было, были очереди за колбасой. Однако скажу, что это была огромная страна, сила. А технический прогресс развивался бы так или иначе - сейчас в любой стране есть мобильники и интернет".
10 минут - и мы на месте. Фарадж открывает ключом калитку, мы отступаем назад - вдруг выскочит огромный лохматый пес. "Собак не держу, - успокаивает "советский человек". - Есть сторож - он всегда начеку, если что". За забором - 25 гектаров земли и несколько построек. Раньше все это принадлежало разным колхозам - передавали из рук в руки. После участок запустили. "Бурьян был выше человека! - показывает Фарадж. - Всё овечки, девочки мои, съели подчистую. Землю тут ни разу не пахали, потому что камней в ней много, железа. Когда строили здания вокруг, весь мусор сюда свозили. Трактор загонишь - сразу сломается. Но овцам хорошо: у них такой маникюр - в салон ходить не нужно". "Сына назвал Алексеем - в честь Толстого"Фарадж родился и вырос в Сирии. Там же закончил школу - 12 классов. В последние 3 года обучения он получал специализацию по сельскому хозяйству."Родители были небогаты, поэтому я специально пошел в такую школу - там давали стипендию 80 лир, это около 30-40 долларов, - вспоминает он. - Я учился очень хорошо, был активным учеником, поэтому меня отправили дальше учиться заграницу - в Советский Союз. Тогда из Сирии каждый год около 500 выпускников школ ехали продолжать учебу в другие страны. Я был очень рад, что попал в их число". 18-летним парнем Фарадж Абдул Хамид впервые приехал в Советский Союз 9 сентября 1975 года (у сирийца - необыкновенная память на даты и события, - TUT.BY). Сначала был в Ташкенте - учил русский язык, работал в стройотряде, был в доме отдыха. Потом по распределению попал в Горецкую сельскохозяйственную академию.
"Сначала я хотел просто отучиться и вернуться на родину. А потом начал взрослеть, а вокруг - такая красота (я имею ввиду девушек). Так и женился", - смеется сириец. Жена - местная, из Шклова. Она закончила БГУ, потом получила образование химика. Работала в школе. Родители ее, тоже педагоги, были против брака единственной дочери с сирийцем. "Раньше это было очень страшно - считали, что замуж за иностранца выходят девушки легкого поведения. Если бы это было правдой, я бы не женился. А я даже и сейчас не знаю, почему она меня выбрала", - добавляет Фарадж. Сын Алексей родился, когда наш собеседник был на последнем курсе академии. По мнению Фараджа, Алексей - красивое русское имя. Более того, он очень любил песню об Алеше и произведения Толстого. "Можно сказать, в честь него сына назвал", - улыбается он. "Хватит, родина, у меня есть другая родина"После окончания учебы - темой дипломной работы было овцеводство - Фарадж забрал семью в Сирию. "У меня было убеждение, что я должен вернуть своей стране долг за то, что она меня вырастила и выучила. Но только 7 лет. Потом я сказал: хватит, родина, у меня есть другая родина", - поясняет он. Полгода в Сирии Фарадж работал в Министерстве сельского хозяйства в управлении развития овцеводства и пастбищ. Потом переехал на производство, параллельно поступил в аспирантуру. Он поставил опыт, но диссертацию не защитил - не смог приехать в СССР в определенный срок. На родине наш собеседник 3,5 года работал с крупным рогатым скотом, еще 3,5 года - с овцами. Последних у него было 18 тысяч голов. Потом умер тесть - теща осталась одна. Жена предложила вернуться в Беларусь, и Фарадж согласился. К этому времени он уже хотел вернуться в СССР. Продал квартиру, бизнес и взял кредит под большие процентыОкончательно в Шклове семья Фараджа осела в 1988 году. Сириец работал сначала на госпредприятии, после открыл свое дело. "Слово "бизнес" я не люблю. Люди воруют и называют это бизнесом. Еще мне не нравится слово "командировка" - по той же причине", - шутит Фарадж. Когда в 2011 году Александр Лукашенко заговорил о программе по развитию овцеводства, Фарадж Абдул Хамид подумал: "Кто, если не я?". Сначала он поговорил с семьей - женой и сыном. Потом убедил район - ему выделили участок в 23 га. Фарадж продал квартиру с гаражом за 30 тыс. долларов, цех, где раньше делали комбикорм, взял потребительский кредит 265 млн рублей (на тот момент около 33 тыс. долларов). Сразу купили 225 овец - 16 баранов и 209 взрослых ярок. После докупили баранов романовской породы. Сейчас их скрещивают, чтобы получить большую эффективность. В скором времени в овчарнях будут содержать не меньше тысячи голов.
"В последнее время вижу, что овечкам моим не хватает пастбища. Траву они всю съели, она не обновилась. Поэтому прошу район выделить еще 250 га земли: под пастбища и сено", - рассказывает Фарадж. Цифра не взята с потолка - все рассчитано до квадратного метра на каждую овцу.
Забор до Шклова и гвозди на 18 млн рублейФарадж проводит экскурсию по ферме - точнее, по хоздвору и овчарням. 25 гектаров земли обнесены 2-метровым забором. Каждый гектар отделен изгородью и представляет собой отдельный загон - это летние пастбища. Овцы очень пугливые, их единственный способ защититься - убежать, объясняет овцевод. Загоны нужны для того, чтобы каждый день перегонять отару на новое место. Иначе овцы вытопчут все и земля на долгое время станет непригодной. В каждом загоне - навес с кормушками, поилками, солями. Под ним овцы могут спрятаться в жару или от дождя. Если выстроить пролеты в длину, выйдет 7,5 км - до Шклова и чуть дальше, подсчитывает Фарадж. Только на гвозди потратили 18 млн рублей - покупали у производителя. Для изгородей понадобилось около 600 куб. м. досок и бревен. Дополнительно в хозяйстве завели коз. Если овца по каким-то причинам не сможет кормить ягненка, козьим молоком выкармливают молодняк вручную из банки с соской. "Незачем придумывать проблемы" Фарадж Абдул Хамид перечисляет плюсы разведения овец в сравнении со свиноводством и выращиванием коров, загибая пальцы. Овцы едят ту траву, которая не подходит коровам. То есть они расчищают землю для более рационального ее использования. Еды и воды им нужно в разы меньше. Овцам подходят каменистые участки, куда коровы не зайдут. Главное, чтобы почва не была болотистой, иначе сгниют копыта. Корова дает больше грязи - продуктов жизнедеятельности у овец меньше. У овечек меньше всего заболеваний - около пяти. У коров и свиней - десятки. Овца при хорошем уходе дает приплод 2 раза в год или 3 раза в 2 года.
Баранина считается самым диетическим мясом - в нем нет холестирина. Овечка дает в день от 700 мл до 2 литров молока - достаточно для семьи. Из него можно делать масло и сыр типа адыгейского. Бараний жир - лучшее средство против заболеваний дыхательной системы. Овечья кожа - тонкая и прочная. Из нее можно шить изделия тонкой работы. Из овечьих шкур шьют теплые шубы и дубленки стоимостью около 2 тысяч долларов. Овечья шерсть универсальна. Ее можно перерабатывать в нить, использовать в производстве постельного белья, одежды. "Все это можно делать здесь, в Беларуси. Зачем тратить валюту и везти сырье из-за границы? Так что я полностью поддерживаю программу президента и считаю ее рациональной. Одна проблема: пока конкретной команды сверху не дадут, никто ничего делать не будет", - разводит руками Фарадж. Он приводит простой пример: разделывать овец можно на любом мясокомбинате. Единственное "ноу-хау", которое понадобится - крюк чуть длиннее, чем для коровьей туши. Дороже выйдет новая линия, которая будет ниже, чем для разделки говядины. Машина для стирки и сушки овечьей шерсти похожа на обычную стиральную. Разве что в ней есть валик с зубцами, который разбирает руно на отдельные волокна. Новые овцы нужны, чтобы "разбавить кровь" и обновить генофонд. Тогда эффективность вырастет на 30% - овцы будут меньше болеть и больше плодоносить.
"Это как с вашей картошкой: если один и тот же сорт сажать на поле из года в год, картошка, как говорят, "переводится". С человеком так же: девчата ищут парней в соседних деревнях, а местные парни не понимают, что они там нашли. А я скажу, что: новую кровь! - смеется сириец. - Это природный инстинкт. У растений механизм тоже работает так, чтобы семена разносились на дальние расстояния. Я потому и убежденный атеист - вижу, что каждый живой организм развивается сам и приспосабливается к новым условиям жизни. Не понимаю, почему в христианстве учат подставлять правую щеку, если тебя ударят по левой. Я сразу дам обидчику в пятак, чтобы он знал, что хулиганить нельзя".
На складе - тонна шерсти, 60 засоленных шкурПока государство окончательно не определилось с программой развития овцеводства, Фарадж продает баранину тем, кто специально за ней приезжает. На складе у него лежат засоленными 60 шкур. Из них можно сшить 20 шуб. Также с овец настригли уже тонну шерсти - она тоже ждет своего часа.
"Я пока не могу все это куда-то реализовать - нет перерабатывающего предприятия. Да и условия сейчас такие... Ну вот посчитайте сами. Одна госорганизация покупает шерсть по тысяче рублей за килограмм. Алкоголик бутылку стеклянную в магазин сдает за 800 рублей. Это справедливо?" - разводит руками сириец.
"Мне очень трудно, но я не плАчу и не жалею. Я знаю, что сам на это сознательно шел. Мы с семье вложили в этих овец душу. Поверьте, я не хвалюсь, а просто хочу показать, что человек может все, если захочет. Государство же должно быть заинтересовано в том, чтобы сэкономить валюту и обеспечить население более дешевыми и качественными продуктами овцеводства", - считает Фарадж.
Мы проводим сирийца с белорусской душой и советскими убеждениями до дома. Через несколько дней в Минсельхозпроде ему обещали дать конкретную информацию о работе программы развития овцеводства и рекомендации к дальнейшим действиям.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Фарадж Абдул Хамид продал квартиру, бизнес и взял потребительский кредит, чтобы начать разводить овец.
|
|