"Закрывали даже за два пучка петрушки". За что в Беларуси приостановили работу более тысячи магазинов. 21.by

"Закрывали даже за два пучка петрушки". За что в Беларуси приостановили работу более тысячи магазинов

21.01.2015 09:48 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Закрытые по новому указу президента магазины не горят желанием общаться с журналистами и делиться мнением о глобальных проверках Минторга в декабре-январе. "Лучше не светиться", – основной аргумент представителей ритейла. Тем не менее, в бизнес-кругах возмущаются: закрывали объекты даже "за два пучка просроченной петрушки". TUT.BY поговорил с тремя затронутыми процессом сторонами – гигиенистами, представителями торговых объектов и покупателями – и узнал, как они относятся к приостановке деятельности магазинов.


Фото носит иллюстративный характер

Напомним, с 11 декабря по 13 января санитарно-гигиенические службы закрыли 1028 объектов торговли и общественного питания по всей Беларуси. Какие  конкретно это объекты, гигиенисты подробно не распространяются. Только в санэпидслужбе Минска TUT.BY сообщили, что 30% закрытых магазинов в столице – из сетей "Евроопт", "Рублевский", "Соседи", "Белмаркет", "ДорОрс" и другие. Больше половины закрытых объектов уже возобновили работу.

Нарушения следующие: реализация продуктов с истекшим сроком годности, товаров без документов о качестве и безопасности, а также не соответствующих другим требованиям.


Санэпидслужба: "Добьемся того, что плохих товаров в торговле не будет"

Закрывали магазины не за любое нарушение. По крайней мере, по сообщениям гигиенистов приостановление деятельности коснулось 20,3% проверенных магазинов, а нарушения санитарных норм и правил выявлены в 88,4% проинспектированных объектов.

"Закрытия магазинов – вынужденная мера, которая применяется только в том случае, когда люди не понимают, что они должны соблюдать законодательство",
– высказал точку зрения заместитель министра здравоохранения, главный санитарный врач Беларуси Игорь Гаевский во время онлайн-конференции, организованной на сайте БЕЛТА. По его словам, порой только крайняя мера заставляет владельцев объектов осознать ситуацию и следовать установленным требованиям.

"Наша задача заключается в том, чтобы в торговой сети и общепите не было опасных для здоровья граждан продуктов питания. Такие возможности у нас есть, мы обладаем достаточно большим потенциалом. Используя его, мы добьемся того, что через некоторое время плохих товаров в торговле не будет", – поясняет главный санитарный врач страны.

Игорь Гаевский настаивает: в закрытии магазина никто не заинтересован.

"Это приводит к тому, что люди не получают зарплату, не уплачиваются налоги, страдают покупатели, которые привыкли к этому объекту, –
уверяет санитарный врач и отмечает, что представители торговых сетей обратились в Совмин. – Субъекты хозяйствования обращаются, что мы, может быть, где-то чрезмерно жестко подходим к тем или иным ситуациям, приостанавливаем работу объекта там, где еще можно было не делать этого". По словам Игоря Гаевского, в таких ситуациях разбираются.

Бизнес: "Любой магазин может быть разорен по первому звонку"

У представителей бизнес-сообщества на проблему своя точка зрения. По словам сопредседателя союза юридических лиц "Республиканская конфедерация предпринимательства" Виктора Маргелова, закрывают магазины за самые обычные нарушения – такие, за которые раньше давали всего 1-2 миллиона рублей штрафа.

Почему к объектам решили применять такую жесткую меру, собеседник не понимает. Ведь даже максимальные штрафы за несоблюдение санитарных норм объектами и то назначали редко. (Максимальный штраф за "просрочку" составляет до 200 базовых величин, сейчас это 36 миллионов рублей).


Фото Александр Васюковича, TUT.BY. Носит иллюстративный характер.

Для малого несетевого объекта и штраф в 36 миллионов – очень большой, говорит Виктор Маргелов. "Такое наказание уничтожает объект, что уже говорить о приостановке работы. Мы посчитали, что если закрыть несетевой магазин на 5 дней, и у него нет при этом больших запасов денег, то можно сказать, этот магазин либо не откроется вообще, либо в ближайшее время обанкротится. Потому что последствия становятся необратимыми".

Какие убытки несут магазины, деятельность которых приостановлена?

  • Главный убыток – упущенная выгода. В дни, когда объект не работает, соответственно, нет выручки.
  • Во время приостановки деятельности магазину приходится выплачивать зарплату сотрудникам.
  • Скоропортящиеся продукты приходится утилизировать.
  • После приостановки деятельности в магазин продолжают поступать заявки от поставщиков, а поставки нужно оплачивать.
"Куда везти хлеб, у которого срок реализации – один день? Или молоко. Раньше, когда магазин закрывали на принудительный ремонт, ему давали срок на распродажу продукции. Теперь закрытие с отсрочкой не предусмотрено. Все делается жестким способом: пришли-посмотрели, закрыли, выдали через несколько часов бумагу. Что хочешь, то и делай", раздосадован Виктор Маргелов.

Оперативно отменить поставки продуктов удается далеко не всегда.

"Везут хлеб, молоко, фрукты и овощи. Попробуй все заявки отмени в течение двух часов! За это время не со всеми поставщиками даже свяжешься,
– рассказывает представитель бизнес-сообщества. – А некоторым нашим гормолзаводам можно дозваниваться и четыре часа".

Закрывали магазины, по словам Виктора Маргелова, на разный срок: до 5 дней, на 10 дней и на две недели. Штрафами пополняется бюджет – это логично. Но кому выгодна приостановка деятельности торгового объекта?

"Выгоды ни для кого в этом я не вижу, – рассуждает собеседник. – При этом закрывают и государственные, и негосударственные магазины. Как кому повезло".

Немного поутихшие сегодня проверки коснулись и торговые объекты райпо. "Поэтому у меня нет внятных объяснений этому процессу. Возможно, есть установка закрыть и оштрафовать как можно больше магазинов".


Фото: Александр Васюкович, TUT.BY, носит иллюстративный характер.

Больше всего представителей бизнеса возмущает, что, согласно указу №567, закрыть торговый объект можно за любое нарушение санитарных правил. "Например, согласно требованиям санправил, каждое помещение в магазине нужно подписать, рассказывает Маргелов. Причем вывеска не должна быть просто печатным текстом на бумаге. Проверяющие требуют, чтобы она была в бумажной обертке или ламинированная. А если это не так – получается, претензию можно вынести даже за это.

Чтобы не быть голословным, Виктор Маргелов приводит пример: "Одно предприятие, которое я хорошо знаю, закрывали за два пучка просроченной петрушки зеленой, красивой. Но согласно сертификату, у зелени уже день как закончился срок годности".

Вопреки сформировавшемуся мнению, что "просрочка" страшная провинность, Маргелов уверен: пролежавшая 2-3 лишние часа в торговом зале булочка не сильно нарушает права потребителей, и безжалостно карать за нее не нужно.


Такую картину проверка обнаружила в одном из "Еврооптов" Минска
TUT.BY попросил гигиенистов Минского районного центра гигиены прокомментировать претензии бизнес-сообщества.

"Конечно, каждый конкретный случай нужно разбирать индивидуально, но просто так никто магазин закрывать не будет. Скорее всего, нарушения в торговом объекте повторялись неоднократно в течение года, и, скорее всего, были грубейшими (влекли за собой потенциальную опасность). Это могла быть "просрочка", продажа товаров без документов, неправильное хранение, – пояснили нам. – Получается, что сегодня, к примеру, в торговом объекте обнаружили три грамма несвежей петрушки, а позавчера "просрочки" было 10 килограмм. У нас есть законодательство, которым мы и руководствуемся. Поверьте, для закрытия всегда есть основания".

Вместе с тем, гигиенист, согласившийся прокомментировать ситуацию, не отрицает, что максимальные штрафы в 200 базовых назначали раньше действительно не часто.

Что касается, например, отсутствия вывески на помещении, то за такое нарушение объект получит только предписание. При этом специалист обратила внимание на то, что в надоевшем торговле указе №567 объясняется: право приостанавливать работу магазина на срок до 90 дней дается "в целях усиления защиты прав потребителей, в том числе прав на надлежащее качество и безопасность приобретаемых товаров, обеспечения соблюдения законодательства о ценообразовании". Красивые таблички вряд ли усилят защиту прав покупателей.

Покупатели: Раздосадованы, но ждут еще проверок

Мы попросили читателей написать об известных им закрывшихся магазинах. Из присланных сообщений складывается впечатление, что нерадостная участь постигла большее несетевые объекты.

Магазин "Дисконт", бывший "Павлинка" (Гродно), закрыт уже неделю. "Хотя, ассортимент хороший, приятное обслуживание…"  таково мнение пользователя под ником puchas.


Фото с сайта zarubezhom.info, носит иллюстративный характер.

“Очень раздосадован и опечален закрытием магазина "Белфуд" по адресу ул. Богдановича 134 (Минск). Причины мне неизвестны. Просроченные продукты не попадались. Белорусский товар был, импорт тоже. Хороший магазин, который очень часто меня выручал. Да и работал до 23 часов. В отличие от теперь ближайшего продуктового, который работает до 22.00", пишет Андрей Давидович.

"Не работает магазин "Остров вкуса" на перекрестке Ольшевского и проспекта Пушкина (Минск). Он открывался в 8 утра. Всегда можно было зайти купить водички или сигарет. Удобно: магазин на остановке. А теперь стоит закрытым. Причем только недавно построили здание и открыли этот магазин. Бред какой-то", рассказывает Дарья Иванова.

"Магазин "Техас" в Бресте закрылся, печально", пишет Кирилл Забродский.

А вот проверок других магазинов пользователи даже ждут.

"Лучше бы все магазины "Рублевский" проверили, – советует пользователь plamen. – У меня рядом с домом есть один, я как-то зашла туда, на полках с фруктами лежали порченные мандарины.

"Хожу в "Евроопт" в Шабанах (Минск), – пишет sasha_uragan. – Про фрукты и овощи сказать нечего – как в любом другом магазине по качеству, но зато дешевле".

"Очень жду проверки магазинов (а особенно результат этих проверок) Белкоопсоюза. Нарушения в "Евроопте", "Соседях" и прочих сетевых покажутся детским шалостями по сравнению с этими", – утверждает Александр Кирин.




А еще многие наши читатели считают, что ассортиментные перечни, запрет на изменение цен и постоянное закрытие магазинов – не лучшие условия для ведения бизнеса. "Санэпидслужба не накормит тех, у кого под носом закрыли магазин", – считает наша читательница Евгения Иванова.

"С одной стороны, хочется сказать: "И что за тухлятину нам "впаривают"?!" А с другой стороны, при невозможности повышать цены продавцы вынуждены закупать товары худшего качества или с почти истекшим сроком годности, но по старым ценам. Минторг и санэпидслужба стали молотом и наковальней, медленно, но верно уничтожающими торговлю", – уверен krivich_polatski.
 
Теги: Брест, Гродно
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Покупатели ждут еще проверок, хоть и боятся, что негде будет покупать продукты.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика