Кулон-погон и колечко Honda. Витебский ювелир - о необычных заказах и отличии золота от подделок. 21.by

Кулон-погон и колечко Honda. Витебский ювелир - о необычных заказах и отличии золота от подделок

31.01.2015 09:12 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Накануне Всемирного дня ювелиров, который отмечается 31 января, корреспондент "Витебских вестей" встретилась с мастером во втором поколении Сергеем Смолиевским.


Сергей Смолиевский. Фото: Дмитрий Осипов

В профессии Сергей уже около 19 лет, хотя с самого детства отец – Георгий Смолиевский, автор короны, украсившей голову знаменитой витебской красавицы Марии Кежа, обладательницы титула "Мисс СССР-1990", – посвящал сына в тонкости работы с драгоценными материалами.

Сейчас младший ювелир открывает собственную мастерскую: уже нашел помещение, делает там ремонт, даже название придумал – "Георг" в честь отца. Планирует набрать учеников, чтобы передать все свои знания.

Как становятся ювелирами

Ювелир – профессия, в которой специальное образование не является решающим фактором успеха. Гораздо важнее здесь практика и природные качества. Кроме художественного вкуса, мастер должен обладать усидчивостью, аккуратностью, способностью концентрировать внимание.

Существуют и своеобразные медпоказания: обязательно хорошее зрение, и это несмотря на то, что значительная часть работ выполняется при помощи лупы или микроскопа, точный глазомер, развитая тактильная чувствительность, мелкая моторика, координация кистей и пальцев рук.

Сергей Смолиевский окончил Витебское высшее художественное училище (ныне государственный технологический колледж) по специальности "резчик по дереву", но устроился в ювелирную мастерскую к своему отцу – продолжать династию.

Начинал, как и все ученики, с серебра, ведь нужно научиться бережно обращаться с металлом, чтобы минимизировать потери. Это кажется мелочью, но в конце рабочего дня из опилок в шосселе (специальный поднос на ювелирном верстаке) может набежать приличный вес. Первое, чему учат – плести цепочки. Самая простая из них якорная, но и она требует определенной сноровки.

Наработав необходимый опыт на серебре, новичок приступает к золоту, в основном это ремонт изделий: спаять порванную цепочку или выправить погнутое колечко. Затем учат закреплять камни. Здесь требуются предельная точность и аккуратность, главное – не испортить ранее проделанную работу и не повредить сам камень.

Только после этого можно считать себя настоящим ювелиром.

Сегодня в этой профессии существует масса специальностей: литейщики, монтировщики, закрепщики и др. В некоторых мастерских над созданием одного изделия трудятся по 5-7 ювелиров, каждый из них выполняет свою операцию. Любое украшение они могут в точности воспроизвести, так как работают по шаблонам.

Сергей - универсал: все от литья, изготовления заготовки и до конечной обработки и ручной гравировки выполняет сам.

Чудо-машина

В свое время золото было довольно популярным материалом для протезирования в стоматологии. Но теперь, когда все стремятся к естественности, драгоценный зуб считается едва ли не признаком дурного вкуса. С тех пор производители медтехники параллельно начали заниматься изготовлением ювелирного оборудования. Главный инструмент современного ювелира такой же, как у стоматолога – бор-машинка.

– Это очень удобно, – признается Сергей, – многие детали взаимозаменяемы, можно пополнять свой арсенал разными насадками, сверлами, а при необходимости ремонтировать его.

Но, несмотря на близость профессионального инструмента, ювелир полушутя замечает, что шум, привычный ему на работе, в кабинете зубного врача, как и у многих, вызывает легкий дискомфорт.

Причуды заказчиков

Сергей отмечает, что с развитием технологий можно сделать на современном оборудовании многое, но украшения теряют эксклюзивность, становятся массовыми. В мастерскую обращаются с индивидуальными заказами.

Самое тяжелое творение рук ювелира – 30-граммовая брошь-ящерица. А одна клиентка попросила сделать для своего мужа золотой кулон в форме майорского погона. Такой подарок она решила ему преподнести по случаю присвоения очередного звания.

Приходилось Сергею изготавливать и брелок для ключей от машины со знаком Mercedes для поклонника этой марки. Вспоминает, как автоледи заказала себе колечко с надписью Honda и эмблемой своей железной лошадки.

Иногда просят создать копию украшения известных ювелирных брендов либо восстановить по фото семейную реликвию.

Бывает, что женщине нравится дизайн бижутерии, и она хочет повторить его в драгоценном металле. Так, к примеру, было с украшением для пирсинга. В Витебске на тот момент их изготовлением никто не занимался. Девушка-модель с проколотым пупком прошла кастинг на международный конкурс красоты и захотела блистать на подиуме в полной красе с помощью драгоценных металлов. Первый опыт ювелира оказался успешным и принес удачу владелице новинки, она получила призовое место.

Сложности в работе с заказами возникают редко. Труднее всего, признается ювелир, делать пару к потерявшейся сережке. Проще заново изготовить две: элементы идут зеркально. А вот с одной половинкой украшения, даже если сам делал оригинал, приходится возиться: какой размер был изначально, где оптимально провести сгиб, чтобы в точности повторить имеющуюся серьгу. И обойдется такой заказ дороже – порядка 70% от стоимости пары.

Большинство клиентов все-таки хотят еще и сэкономить, ведь готовое изделие в магазине, как правило, стоит дороже, а если есть лом или старое "бабушкино" золото, то необходимо оплатить только работу ювелира.

Сергей рассказывает, что иногда среди отданного на переплавку встречаются очень интересные вещи. Однажды в его руках оказался небольшой составной кулон – серебряный с маленькими золотыми вставками. Большой финансовой ценности он не представлял, но впечатлила искусная работа мастера: замысловатое крепление половинок, четкая прорисовка деталей. Ювелир не удержался и сделал фото в надежде когда-нибудь повторить интересную вещицу.

Часто клиенты хотят, чтобы новое украшение было изготовлено только из того золота, которое они принесли в обмен. Вероятность такого варианта крайне ничтожна по нескольким причинам.

Во-первых, его может быть недостаточно. К примеру, чтобы сделать мужскую печатку весом 5 г в работе у ювелира может находиться до 15 г металла. Самая простая "площадкой" состоит из 4 элементов, которые следует выкроить из пропущенной через вальцы золотой пластины. Как и портному, нужно оставить припуски на корректировку и шлифовку. Но даже если драгметалла хватает, лом может иметь отличную от общепринятых норм пробу, и его надо легировать – добавлять в состав необходимые компоненты.

О подлинности драгметалов

Интересуюсь у собеседника, часто ли ему приходится сталкиваться с подделками, как отличить фальшивое золото от настоящего.

– По своему опыту предварительный ответ могу дать даже по весу изделия. Золотые украшения тяжелее. Но точно определить это может специальный тест. Изделие запиливается, и на свежий срез капается реактив, для каждой пробы (585, 750) он свой. Если место потемнело, сомнения не напрасны: даже если в украшении и есть золото, то его не много, – рассказывает ювелир. И добавляет, что сегодня практически нет фальшивок, так как рынок драгметаллов находится под контролем государства.

Каждое ювелирное изделие проходит проверку в Государственной инспекции пробирного надзора Министерства финансов, там ставят специальное клеймо. В Советском Союзе оно было в форме пятиконечной звезды, у нас в республике символом качества стал зубр.

Кроме того, мастерской присваивается код из букв и цифр, даже ювелира шифруют. Таким образом, специалист, глядя на клеймо, в состоянии определить, когда, где и кем сделано украшение. Это может понадобиться, если проба вызывает сомнение. К примеру, на стандартную 585-ю должно приходится 58% золота, допускается небольшое отклонение в 0,5%.

Несоответствие служит поводом для проверки: возможно, при работе не соблюдались технические регламенты либо при плавке условия были нестерильны, и попала какая-то примесь.

Вопреки распространенному мнению цвет золота не является показателем его качества, а зависит от того, какие металлы добавлены в сплав. В состав популярного у нас желтого входят серебро и медь. Последнюю в большем количестве добавляют для окрашивания в розовый. Белое золото получают, заменив медь никелем или палладием.

Гораздо большие сомнения у обывателя вызывает подлинность бриллиантов. Неспециалисту сложно отличить натуральный драгоценный камень от фианита, к тому же сейчас существует синтетический аналог бриллианта – муассанит. Он превосходит природный по оптическим свойствам (лучше блестит, играет), но значительно уступает в прочности. Если провести по такому камню алмазным наконечником, то будет заметна царапина.

Народное поверье, что настоящие брильянты при погружении в воду становятся невидимыми, у собеседника вызывает большие сомнения. Алмазы могут быть разного цвета, содержать примеси. Идеально чистые камни – огромная редкость и очень дорого стоят.

Работа с драгоценными камнями требует большой сноровки, ведь несмотря на исключительную прочность минерала, он может пострадать. За рубежом установка драгоценного камня в изделие может обойтись в 30% его рыночной стоимости.
 
Теги: Витебск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сергей Смолиевский - ювелир во втором поколении. Его отец делал корону для "Мисс СССР" Марии Кежа.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика