УНИЧТОЖЕНИЕ. 21.by

УНИЧТОЖЕНИЕ

04.03.2015 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В Национальном архиве Республики Беларусь хранятся воспоминания очевидцев трагических событий 1941 года, которые произошли рядом со станцией Колодищи под Минском.

В годы Великой Отечественной войны Беларусь понесла огромнейшие потери, лишившись около трех миллионов человек. И даже через десятилетие никто не рискнет точно сказать, сколько же жизней было унесено кровопролитным смерчем войны. Мы все знаем о том, что немецко-фашистские захватчики не щадили ни детей, ни стариков. Однако мало кто из нас слышал о том, что фашисты уничтожали и душевнобольных.

В Национальном архиве Республики Беларусь я наткнулась на щемящие сердце воспоминания санитаров 2‑й Минской клинической больницы — Ольги Иосифовны Ольшевской, Николая Павловича Мирутко, Георгия Антоновича Гарановича и других медработников, которые стали очевидцами бесчеловечной жестокости захватчиков по отношению к больным людям.

Примерно в конце ноября 1941 года во 2‑ю больницу пришел немецкий офицер и направился прямиком к главному врачу Афонскому. Ольга Иосифовна Ольшевская осматривала свое отделение, в котором находилось около 400 душевнобольных, как вдруг главврач вызвал ее к себе в кабинет.

«Придя в кабинет, я увидела немецкого офицера. Афонский предупредил меня, чтобы я подготовила работоспособных больных к отправке в психоколонию «Новинки», а больных хроников — для отправки в Могилев», — рассказывала свидетельница тех дней.

На следующий день в 5 часов утра в больницу на машинах приехала группа фашистов. Больные еще не были одеты. За невыполнение приказа немцы жестоко избили дежуривший медперсонал больницы резиновыми дубинками. Оставив пять солдат, группа покинула здание больницы. Оставленные конвоиры сломали дверь вещевого склада и выбросили одежду больных на пол. Примерно в семь вечера к больнице подъехало три больших крытых машины и одна открытая грузовая, в которой сидели полицейские. Николай Павлович Мирутко находился непосредственно возле них и видел, как автомобили доверху набивали людьми. Больные были вынуждены давить друг друга. Со дна кузова доносились крик и плач упавших. Руководивший погрузкой немец заталкивал несчастных в машину, при этом безжалостно избивая их прикладом винтовки. Таким образом, на три грузовые автомашины было погружено около 300 душевнобольных мужчин, женщин и подростков.

Николая Мирутко и еще двух санитаров — Гарановича и Донецкого — немцы затолкали в одну из машин и приказали сопровождать больных до психиатрической колонии «Новинки». Как только машины выехали за ворота больницы, санитары поняли, что их повезли вовсе не в «Новинки», а в совершенно другом направлении по Московскому шоссе. Отъехав от города примерно 20 километров, машины свернули в лес и остановились недалеко от станции Колодищи. Там все было оцеплено охраной, а впереди стояло много грузовых машин с людьми.

В одной из машин находилась Надежда Ульяновна Граблевская, работавшая в той же 2‑й больнице. Ей удалось заметить две коробки, висящие в блиндаже. Они были шириной 20–23 см и 50 см длиной. Один из эсэсовцев подошел к санитарам и сказал, чтобы те охраняли коробки: якобы там находится газ и больные могут повредить коробки и удушиться.

Больных выгрузили из машин и завели в огромную яму. Один из них отказывался спускаться, за что гитлеровский палач, не дрогнув, расстрелял его на месте. Мирутко, Гарановича, Донецкого и других медиков отвезли назад примерно на 500 метров. Вскоре они услышали взрыв, прогремевший в яме с душевнобольными. После взрыва их снова повезли туда, но стоящие солдаты с флажками предложили шоферу вернуться обратно. Видимо, первый взрыв был «неудачным», много людей получили контузии, поэтому они стонали и истошно кричали. К яме подошла грузовая машина, немцы начали суетиться, похоже, укладывали новый заряд. Снова раздался взрыв, но уже такой силы, что растущие рядом с ямой деревья вырвало с корнем! Криков растерзанных взрывом людей уже не было слышно.

Потом к машине, в которой находились санитары, подвели 15 человек из Минского гетто, в руках у которых были лопаты. Вместе с ними санитаров доставили в тюрьму. Таким образом гитлеровцы уничтожили первую партию больных.

Вторую партию, более ста человек, немцы вывезли и уничтожили в декабре того же года. Рано утром к зданию больницы снова приехали три зловещие машины, и группа немцев во главе с офицером ворвалась в больничный корпус. Офицер отдал приказ Ольшевской погрузить больных в автомашины. Ольга Иосифовна спросила, зачем вывозят больных и куда. В ответ офицер, угрожая пристрелить, закричал: «Быстрее выполняйте приказание!». Ольга в отчаянии хотела бежать к главному врачу, но ей приказали закрыться в кабинете и не выходить. Куда были вывезены больные — неизвестно.

Невольно спрашиваешь себя: за что все эти ни в чем не повинные, беззащитные больные люди были жестоко уничтожены фашистскими палачами, что необходимо сделать, чтобы этого не повторилось вновь?

Дарья Шавель, ученица 11‑го класса

СШ № 54 г. Минска

 

 
Теги: Могилев
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В Национальном архиве Республики Беларусь хранятся воспоминания очевидцев трагических событий 1941 года,...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика