Белорусские хроники 1945-го. На трамвае - за облигациями Второго военного займа. 21.by

Белорусские хроники 1945-го. На трамвае - за облигациями Второго военного займа

30.04.2015 13:50 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

70 лет назад, 30 апреля 1945 года, в Минске наконец-то открылось регулярное трамвайное движение. В первый день по единственной пока линии "Выставка – улица Володарского" было перевезено свыше девяти тысяч пассажиров.


Плакат "Победа близка! Больше помощи фронту!". Художники М.А. Гордон, Л.Н. Орехов, А.Г. Петров. 1945 г.

После освобождения Минска от оккупации трамвай долго не могли пустить по причине нехватки мощности городской электростанции. Тем не менее восстановительные работы, как это видно на фотоснимках Владимира Лупейко…



… начались еще летом 1944 года:



В феврале 1945 года в столицу БССР были доставлены из Ленинграда девять трамвайных вагонов, однако мощности электростанции все еще не хватало. Об отсутствии общественного транспорта говорили на всех совещаниях:

"Клинический городок находится в 5 километрах от центра Минска. В городе отсутствует трамвай и автотранспорт для населения, поэтому женщины часто рожают дома, что повышает смертность новорожденных". (Из доклада наркома здравоохранения М.И. Коваленка "О детской заболеваемости и смертности в БССР").

Когда не работал трамвай – было плохо. Пустят трамвай – появятся новые проблемы:

"В гор. Минске в связи с пуском трамвая большое количество детей висит на подножках и буферах трамвая, подвергая себя опасности быть увеченным или убитым. Постовые милиционеры на это не реагируют". (Из спецсообщения прокурора БССР И.Д. Ветрова секретарю ЦК КП(б)Б Н.В. Киселеву "О состоянии борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью по БССР").

Ну а тридцатого апреля взрослые минчане ломились в трамвай, чтобы успеть (отметим с известной долей условности) в сберкассы за облигациями Второго военного займа.


Агитационный плакат Второго государственного военного займа

Дело в том, что накануне ТАСС сообщил: 30 апреля 1945 года истекает срок выдачи подписчикам облигаций Второго государственного военного займа. Лица, не получившие эти облигации по месту подписки на предприятиях, в учреждениях и колхозах, могли забрать их по ведомостям в сберегательных кассах.

Справка. В период с 1942 по 1945 годы в СССР были проведены четыре военных займа – каждый сроком на 20 лет и двумя выпусками. Нередко граждане подписывались на займы сразу на несколько месячных окладов. Внешний вид облигаций, их оформление отражали этапы наступления советских войск. Второй военный заем был выпущен 1 августа 1943 года. Облигации первого выпуска были достоинством в 20, 50, 100, 200 и 500 рублей, а второго – в 100, 500 и 1000 рублей. Сумма займа составляла 12 миллиардов рублей.


Пятисотрублевая облигация Второго государственного военного займа. Источник: hobby-ua.com

В канун Первомая газеты БССР печатали сообщения об успехах на трудовом фронте:

Помощь семьям фронтовиков
БАРАНОВИЧИ. Трудовое крестьянство области старательно, по-хозяйски засевает свои участки отборными семенами. Многие крестьяне оказывают большую помощь семьям фронтовиков. Значительную помощь безлошадным крестьянам оказывают МТС. Только за один день тракторы Бытенской МТС вспахали в деревне Мироним 32 гектара. Качество пахоты отличное.

Сезон лесонасаждений
В республике начался сезон посева и посадки леса. В Брестской области уже засеяно хвойными породами свыше 50 гектаров. Лесохозяйственники Барановичской и Витебской областей заложили несколько питомников. В этом году в республике будет засеяно и засажено сосной, елью и дубом свыше 2,5 тысячи гектаров и заложено новых питомников 100 гектаров.

1000 вагонов леса для Донбасса
ПИНСК. Каждый день из области уходят эшелоны с лесом для шахт Донбасса. Только в марте и апреле было отправлено 1000 вагонов. Успешно идет заготовка крепежного леса в Жабчицком, Дрогичинском и Лунинецком районах. Здесь отправлено в Донбасс 100 вагонов крепежа сверх плана.

Выпуск трактористов
РОГАЧЕВ. Рогачевская МТС выпустила группу трактористов. Всего окончило учебу 27 человек. Из них пять девушек получили отличные оценки. Сейчас выпускники-трактористы, приступив к пахоте, значительно перевыполняют нормы выработки.
Однако вне сферы гласности оставалась информация о фактическом провале весенней посевной кампании 1945 года в ряде районов Беларуси. "Вдруг" выяснялось, что крестьяне-единоличники успевают с севом, а в колхозах – конь не валялся.

Например, 29 апреля секретарь Полоцкого обкома Я.А. Жилянин направил в ЦК КП(б)Б телеграмму с просьбой разрешить организовать помощь Освейскому, Россонскому и Ушачскому районам. Из документа:

"Освейский и Россонский районы находятся в особенно тяжелых условиях в проведении весеннего сева. В Освейском районе на полях работает только 130 лошадей, имеется 9 тракторов. В Россонском районе на полях работает только 96 коней. В обоих районах обработка почвы вручную слабо организована в связи с тем, что почти все трудоспособные колхозники заняты на переноске семян со станции Полоцк, Дрисса и других в колхозы на расстояние от 20 до 60 км. В этих районах осталось перенести еще 767 тонн зерна. Кроме того им предстоит перенести больше 1000 тонн семян картофеля. На 25 апреля в Освейском районе из плана 3517 га весно-вспашки поднято только 266 га и посеяно 9 га. В Россонском районе из плана 6232 га весно-вспашки поднято 523 га, посеяно 82 га. Без серьезной помощи этим районам будет крайне трудно справиться с весенним севом. В целях оказания помощи указанным районам Обком КП(б)Б и Облисполком просят отпустить занаряженные Наркомземом, но задержанные для других целей 3 грузовых автомашины, отпустить для перевозки семян 50 тонн бензина, разрешить организовать помощь единоличников Дисненского и Миорского районов: Освейскому району по 200 коней на 10 дней, разрешить переброску из Дриссенского района 5 тракторов в Освейский район на 15 дней и 100 лошадей колхозов Дриссенского района в помощь Россонскому району на 15 дней. Обязать командира третьей запасной дивизии полковника Козлова оказать помощь Россонскому району автотранспортом, также разрешить перебросить 4 трактора из Докшицкого района в Ушачский район на период весеннего сева и организовать помощь Ушачскому району единоличников Плисского и Докшицкого районов по 100 лошадей на 10 дней".

Горьким, очень горьким будет урожай сорок пятого года…

(Продолжение следует)

Источник документов: Национальный архив Республики Беларусь

Белорусские хроники 1945-го. Все выпуски проекта >>>
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
70 лет назад, 30 апреля 1945 года, в Минске наконец-то открылось регулярное трамвайное движение. В первый день по единственной пока линии "Выставка - улица Володарского"...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика