"Как-то бы получить однокомнатную квартиру..." С какими бедами идут на прием к депутату. 21.by

"Как-то бы получить однокомнатную квартиру..." С какими бедами идут на прием к депутату

06.05.2015 09:12 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

73-летний  Александр Иосифович начинает свою историю издалека. Прежде чем дойти до сути проблемы, с которой он пришел на прием к депутату Палаты представителей от Коласовского избирательного округа № 106 Минска Дмитрию Шевцову, пенсионер рассказывает и про болезнь первой жены ("Энцефаломиелит был, говорили, зачем женишься, сколько ей осталось"), и про переезд мамы из Баку ("Квартира там хорошая была, пришлось сдать"), и про воевавшего отца ("Он для чего воевал? Чтобы его семья нормально жила!"). Работа с обращениями граждан - вопрос тонкий. И политический - по нему судят о работе властей и за него часто достается чиновникам; и человеческий - с бедами и надеждами в высокие кабинеты идут сотни посетителей.  




"В 73 года - на общую кухню?"

Дмитрий Шевцов принимает граждан своего округа два раза в месяц, в третью и четвертую среду. Записываться на прием он рекомендует заранее, для того чтобы помощник мог сориентировать заявителя, какие документы необходимы, на чем сконцентрировать свое внимание, тем более сделать это можно по электронной почте. Если необходимо, можно заранее выслать документы по проблемному вопросу. Все контакты и адреса доступны на личном сайте депутата.

Шевцов листает журнал приема граждан, вспоминая самые яркие и типичные обращения. Часто, говорит он, люди приходят с проблемами, по которым уже приняты решения компетентными органами, в том числе судебными. "В большинстве случаев эти решения - абсолютно правильные и обоснованные, но граждане с ними не согласны. Им кажется, что депутат может, войдя в их положение, решить вопрос положительно, обойдя закон. Я всегда говорю: понять вас я могу в любой ситуации, но обойти закон или вмешиваться в судебные решения не имею права, - объясняет депутат.




В целом, добавляет он, жаловаться на качество работы с обращениями населения не приходится. "Даже не вспомню ответов, которые бы выглядели как отписка, - объясняет Шевцов. - Бывает, что человек уже получил ответы из нескольких инстанций, и ответы проработанные, развернутые, практически совпадают, но все равно человеку не нравится результат, он хотел бы другого решения".

Прием, на котором присутствуют журналисты TUT.BY, начинается в 16 часов в скромном кабинете администрации Советского района.

Первый обратившийся гражданин, пенсионер Александр Иосифович, отвлекается на детали, но с помощью уточняющих вопросов вырисовывается конфликтная квартирно-семейная история. Полученную много лет назад трехкомнатную квартиру, где он проживает с женой, двумя дочерьми, а также мужем и сыновьями одной из них, надо приватизировать. Он желает приватизировать квартиру, но для этого требуется согласие всех совершеннолетних проживающих. Старшая дочь, от первого брака, проживающая в этой квартире с семьей, против. Со слов заявителя, дочь с зятем обратились в суд, чтобы выделить свою долю, приватизировать ее, а затем продать.

- Они свою долю приватизируют и продадут, не будут здесь жить… Я тогда остаюсь ничем не защищенный, на общей кухне. В 73 года. Как же так? И ни один закон меня не защитит? - задается Александр Иосифович риторическим вопросом.

Закон на межличностные и семейные отношения не распространяется и влияния не имеет. Как вы считаете, кто и каким образом может повлиять на это? - уточняет Шевцов, растолковывая, что у взрослой дочери есть свои планы и никто не может запретить ей распоряжаться ее имуществом. "Защищать" здесь, с точки зрения закона, некого, разводит руками он, советуя сесть за стол переговоров и искать компромисс в кругу семьи.

- Если к согласию прийти не получится, решать придется через суд. Нарушений здесь нет ни с чьей стороны: дети совершеннолетние, прописаны в квартире, совместно проживают, ведут общее хозяйство – каждый имеет право претендовать на определенную долю в этой квартире. Суд выносит решение о том, кто какой долей владеет, и решение суда придется исполнять. Естественно, никто не вправе вмешиваться в то, как член семьи потом распорядится своей собственностью: приватизирует, продаст, подарит, завещает...




Аккуратно выслушивая многократно повторяемые аргументы про возраст и "общую кухню", Дмитрий Шевцов пытается повернуть беседу в рациональное русло, объясняя, что продать долю в квартире сложно, и советуя обдумать вариант с выкупом доли того члена семьи, который решил ее продать.

- Мне с женой и дочкой как-то бы получить однокомнатную квартиру. Больше мне ничего не надо. Мне нужна спокойная старость. А они не хотят, чтобы я сам ее приватизировал. Хотят продать, нажиться... - обижается пенсионер.

Диалог продолжается, выдавая многолетний опыт Шевцова по общению с непростыми посетителями, поскольку до получения депутатского портфеля он был главным врачом центральной поликлиники. Вот и сейчас довольно быстро эмоциональный накал речей пенсионера несколько снижается.

- Проблема отцов и детей всегда была актуальной, часто возникает недопонимание…Чисто по-человечески я могу вам только посочувствовать. Но поймите, сделать что-то в семейно-бытовых конфликтах можете либо вы, либо только суд, - гнет свою линию депутат, убеждая, что закон, безусловно, должен защищать граждан, но только в случае незаконных действий, которых здесь не просматривается.

Аргументы про то, что "отец воевал, и дом в Беларуси был", также парируются.

- Вместо дома государство вам дало хорошую трехкомнатную квартиру, в хорошем районе Минска, на Некрасова. А то, что случилось у вас в семье, ни отец, имевший заслуги, ни государство никак изменить не может. К сожалению, решение этой проблемы лежит в другой плоскости: дети обязаны заботиться о родителях, родители – о детях. Точка. Но если бы это было так просто. Повлиять на взаимоотношения отцов и детей только законом невозможно. Сегодня есть дети брошенные, есть старики, которым никто не помогает, а после смерти сразу находятся родственники и начинают претендовать на имущество… В обществе и семье нужно формировать правильное отношение...

Беседа длится 35 минут. И хотя помочь в этом конкретном случае пенсионеру нечем, расстаются депутат и избиратель спокойно и без претензий.




"Такие ситуации нечастые, от души человека жалко. Но вопросов по приватизации много. Обычно они более конкретны. Бывают сложные случаи, много обращений касается трактовки отдельных правовых норм. Тогда я активно включаюсь в работу", - рассуждает Дмитрий Шевцов.

"Каждая "выбитая" комната для работника соцсферы – сродни подвигу "

Второй на прием приходит Татьяна Бибик - педагог с пятнадцатилетним стажем, которая работает в средней школе № 28. Она живет в съемной квартире, одна воспитывает трехлетнюю дочь, стоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сейчас ей необходимо место в общежитии.

- В районном управлении образования меня внимательно выслушали, но сказали, что нет возможности – на балансе общежитий нет, - рассказывает заявительница.

- Понятно, что нет на балансе, – Дмитрий Шевцов явно не в первый раз решает похожую задачу. - У нас достаточно общежитий на балансе предприятий.

Татьяна рассказывает, к каким чиновникам обращалась за несколько лет и как они отправили решать проблему к директору школы. "Правильно отправили. Этими вопросами и должен заниматься руководитель или начальник соответствующего управления", - констатирует депутат.




Оказывается, у школы есть шефы - Минский завод вычислительной техники. И директор школы писала ходатайство, но в просьбе было отказано с мотивировкой о передаче общежития этого предприятия на баланс города. Личных контактов на предприятии у директора нет, что могла, она сделала... "Ситуация сложная", - признает депутат.

- Я, когда руководил поликлиникой, при необходимости оказания помощи в выделении жилья был в такой же ситуации, как директор. Звонить, договариваться, с одними, другими, третьими… Когда удавалось решить вопрос, я собирал письма и ходатайства из разных инстанций, - делится опытом Шевцов. - Давайте так. Я записываю ваши контакты, связываюсь с директором школы и с начальником Управления образования. Ваш вопрос поставлю на контроль. И стаж у вас большой, и ребенка одной непросто растить. Татьяна Станиславовна, пока я вам ничего не обещаю, но постараюсь помочь. Любой вопрос по выделению жилья, в том числе общежития, с каждым годом решается все сложнее. Такими вопросами мне приходилось заниматься неоднократно – большой крови это стоит. Каждая "выбитая" комната для работника социальной сферы – сродни подвигу, - констатирует депутат.




Как и пенсионер, учительница не возражает против освещения ее истории в репортаже на портале. Все-таки надежды больше - вдруг поможет?

- Если мы поможем, а вы напишите, - грустно улыбается Шевцов, - у меня завтра здесь на приеме весь район будет. Вопрос этот действительно в компетенции директора школы. Я точно также сяду на телефон и буду все предприятия обзванивать, искать, теребить. С кем-то и ругаться приходится. У нас в Советском районе много общежитий сферы образования, колледжей, к примеру. Конечно, они все загружены, там тоже много вопросов.

"Запретить человеку писать мы не можем"

В лидерах обращений к народным избранникам – квартирный вопрос во всех его ипостасях: приватизация, арендное жилье, общежития. Обращаются к Дмитрию Шевцову и по основной специальности - по медицинским вопросам. По многолетней привычке он даже иногда оговаривается, называя избирателей пациентами.

Отдельная категория посетителей - люди с определенными проблемами здоровья.

- Пенсионерка Н. обращалась ко мне трижды. Рассказывала, что ее дочь проживает в общежитии со своим сыном-школьником. Со слов бабушки, дочь не работает, не смотрит за ребенком, он ходит голодный, в школе проблемы. А ей с внуком встречаться запрещают. Она подавала в суд, добиваясь таких встреч, но суд отказал. Есть переписка с разными инстанциями… Ситуация настораживает, хотя у меня, как у доктора, возникают сомнения в здоровье бабушки. Сразу после приема граждан звоню завучу школы, где учится мальчик, – она про проблемы у такого ребенка не слышала. Уже неплохо. На следующий день выясняем с завучем: бабушка немного не в себе, есть проблемы с психикой. Дочь была вынуждена забрать ребенка и уйти в общежитие. Ребенок успевает средне, но никаких претензий к нему у учителей нет, он досмотрен. Мать действительно около месяца не работала, но уже устроилась, бытовые условия нормальные. Обратился к коллегам-медикам. Оказалось, женщину они хорошо знают: она состоит на учете у психиатра, от осмотров специалистом отказывается. Когда она в очередной раз пришла на прием, я с ней поговорил по душам, посоветовал не вмешиваться в воспитание ребенка с учетом собственных серьезных проблем со здоровьем. Посоветовал обратиться к врачам-специалистам, которые, назначив соответствующее лечение, помогут посмотреть на проблему по-другому.

По Закону "О психическом здоровье", ни один психиатр не имеет права принудительно освидетельствовать пациента. На лечение его поместить нельзя, если он сам этого не хочет либо если поведение такого человека угрожает его здоровью или здоровью окружающих. Ситуация сложная. "Эта категория людей активно отстаивает свои права, хотя порой они не могут сформулировать, чего именно добиваются. Пишут тома жалоб и обращений. Я помню жалобу одной пациентки объемом в ученическую тетрадку на 12 листов… Но запретить человеку писать мы не можем. Мы понимаем, что жалоба надуманная, но вникнуть в суть и ответить обязаны, - рассказывает Шевцов. - Кто-то все равно не доволен, но многих удается убедить, как лучше действовать".

Может показаться, что таких людей много, добавляет он, но на самом деле – единицы, и обращаются они часто. Их знают в лицо во многих инстанциях…

Дмитрий Шевцов листает журнал обращений. Вот требование вынести на референдум новую концепцию реформирования здравоохранения. "Начинаю выяснять, почему именно эти вопросы выносите, отвечают: наши эксперты проработали. Хорошо. Кто эти эксперты, их компетентность, где экономические выкладки, обоснования?.. Ничего нет. Все эмпирически. "Мы считаем, что так будет правильно", - комментирует он. - Это не аргументы. Поэтому поддерживать такое обращение отказался".




Председатель районной организации ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны просит помочь изыскать спонсорскую помощь. Деньги нужны на адресную помощь ветеранам. "Я написал ряд писем и разместил информацию на своем сайте. Были отклики, а медицинский центр "Лодэ" предоставил ветеранам 50%-ную скидку на медуслуги", - листает журнал собеседник.
 
Вот другая история. "Работник ЖРЭО обратился ко мне по вопросу приватизации жилья. Вопрос был детально изучен и в итоге квартиру разрешили приватизировать, суммировав его стаж работы в ЖЭСе и ЖРЭО", - вспоминает Шевцов.

Вот еще одно любопытное обращение. Поскольку в республике два государственных языка, гражданин потребовал, чтобы все документы дублировались на белорусском и русском языках. "Но закон и так предусматривает, что документооборот может вестись на двух языках либо одном из двух государственных – русском или белорусском. С другой стороны, считаем ли мы экономические затраты расходов, когда каждый документ будет печататься одновременно на двух языках, не говоря уже о сокращении документооборота..." - констатирует Шевцов.




Много предложений приходит от граждан при обсуждении общественно значимых законопроектов. В частности, отмечает собеседник, при подготовке поправок в Закон "О здравоохранении" многие предложения были полностью или частично учтены. "Это хорошая тенденция, когда граждане активно участвуют в законотворческой деятельности, вносят дельные предложения", - говорит он.

Часто, поясняет Шевцов, минчане обращаются к нему с вопросами благоустройства дворовых территорий, режима работы объектов торговли и питания, проведения ремонтных работ в подъездах многоквартирных домов. Депутат отмечает: "Мелких вопросов не бывает, потому что за каждым из них стоят интересы людей. Проблемы решаю вместе с администрацией района. Радует, что здесь у нас полное взаимопонимание".

Иногда, считает он, достаточно просто разъяснить уже имеющийся ответ, который написан таким языком, что человек из этого ответа ничего не может понять. Об этом говорил и глава государства. Шевцов подчеркивает: "Мы должны доступно доносить до граждан суть вопроса. Если нужно, должны разъяснять на пальцах, чтобы человек понял".

Видя количество обращений от профессиональных кляузников, не сомневаюсь, что депутат готов поддержать обсуждаемый законопроект об обращениях граждан, где таких людей предлагают штрафовать. Но Дмитрий Шевцов против такого подхода. "Очень трудно дифференцировать, - объясняет он. - Да, есть те, кто просто занимается сутяжничеством. Но под штраф мы в итоге можем подвести того, кто долгое время законно добивается правды и защищает свои интересы. Не думаю, что примут штрафные санкции к населению за обращения. Я против такого решения. Если на прием пришел заявитель, то ты обязан вникнуть в суть проблемы и помочь ему, чтобы после вашей встречи неразъясненных вопросов для посетителя не осталось".
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Работа с обращениями граждан - вопрос тонкий. И политический - по нему судят о работе властей и за него часто достается чиновникам, и человеческий - с бедами и...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика