Зеленая зона под Минском может уйти под застройку? Новый Лесной кодекс встревожил экологов. 21.by

Зеленая зона под Минском может уйти под застройку? Новый Лесной кодекс встревожил экологов

22.05.2015 19:52 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Ценные лесные земли в пригородах рискуют попасть под вырубку и застройку. Такими опасениями поделились с журналистами TUT.BY активисты-экологи, которых крайне удивил новый вариант Лесного кодекса. Предусмотренные в нем изменения, считают природоохранные специалисты, были сделаны "в угоду сиюминутным экономическим интересам".


Фото: Янина Богданович, TUT.BY


Лесопарковая пригородная зона ограничена 5 километрами

По мнению представителей товарищества "Зеленая сеть", под угрозой наиболее ценная часть лесного фонда Беларуси. "Первоочередная функция лесхозов – лесоводство и охрана леса – никак не стимулируется, а поощряется исключительно экономическая – продажа древесины и увеличение объемов рубок", – такой вывод после ознакомления с новым вариантом Лесного кодекса сделали специалисты. 

Они предполагают, что с принятием документа в Беларуси, во-первых, резко сократится площадь пригородных зеленых зон, в том числе лесопарковой полосы вокруг Минска. Дело в том, что раньше рекреационно-оздоровительными лесами считалась земли в границах 10-15 километров от города. Новый документ ограничивает зеленую зону 5 километрами.

– Зеленая зона вокруг населенного пункта выполняет защитную функцию – она помогает поддерживать стабильный уровень кислорода и поглощает газы, комментирует координатор рабочей группы "Охрана дикой природы Беларуси" Ольга Каскевич. – Сейчас идет уплотнительная застройка. По новым нормам можно будет забрать часть зеленой зоны и отдать под хоздеятельность. Понятно, что пригородные земли – самые дорогие, и новый закон позволяет отдать их под строительство.


Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

По мнению специалистов, новый Лесной кодекс угрожает не только пригородным лесам. Экологи прогнозируют, что с новым документом площадь эксплуатационных лесов (лесов, где не действуют ограничения на вырубку деревьев) увеличится с 50 до 70-80%.

– В прежнем кодексе было две группы лесов. Первая
это леса высокой природоохранной ценности, а вторая группа – это эксплуатационные леса. Сейчас убрали группы и оставили только категории.То есть раньше  были четкие определения по лесам, которые нужно защищать. Теперь эти нормы прописаны расплывчато.

Кроме того, документ упраздняет понятие противоэрозионных лесов.

– Разработчики кодекса считают, что проблемы эрозии почв больше не существует. Однако в свое время проводились работы по облесению опасных в плане эрозии участков, существовали жесткие ограничения по лесопользованию в таких лесах, поэтому сегодня и нет такой проблемы.


Изменения стали для экологов неожиданностью

Новая редакция Лесного кодекса разрабатывалась на протяжении 2014 года. После принятия документа в первом чтении проект был кардинальным образом изменен. Для природоохранных организаций это стало полной неожиданностью. "Когда наш юрист звонил в Палату представителей и спрашивал, почему были внесены такие изменения, они сказали, что согласовывали это с общественностью. Но с какой общественностью, непонятно", объясняет Ольга Каскевич.

 

Активисты товарищества "Зеленая сеть", ГА "Ахова птушак Бацькаўшчыны" и ОО "Багна" запустили онлайн-петицию для сбора подписей, которая призывает не допустить принятия нового Лесного кодекса. Специалисты просят вынести актуальный проект на общественное обсуждение продолжительностью не менее 30 календарных дней.

Непригодными в документе экологи считают следующие аспекты:
  • резкое увеличение доли эксплуатационных лесов;
  • соответственно резкое сокращение доли охраняемых лесов;
  • отсутствие противоэрозионных лесов;
  • возникшую возможность вырубки и застройки большей части нынешних пригородных лесных территорий.
Представители экологических организаций требуют присутствия в документе:
  • ориентации лесного хозяйства на глубокую переработку вместо вывоза за рубеж первичного сырья;
  • сохранения нынешней доли эксплуатационных лесов. В случае глубокой переработки отпадет необходимость наращивать объемы вырубки;
  • лесоустроительные проекты должны до принятия проходить стадию общественных обсуждений;
  • экономическая и экологическая информация о деятельности лесхозов и структуре лесонасаждений должна быть доступна на сайтах лесхозов.


Депутат: какой лес и для чего использовать, решает президент

С претензиями экологов разработчики проекта не согласны. Сокращение охраняемой  пригородной лесополосы никак не связано с интересами деревообработки, считает заведующий отделом по обеспечению деятельности Постоянной комиссии по вопросам экологии, природопользования и Чернобыльской катастрофы Палаты представителей Национального собрания Беларуси Михаил Мацукевич. По его словам, существует норматив площади леса на человека. Так, на каждого минчанина должно приходится не меньше 21 квадратных метра. Исходя из этого норматива, подсчитали специалисты, пригородная лесополоса должна равняться 2 километрам с лишним.

– Но, как видите, для Минска мы сделали все равно больше. В Кодексе написано до 5 километров, а президент, когда будет утверждать градостроительные проекты, может эту цифру сделать любой, в том числе и до 10 километров. Поэтому мы не видим в этом ничего плохого. Для чего тогда утверждали норматив? Он ведь не нами утвержден, а давно действует. Либо норматив пересмотрите, либо не задавайте вопросов.

Михаил Мацукевич согласился с тем, что с новым Лесным кодексом в Беларуси увеличится площадь лесов, где не будут действовать ограничения по вырубке. Он напомнил, что такая задача была заложена в программе деятельности правительства, которая была принята еще два года назад.

– Мы с этим не совсем были согласны, но это не значит, что мы не поддерживаем, что все должно быть рационально. Общественность ведь подходит с той точки зрения, что рекреационно-оздоровительных лесов должно быть много. Но леса, в первую очередь, сажают для того, чтобы получить древесину и другие лесные ресурсы. Параллельно они, конечно, играют большую экологическую роль, социальную, рекреационную. Но кто запрещает людям гулять чуть ли не везде в лесах, за исключением особо охраняемых территорий?




А если будет принято решение изъять земельный лесной фонд для каких-то других целей, в том числе строительства, объясняет специалист, Лесной кодекс тут не поможет.  Он никак не регулирует вопрос застройки. "Механизм перевода лесных земель, как и сельскохозяйственных, у нас своеобразный – по решению президента либо с его согласия. Поэтому не надо тут пугаться, Лесной кодекс вообще не имеет к строительству никакого отношения".

Вопрос, почему последний вариант проекта не был согласован с общественностью, Михаила Мацукевича удивил. "А где написано, что он обязательно должен быть согласован? Если общественность заинтересована в чем-то, мы всегда открыты к тому, чтобы получить эти предложения. Но надо понимать, что предложения не обязательно будут учтены".

По словам специалиста, сейчас документ уже находится на рассмотрении у президента, поэтому об общественных обсуждениях не может быть и речи.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Раньше рекреационно-оздоровительными лесами считались земли в границах 10-15 километров от города. Новый документ ограничивает зеленую зону 5 километрами.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика