Белорусские хроники 1945-го. Первая попытка присвоить Минску звание "Город-герой"
13.06.2015 10:30
—
Новости Общества
|
70 лет назад, 13 июня 1945 года, партийно-советские руководители Минска и столичной области подписали обращение о необходимости присвоить Минску почетное звание "Город-Герой".
Адресован был документ правительству БССР, ЦК КП(б)Б и содержал предложение: "Возбудить ходатайство перед союзным правительством о присвоении столице Белоруссии городу Минску звания Города-героя за выдающееся участие его в организации и развитии партизанского движения в БССР". В письме объемом более пяти страниц оставили подписи секретарь Минского обкома и горкома КП(б)Б В. Козлов, председатель Минского областного Совета депутатов трудящихся Р. Мачульский, секретарь Минского горкома И. Бельский и председатель Минского городского Совета И. Паромчик. Никто из этих людей не был в прошлом минским городским подпольщиком. А занимались они вообще "организацией и развитием партизанского движения в БССР". Очевидно поэтому на первых двух страницах письма повествовалось о подрывах мостов на реках Птичь и Бобрик, о рельсовой войне и в целом – о партизанском движении в Минской области. Про антифашистское сопротивление собственно в Минске сказано так и в такой последовательности:
Думается, что если бы подобный отчет составлял офицер Генштаба, то сведения об уничтоженных паровозах и танках он поставил бы на первое место. Но это письмо готовили партийные работники, а для них наиглавнейшими были отчетные данные о количестве газет и листовок. И вряд ли бы кадровый военный решил тратить усилия на придумывание уничижительных эпитетов для противника: "авантюрист-лжепрофессор, наглый клеветник и прожженный политический жулик". На войне надо занимается военным делом… Почему в 1945 году положили под сукно предложения о присвоении Минску почетного звания? Думается, что слишком много еще было живых свидетелей и участников тех событий. Многие помнили, что белорусское руководство выехало из Минска вечером 24 июня 1941 года – за три дня до прихода немцев. Помнили, что без боя на минском аэродроме была уничтожена советская авиация: И главное, где находился белорусский лидер Пантелеймон Пономаренко? Почему он, являясь начальником Центрального штаба партизанского движения, ни разу за всю войну не побывал на оккупированной территории? А ведь на партизанских аэродромах Минщины, особенно начиная с 1943 года, регулярно и относительно безопасно приземлялись транспортные самолеты с Большой земли. Москва устраивала даже что-то вроде пресс-туров. Отличие Минска от города-героя Ленинграда состояло в том, что в блокадной северной столице находился член Политбюро товарищ Жданов. Он личным присутствием освятил трагедию и подвиг города на Неве. А у Пономаренко присутствия (хотя бы протокольно-символического) среди жителей оккупированных территорий не получилось. Зато есть легенда, что в 1941 году в ответ на вопрос Сталина о количестве людей, которых не удалось эвакуировать из белорусской столицы, Пантелеймон Кондратьевич сказал: "В Минске остался тот, кто хотел остаться ". На годы вперед ввели как клеймо: жившие в оккупации – люди под подозрением. А что касается подвигов героев-подпольщиков в столице… Мол, очень много неясностей с якобы стихийно возникавшими организациями и партийными комитетами. Первый состав Минского подпольного горкома партии… второй состав Минского подпольного горкома партии… третий состав Минского подпольного горкома партии… Можно ли быть уверенным, что там не было предателей? Кем выдвигались кандидатуры? Выполнялась ли в полной мере процедура персонального согласования с ЦК? Умные понимали, что после войны так обычно бывает – "наказание невиновных, награждение непричастных". А в белорусском ЦК (чтобы неповадно было кому-либо спорить на темы военной истории) решили в 1949 году назначить министра госбезопасности Лаврентия Цанаву автором исторического труда "Всенародная партизанская война в Белоруссии против фашистских захватчиков". Конечно, все знали, что имя Цанавы на титуле – ширма. И что на самом деле это согласованный компромисс партизанских кланов во власти. Структура, названия разделов и глав в монументальном печатном труде были образцовые:
Как видим, в труде, автором которого указан Л. Цанава, отсутствовала отдельная глава, посвященная Минску… Несколько послевоенных десятилетий тема Минского городского подполья будет для общества больной. Военные историки постигнут "правило": хочешь стать благополучным ученым мужем, вовремя получать звания, должности и хорошие оклады – пиши про апробированных партизан Витебщины или Минщины. А хочешь иметь проблемы – займись Минским подпольем. …Наконец в 1978 году Леонид Брежнев прикрепит на знамя Минска "Золотую звезду" Города-героя: История написана полностью? Нет. Лишь в 2005 году явится из забвения героическая личность Михаила Гебелева, который возглавлял сопротивление в Минском гетто, был секретарем Тельмановского подпольного райкома КП(б)Б, членом подпольного горкома. Погиб в августе 1942 года в нацистских застенках. Именем отважного подпольщика наконец-то назовут улицу столицы. А сколько тайн Минского подполья насегда останутся нераскрытыми! (Продолжение следует) Источник документов: Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
70 лет назад, 13 июня 1945 года, партийно-советские руководители Минска и столичной области подписали обращение о необходимости присвоить Минску почетное звание...
|
|