О белорусских лекарствах сейчас говорят много. Только, увы, все чаще с негативным оттенком. Сломать устоявшиеся стереотипы об их качестве непросто. Особенно сейчас, когда Минздрав активно продвигает в массы лекарственные средства национального производителя. После обнародования приказа Минздрава "О продвижении отечественных лекарственных средств в организациях здравоохранения" люди уверены: их лишают права выбора. Особенно сейчас, когда с прилавков аптек исчезают импортные препараты. Об этом пишет "СБ. Беларусь Сегодня".
Фото из архива
Эту деликатную тему мы вынесли на обсуждение во время "круглого стола" со специалистами Минздрава, РУП "Белфармация", УЗ "3-я городская поликлиника" и частного медицинского центра "ЛОДЭ".
Свое видение проблемы озвучили Людмила Жилевич, заместитель начальника главного управления организации медицинской помощи Минздрава, Наталья Малашко, начальник отдела организации лекарственного обеспечения управления фармацевтической инспекции и организации лекарственного обеспечения Минздрава, Татьяна Тумеля, начальник управления организации производства и перспективного развития, Константин Степанов, начальник отдела маркетинга департамента фармацевтической промышленности Минздрава, Елена Гончарова, начальник организационно-фармацевтического отдела РУП "Белфармация", Лариса Денисова, заместитель главного врача УЗ "3-я городская поликлиника", Людмила Гулевич, заведующая терапевтическим отделением медицинского центра "ЛОДЭ".
Наши фармпроизводители конкурируют с известными брендами
"Р": Популяризация лекарств отечественного производства - это забота о здоровье граждан или негласная борьба за фармрынок? Многие пациенты уверены: их лишают права выбора.
Людмила Жилевич: Если человеку доступен любой препарат - и бюджетный белорусский, и дорогой импортный, разве это ущемляет его права? Что касается популяризации, то о ней заговорили почему-то тогда, когда мы сделали акцент на наших лекарствах и предложили палитру препаратов различной стоимости. Когда зарубежные фирмы изо дня в день обивали пороги медучреждений, а пациент получал рецепт на импортный препарат, это мало кого беспокоило. Сейчас все по-другому: наши фармпроизводители в состоянии конкурировать с известными брендами. И информирование врачей о новых лекарствах сейчас - это планомерная работа. Другое дело, что раньше врач был менее информирован о наших препаратах…
"Р": Простите, я не ослышалась - наши врачи не знали о произведенных в стране лекарствах?
Лариса Денисова: О многих - нет. Кроме того, большинство моих коллег выписывали импортные препараты, потому что были уверены: они лучше. А что значат для гипертоника дорогие таблетки, которые нужно принимать постоянно? Это существенная брешь в его кошельке. Такой человек через месяц-другой откажется от них. И хорошо, если он придет ко мне, а мы подберем ему другое лечение. В худшем случае, он просто перестанет лечиться. И останется один на один со своим заболеванием.
Людмила Жилевич: Это неудивительно. Фармрынок огромный, и самостоятельно в нем очень сложно разобраться. Сравните сами: в 1994 году у нас было зарегистрировано 800 наименований лекарств, сейчас - более 5 000. Наталья Малашко: Лекарства, как и любой другой товар, нуждаются в рекламе. А это затраты, которые неминуемо отразятся на их стоимости. Да и надо учесть, что на протяжении последних десятилетий огромные средства вкладывались в модернизацию фармпредприятий. Теперь мы смело говорим: наши лекарства соответствуют международным требованиям.
Фото из архива
"Р": Почему тогда многие за таблетками едут в Вильнюс, Москву, Белосток? И почему во многих аптеках все сложнее найти импортное лекарство? Людмила Жилевич: За границу едут, потому что там импортный препарат зачастую дешевле на 10-15%. То, что в некоторых аптеках нет импортных лекарств, не говорит о запрете на их продажу. Это, скорее, нерасторопность поставщика, который вовремя не продлил регистрацию медицинского препарата. Она, к слову, действует 5 лет. Так что не будем говорить о некоем засилии наших лекарств. Судите сами: в стране зарегистрировано почти 5 000 наименований импортных и всего 1 300 белорусских.
Иностранцы скупают белорусские препараты
"Р": Проводились ли среди пациентов исследования о спросе на белорусские лекарства?
Наталья Малашко: Мы немного лукавим, когда говорим, что пациент способен самостоятельно ориентироваться в лекарственных джунглях. О своих предпочтениях расскажет разве что человек, годами принимающий одни и те же препараты. И, разумеется, врач их выпишет. А вот что касается первого приема у терапевта, то вам все равно, какую таблетку пропишут: белорусскую или импортную. Уверяю вас, в большинстве случаев они окажут одинаковый эффект. А вот что действительно важно, так это стоимость. Потому что одно дело - купить дорогой препарат один раз, другое - принимать его постоянно.
Елена Гончарова: Немного забегу вперед - иностранцы часто свои аптечки пополняют именно нашими лекарствами. Это мы увидели во время чемпионата мира по хоккею в прошлом году. Тогда с прилавков аптек "Белфармация", расположенных в местах проживания болельщиков, лекарства из безрецептурного списка буквально сметали. К слову, в нашей розничной сети реализуется почти 72 процента белорусских препаратов в упаковках.
Недоверие потребителя – происки фармкомпаний?
"Р": Так откуда у потребителя такое недоверчивое отношение к белорусской таблетке?
Константин Степанов: Все это следствие хорошо организованной работы маркетинговых служб представительств иностранных фармкомпаний. Зайдешь раньше в аптеку, а кругом листовки, книжки, плакаты с известными зарубежными брендами. Наши же производители до прошлого года уделяли недостаточно внимания рекламе своей продукции. Татьяна Тумеля: Заметьте, пациенты в больницах принимают белорусские лекарства (а их в стационарах - 80 процентов в упаковках) и даже не догадываются об этом. И ведь выздоравливают. Значит, дело не в том, в какой стране произвели препарат? "Р": Вернемся к качеству наших таблеток. А заодно к побочным реакциям, которых мы так боимся.
Татьяна Тумеля: Практически все побочные реакции - прогнозируемые и прописаны в инструкции. И если вы думаете, что в импортном препарате их меньше, то ошибаетесь. В стране работает национальная система фармаконадзора. Медработники и фармацевты сообщают в Минздрав о выявленных нежелательных реакциях на лекарственные средства либо случаях терапевтической неэффективности. В прошлом году получено 514 таких извещений: 159 - на наши лекарства и 315 - на импортные.
"Р": Отзывов об импортных препаратах больше, потому что их чаще покупают?
Татьяна Тумеля: Нет. Наших лекарств покупается значительно больше. Статистика 2014 года: доля отечественных лекарственных средств на рынке страны в стоимостном выражении составила 37,6%, а в натуральном выражении (то есть в количестве упаковок) - более 60%.
"Р": Как за последние 5 лет белорусские фарм-предприятия увеличили выпуск лекарств?
Татьяна Тумеля: Объем производства фармацевтической продукции с 2011 по 2014 год вырос в 1,8 раза в долларовом эквиваленте (с 245,4 миллиона долларов США в 2011 году до 439,4 миллиона долларов США в 2014 году).
"Р": 50 процентов наших препаратов на фармрынке - это предел возможностей? К каким цифрам мы стремимся?
Татьяна Тумеля: Обеспеченность рынка Беларуси местными лекарственными средствами не менее чем на 50% - это не самоцель. Это в первую очередь лекарственная безопасность страны. Ну и разумное импортозамещение, конечно. Людмила Жилевич: 50% - это стимул для развития нашего фармрынка. Мы против того, что в страну вагонами завозят аналоги наших лекарств. Ведь на это тратится валюта. Однако это не значит, что импортные препараты исчезнут. Нет.
Константин Степанов: Эффективность наших лекарств подтверждена. Один из многочисленных примеров: на базе 4-й городской больницы Минска проводились клинические испытания препарата для лечения артериальной гипертензии. Результаты показали: фармакокинетические профили его такие же, как у американского аналога. А о качестве, на мой взгляд, говорят цифры - более трети белорусских таблеток идут на экспорт в 29 стран мира. И это не предел. Наши фармпроизводители активно осваивают новые рынки сбыта.
Елена Гончарова: В каждой нашей аптеке можно заполнить извещение о подозреваемой побочной реакции на лекарственное средство, помогает оно или нет. И что мы видим? Придя в аптеку, пациенты называют и побочные реакции, и то, что таблетки не помогают, особенно когда лекарственное средство выписано по льготному рецепту, а когда фармацевт предлагает заполнить извещение, - выясняется, что лекарство не принимал. Вот вам и отношение. И мы его должны изменить.
Визуальная реклама ушла из поликлиник
"Р": Складывается впечатление, что врач, выписавший пациенту импортный препарат, будет наказан. Сама видела в кабинете терапевта календарь, в котором все названия импортных препаратов вымараны черной ручкой. И как быть с запретом на использование даже печатной продукции от иностранных производителей?
Людмила Жилевич: Это уже терапевт перестраховался. А по сути - мы исключили визуальные образы. Пациент, глядя на плакат, думает, что это самое лучшее лекарство. Но, может быть, конкретно ему оно не подходит. Если врач считает нужным выписать то или иное лекарство, это не запрещено. Никаких ограничений и тем более нормативных актов на этот счет нет.
Людмила Гулевич: Только врач должен решать, кому и что выписывать. И только его авторитет может сыграть какую-то роль в лечении. Если пациент годами ходит к одному и тому же специалисту, доверяет ему, то он выполнит любое назначение доктора. И этому пациенту не нужно будет доказывать, что наша таблетка не менее эффективна, чем импортная. Проблема сама собой решится, когда поликлиники будут полностью укомплектованы врачами. Когда на каждом участке будет доктор, который будет "вести" пациента годами. Но это уже совсем другой вопрос и иная проблема...
"Р": Предложить отечественные препараты вместо импортных - мысль хорошая. Но сможем ли мы заменить все лекарственные средства?
Наталья Малашко: Все и не нужно. В мире нет страны, которая использует исключительно свои лекарства. Есть препараты, которые выпускает один завод в мире. Мы вряд ли освоим выпуск препаратов, необходимых в крайне ограниченном количестве. Или когда организовать их производство намного дороже, чем приобрести оригиналы. В нашей стране выпускают оригинальные противоопухолевые препараты, не имеющие аналогов: их закупают многие страны. Это прорыв нашей науки и фармапроизводства, с которым не стыдно прийти на соседние рынки.
О белорусских лекарствах сейчас говорят много. Только, увы, все чаще с негативным оттенком. Сломать устоявшиеся стереотипы об их качестве непросто. Особенно...