Макулатура, пластик, батарейки: гомельские заготовители вторсырья рассказали о проблемах в отрасли. 21.by

Макулатура, пластик, батарейки: гомельские заготовители вторсырья рассказали о проблемах в отрасли

08.07.2015 14:41 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В среднестатистическом европейском городе на свал­ку отправляется один грузо­вик мусора в месяц, осталь­ное поступает в переработку. В Гомеле используется толь­ко 12% бытовых отходов. Еще несколько лет назад этот про­цент не дотягивал до пяти.




За гра­ницей раздельный сбор мусо­ра - это норма, за несоблюде­ние которой грозит штраф. В нашей стране население уве­рено, что за макулатуру, пла­стик и металлолом государ­ство должно заплатить. И оно платит, при этом не перестает взывать к совести потребите­лей, которые недовольны низкими тарифами, спускаемы­ми "сверху" планами по сбо­ру макулатуры и так далее. Все это, считают гомельские заго­товители вторсырья, от непо­нимания остроты проблемы: каждый житель Беларуси, а не только правительство, несет ответственность за экологиче­скую обстановку в стране. Обсудили тему за круглым столом в Гомельском горисполкоме.

Макулатура - это не только газеты

В Гомеле раздельным сбо­ром вторичных материаль­ных ресурсов занимаются три предприятия "Спецкоммунтранс", "Гомельхимторг" и "Гомелькоопвторресурсы". Лидирующие позиции зани­мает "Спецкоммунтранс", так как у предприятия есть свой сортировочный завод, поряд­ка 2,4 тыс контейнерных площа­док на территории города, око­ло 10 передвижных пунктов приема вторичных материаль­ных ресурсов.

Остановимся на макулату­ре. В 2015 году Гомель дол­жен заготовить более 25 ты­с тонн этого вида вторсы­рья. На сегодня заготовле­но 35% от доведенного пла­на. Для учреждений и пред­приятий, как государственно­го, так и негосударственного сектора, план доводится, исходя из специфики их рабо­ты. За невыполнение никого не наказывают. А вот ударни­ков сбора поощряют матери­ально. Среди учреждений об­разования каждый год проходит конкурс.

- Многие гомельчане счи­тают, что макулатура - это в основном газеты и журналы, да еще старые книги, а так как выписывать периодику стали меньше, то и сдавать особо не­чего,
- говорит заместитель директора КУП "Спецком­мунтранс" Александр Нико­нов. - На самом деле это за­блуждение. Газеты, журналы, различные рекламные брошю­ры - это так называемая три­надцатка - макулатура самого низкого качества. Выше всего ценится картонная упаковка, которой с каждым годом ста­новится все больше, потому что производители стараются красиво и качественно представить свой товар. Из упаков­ки впоследствии производит­ся гофрокартон, который реализуется за пределы Беларуси. Таким образом мы зарабатыва­ем стране валюту.




Непосредственно КУП "Спецкоммунтранс" в этом году должен собрать 5,3 тыс тонн макулатуры. Такой объем, го­ворит заместитель директора, вмещается в 250 составов по 60 вагонов. И каждый год за­дания растут. В прошлом, на­пример, план у "Спецкоммун­транса" был 4,2 тыс тонн.

Переработчики макулату­ры у нас местные, туда она и отправляется после сорти­ровки. Это Светлогорский целлюлозно-картонный ком­бинат и Добрушская бумаж­ная фабрика "Герой труда". Их продукция в итоге получается на 20-30% дешевле.

В 2011 году ситуация на этих предприятиях была го­раздо хуже - 30% сырья давал внутренний рынок, 70% приходилось закупать за валюту в России и Польше. Сейчас за­купается только 10%, остальное им поставляют гомельские заготовители.

Стратегический ресурс поставляют цыгане

Заготовкой бытового лома занимается ОАО "Гомельхим­торг".

- Люди сдают отслужив­шие свое кастрюли, сково­роды, металлические забо­ры, даже остовы автомоби­лей,
- рассказывает замести­тель главного инженера Денис Гребенчук. - Всего в 2015 году мы должны собрать порядка 4 тыс тонн металла, 1,5 тыс уже собрано. И идет рост. Во­обще сбор металла - сезон­ное занятие, пик приходится на весенне-летний период. А основной процент наших по­ставщиков - это цыгане и люди без определенного места жительства. Для них это свое­го рода бизнес.

Вообще металлолом в лю­бой стране является стратеги­ческим ресурсом. Так как в Бе­ларуси залежей железной руды нет, основной упор делает­ся на вторичную переработку. Собранный металлолом "Го­мельхимторг" сдает "Гомель­вторчермет". Там он сортиру­ется, а дальше отправляется на переработку на Белорус­ский металлургический завод.

Польза и вред пластика

Увеличивается и заготовка полимеров. Это пластмасса, ПЭТ-бутылки и другие поли­амиды. Только "Гомельхимторг" ежемесячно заготавли­вает порядка 40-50 тонн этого вторсырья. За год планиру­ют собрать 500 тонн. Продук­ция очень востребована у переработчиков, поэтому на по­лимеры тарифы для населе­ния в среднем выше, чем на другие виды вторичных ре­сурсов. К примеру, килограмм бесцветной полиэтиленовой пленки может стоить до 1700 рублей (для сравнения - бу­тылка из-под пива стоит до 400 рублей).

Собирать полимеры нужно еще и потому, что они больше других отходов загряз­няют природу. Если макулату­ра разлагается за полгода-год, то ПЭТ-бутылка - порядка тысячи лет. В Гомеле из переработанных полимеров что только не производят - плен­ку, одноразовую посуду, ящи­ки для рассады, тротуарную плитку, заборы и так далее. За­нимается этим, кстати, все тот же "Спецкоммунтранс".

Эксперимент в Советском районе

В начале июня предприя­тие "Спецкоммунтранс" на­чало эксперимент в частном секторе Советского района по раздельному сбору мусора. ПЭТ-бутылки, макулату­ру, стеклобой собирает по субботам специальный мусоровоз. При этом жи­тели как и раньше должны выставлять мусор возле сво­их домов, но теперь в отдель­ных мешках.

- В перспективе для раз­дельного сбора мусора пла­нируем производить упаков­ку разных цветов и бесплат­но раздавать жителям частно­го сектора,
- поделился пла­нами замдиректора "Спецком­мунтранса". Если эксперимент себя оправдает, опыт распростра­нят и на другие районы го­рода.

Также "Спец­коммунтранс" предлагает гомельчанам вызывать на дом специальную машину, кото­рая заберет за наличный рас­чет макулатуру, стеклобой и ПЭТ-бутылки. Это можно сде­лать, если хотите сдать от 10 кг вторресурсов. Таких заявок сейчас поступа­ет 6-7 в день, тогда как пред­приятие способно выполнить их до тысячи.



- На перерабатывающих предприятиях недавно про­шла модернизация, увеличи­лись мощности,
- говорит Александр Никонов. - Поэ­тому и мы свои увеличиваем, работаем практически с колес. Не успеваем отсортировать и спрессовать отходы, как при­ходит уже очередная машина переработчика. Так что объемы переработки увеличивают­ся, чего не скажешь об участии населения в раздельном сборе мусора. Хоть за последние не­сколько лет эти объемы и вы­росли в четыре раза, на сегод­ня 85% смешанных отходов вывозятся на полигоны. Их под Гомелем два.

У каждого свой интерес

Если перед заготовителя­ми ставится задача сохранить окружающую среду, то граж­дане хотят на раздельном сбо­ре мусора еще и заработать.

- В России за вторичные матресурсы населению пла­тят больше. Мы этого себе позволить не можем, потому что должны поддерживать местного переработчика, за­работная плата которого на­прямую зависит от тарифов на вторичные материальные ресурсы,
- объясняет Алек­сандр Никонов. - Но и вы­возить полезные отходы за рубеж тоже позволить не мо­жем. Если это разрешить, то закроются наши местные за­воды-переработчики. А они, в свою очередь, приносят в страну валюту. Вот такой по­лучается замкнутый круг.

Компенсировать затраты помогает государство. В 2012 году было создано учрежде­ние "Оператор вторичных материальных ресурсов", кото­рое аккумулирует средства, поступившие от производите­лей на утилизацию отходов, и распределяет их. В прошлом году учреждение выделило гомельским заготовителям по­рядка 7 млрд рублей, 6 млрд дал облисполком, собствен­ных заработанных средств было потрачено 5 миллиардов.

Батарейки пристроили, на очереди мобильники

Компенсации, поступающие от производителей и продав­цов, помогают решить лишь вопрос переработки "тради­ционных" ресурсов. Что де­лать с батарейками, лампами, а главное, сложной техникой нового поколения, вроде мо­бильных телефонов, местные заготовители не знают.

- Мы можем лишь со­брать все это, но не утилизировать, потому что предприятий по переработке батареек и сложной техники в Беларуси нет,
- объясняет Александр Никонов. - Да и организовывать такое производство смысла нет, оно будет убыточным, потому что пока сбор батареек, например, идет очень медленно. В универмаге "Гомель" за шесть лет удалось собрать всего 300 кг. А у них срок переработки - один год с момента сдачи. Но мы уже договорились с че­лябинским заводом по переработке, обслуживающим всю Россию и половину Китая, и будем возить их туда. Переработка одной тонны батареек на челябинском заводе будет стоить нам 1200 долларов.

Чтобы гомельчане актив­нее сдавали отслужившие свое батарейки и лампочки, считают заготовители, нуж­но, как в России, проводить специальные акции в торговых сетях.

- Принес покупатель ста­рую лампочку, сделайте ему скидку на новую, вот тогда процесс пойдет,
- говорит Александр Никонов. - В этом направлении мы уже ра­ботаем с Управлением тор­говли и услуг Гомельского горисполкома. Но чтобы на­ладить такую систему, тор­говля должна договаривать­ся с производителями. Это касается и утилизации гад­жетов. Мне как потребителю, например, хотелось бы сдать старый мобильный телефон и купить новый дешевле. Нуж­но брать пример с российско­го "АвтоВАЗа", который объявил акцию: "Сдай старую машину - получи новую" и предоставил покупателям скидку 30%. Сразу россияне стали ездить на отечествен­ных машинах. У нас же нет абсолютно никакой системы.

Чтобы ситуация изменилась, пошевелиться должно Министерство торговли, которое может повлиять на производителя.

Заготовители сходятся в одном, вопрос должен ре­шаться на уровне государ­ства. Оно должно изменять законодательство, расши­рять экологическую ответ­ственность, а не думать, как переработать то, на чем дру­гие заработали деньги. Ес­ли сейчас не поднимать эту проблему, в скором будущем нас завалят испорченными ЖК-мониторами, телефона­ми и планшетами.
 
Теги: Гомель
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Люди сдают отслужив­шие свое кастрюли, сково­роды, металлические забо­ры, даже остовы автомоби­лей.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика