Какая польза от вреда? Вопросы, которые задала не говорящая сестра супермодели Натальи Водяновой
14.08.2015 17:30
—
Новости Общества
|
Хозяина кафе в Нижнем Новогороде будут судить — за то, что ![]() Можно же тоньше — мол, условия не созданы, персонал не обучен, посетители не готовы… И вообще, вы осознаете свою ответственность, приводя больного ребенка в не приспособленную под его потребности среду? Они, похоже, сами спохватились — вон, постфактум беспокоятся, что Оксана могла причинить себе вред, сидя на холодном кафеле. Мол, ради минимизации губительных последствий мы ее и турнули. Ну, не они первые придумали выстилать заботой о здоровье дорогу в никуда. Пишет Ирина Дергач, журналист и мама ребенка с аутизмом. Весной наша организация «Дети. Аутизм. Родители» и детский и семейный фотограф Мария Шевченко презентовали проект ![]() Мы сняли своих сыновей и дочерей в сказочных образах и переписали сказки, как если бы их герои обладали аутистическими чертами. Сказки получились веселыми, герои не страшными. Выставка была презентована в «Столице», потом прокатилась по нескольким кинотеатрам и театрам… Было много теплых отзывов, юные и взрослые артисты приходили петь в поддержку наших детей, зрители покупали их рисунки на благотворительном аукционе. Мы, родители, были счастливы. В это же время герою одного из сюжетов — царевичу Косте — пришлось уйти из школы на надомное обучение. У четвероклассника Кости синдром Аспергера, то есть аутизм в сочетании с прекрасными интеллектуальными задатками. Мальчик занимает призовые места на олимпиадах по школьным предметам, пишет сказки и стихи, но пока не умеет вести себя правильно. Массовая школа к его приходу не готова. Косте важно учиться в небольшом классе в сопровождении тьютора. Но тьюторов в штатном расписании нет, а за лето количество учеников в Костином классе увеличится с 20 до 30. Мама, сопровождавшая сына на уроках последние годы, очень устала. И ей надо ходить на работу. — Новый учебный год Костя начнет на надомном обучении, — говорит Вера. — Будем просить, чтобы нам разрешили посещать уроки физкультуры… Имеют право и отказать, кстати. Николь и Всеслава, то есть Принцесса на горошине и Красная Шапочка, 1 сентября придут в первый класс. ![]()
Им как бы не отказывают, но предлагают варианты — например, разойтись по разным школам. А это значит, через год-два оказаться на надомном обучении, необходимость которого будет продиктована исключительно заботой о здоровье детей. Потому что для четырех учеников в одной школе еще можно создать учебную среду и обучить специалистов, а для четырех детей в разных школах — нет. — Есть вероятность, что 1 сентября мы никуда не пойдем, — говорит мама Красной Шапочки Анна. — И я не знаю, как объяснить это дочери, потому что она целый год готовилась к школе. Училась собирать портфель, сидеть за партой, платье себе выбрала. Выбирать — действие, которое дается нашим детям с трудом. Как правило, в жизни оно им не требуется: у них нет выбора. Мой 13-летний сын Тимур — тот, который в «Сказках» в образе героя американского эпоса — из потерянного поколения детей с аутизмом. ![]() Он пошел в общеобразовательную школу за несколько лет до появления в Беларуси первых интегрированных классов для детей с аутизмом. Это был порой очень травматичный опыт, но в целом Тимуру повезло с педагогами. К окончанию начального школьного звена он оказался единственным учеником с аутизмом в двухмиллионном Минске, который к пятому классу не ушел на надомное обучение или во вспомогательную школу. Создавать интегрированный класс было не с кем. Поэтому предыдущий учебный год мой хорошо говорящий парень провел в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Ему пришлось забросить любимый английский и два часа ежедневно тратить на дорогу — сначала на автобусе, потом на обеих ветках метро. Но самое главное — учиться в школе, которая не рассчитана на учеников с аутизмом. Весь этот год мы с другими родителями старших детей из МБОО «Дети. Аутизм. Родители» вынашивали планы организации ресурсного класса для учеников с аутизмом на средней и старшей школьной ступени. Все, что нам нужно, — собраться в одной школе и получить лишний кабинет и необходимые для коррекционной работы ставки специалистов. Мы готовы вкладывать силы и средства в оснащение кабинетов и подготовку специалистов. Мы нашли спонсоров, преподавателей курсов, специалистов, тьюторов, супервизоров… Тимуру в праве учиться в созданной под его особенности среде отказали. Потому что школа в Советском районе, а Тимур прописан в соседнем, Первомайском. А поскольку в Первомайском подходящей для него школы нет, будет ездить на автобусе и обеих ветках метро в Заводской — в учреждение образования, которое не рассчитано на таких, как он, детей. …Если специалисты системы образования, от которых напрямую зависит будущее белорусских детей с аутизмом, не видят смысла ради них выкладываться — чего ждать от остальных? Печальные эпилоги дописывает нашим «Сказкам» действительность. За пределами белорусской системы аутизм — тема номер один. Мировые агентства цитируют призыв Пан Ги Муна расширить права и возможности людей с аутизмом, немецкий концерн SAP, рискуя навлечь упреки в дискриминации программистов без диагноза, набирает 650 работников с синдромом Аспергера, а взрослые люди с аутизмом создают социальные сети и учатся самоадвокации. Пошарьте ради интереса на просторах Фейсбука: родители, объединяясь в многотысячные группы, дистанционно осваивают методики поведенческого анализа, специалисты приглашают на вебинары. Многие — бесплатно, ради помощи общему делу. И только на сайте структуры, которая руководит обучением детей с аутизмом в Беларуси — я имею в виду Asabliva.by Управления специального образования Министерства образования — об аутизме рассказано перепечатками с российских семейных сайтов, оригиналы которых за давностью лет изъяты из первоисточников. Согласно статистике Autism Speaks, один из 68 детей в мире — с аутизмом. То есть каждый из нас наверняка знает такого ребенка. И даже не одного. Точнее, мог бы знать, если бы у наших детей было достаточно реальных возможностей не выпасть из социума. А если бы каждый шестьдесят восьмой — ну ладно, каждый сотый — пассажир автобуса, как и один из каждой сотни зашедших в магазин покупателей или сидящих в кафе посетителей, был человеком с аутизмом, мы бы сейчас не обсуждали громкий инцидент с сестрой Натальи Водяновой. Не было бы у нас для этого информационного повода.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
О тех, кто выстилает заботой о здоровье дорогу в никуда. Пишет Ирина Дергач, журналист и мама ребенка с аутизмом. |
|