В Витебске срезают остатки моста через Двину, построенного немецкими саперами
17.08.2015 09:16
—
Новости Общества
|
В Витебске срезают остатки свай деревянного моста через Двину. Обычно они видны при падении уровня воды в реке. ![]() Благоустройство русла Двины в месте, где в нее впадает Витьба, началось несколько дней назад. ![]() Деревянное сооружение построили саперы вермахта для переправы своих войск в июле 1941 года. Один из пролетов каменного моста тогда был взорван. На сохранившихся фотографиях видно, что временным мостом пользовалось и население оккупированного Витебска. Возможно, по нему переселяли евреев в гетто. ![]() Однако свайные переправы до появления каменного моста (на его месте сейчас Кировский) здесь строили и раньше. Временный мост горожане возводили, когда уровень воды в Двине достигал ординара. ![]() Краевед Николай Никифоровский в книге «Странички из недавней старины города Витебска» так описывает строительство деревянного моста: «На воде вырастал плавучий на якоре копер-стойка на отдельном плоту с двумя чугунными «бабами», поднимаемыми на блоке канатами при помощи «лебедок» (колес), внутри которых, точно белки в колесе, двигалось по 5−6 рабочих. Достигнув высшей точки, «бабы» обыкновенно срывались с клещей «навоя» и вколачивали в двинское дно заостренное одним концом бревно. От скрипа «лебедок», стука падающих «баб» да перемещения копра, день ото дня вырастала на Двине аллея бревен с равномерно урезанными вершинами, с узким — сажени в 4 — промежутком на самом фарватере. Тем временем другая партия рабочих стесывала сваи, нагоняла на них поперечные балки, на которые в свою очередь накладывала продольные. После сего оставалась последняя работа — настилка досок, установка барьеров и немногих (до десятка) фонарей — и между городскими сторонами готово правильное безостановочное сообщение». ![]() Свайный мост каждую весну сносил ледоход, чаще всего полностью. Но в случае мягкой зимы возле берегов могло остаться несколько рядов свай. Никифоровский рассказывает, что сносимые части моста ниже по течению Двины вылавливали горожане и использовали для своих нужд. Городские власти, пытаясь прекратить эту разорительную для казны практику, запретили использовать стройматериалы и пообещали деньги за их вылавливание. Но жители посчитали, что дерево им нужнее казенного вознаграждения. Люди обрезали концы свай и получали бревно. Администрация моста могла предъявить на него права. Последнее половодье снесло свайный мост, построенный 23 июня (11-го по старому стилю) 1863 года. Примечательно, что по нему через три дня после постройки из госпиталя в Николаевский собор перенесли тело воина-мученика Самуила Гриценки — он умер от раны, полученной 9 мая (27 апреля) того же года в бою с белорусскими повстанцами у Лиозно. До открытия каменного моста (это произошло 7 апреля (26 марта) 1866 года) через Двину существовала лишь судовая переправа. Зимой по льду наводился так называемый Богоданный мост — его возводили без клиньев и подклинков. ![]() Как видно из архивного фото Юрия Шепелева, в сухое время года в устье Витьбы было целое «поле» из деревянных свай, оставшихся от прежних сооружений на Двине. Сейчас они частично вырыты, засыпаны и забетонированы при реконструкции набережной. ![]() В июле 2010 года при расчистке русла, недалеко от того места, где проходил свайный мост, провалился в яму и перевернулся экскаватор. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Деревянный мост построили саперы вермахта для переправы своих войск в июле 1941 года. Один из пролетов каменного моста тогда был взорван. |
|