"Даже по люкам можно изучать историю и географию": архитектор из Гомеля собирает городские артефакты
15.10.2015 12:42
—
Новости Общества
|
Гомельчанин Сергей Ляпин, архитектор по образованию, любитель старины, создал во Вконтакте группу « «Есть у нас такая традиция: подчищать все, не оставляя примет времени»— Есть у нас в Беларуси такая традиция — все подчищать за собой, не оставляя примет времени. И Гомель в этом плане — не исключение. Тяжело все это видеть, — говорит Сергей Ляпин. — Когда создавал группу «Пошукі старога Гомеля», хотел сделать такой ковчег, в который можно складывать всякие «интересности», которые у нас выбрасывают, сдают на металлолом, заменяют на пластик. Короче говоря, хотел сохранить образцы материального мира прошлых лет. Названия фотоальбомов в группе говорят сами за себя «Крышкі люкаў», «Шыльды», «Кранштэйны навесаў над ганкамі». Спрашиваю у Сергея, почему его интересуют такие мелкие детали городской среды. — Архитектура — это не только здания и улицы, — улыбается он. — Особую атмосферность ей придают мелкие детали. Я не собираюсь ограничиваться только на простой музейной фотофиксации артефактов городской среды. Эту информацию можно применять в перспективе на практике. Взять те же уличные аншлаги. Сейчас в Гомеле нет какого-то единого подхода в их оформлении, он был утерян еще в 90-е годы: тогда перестали делать металлические эмалированные таблички, и сразу пошел пластиковый разнобой. Молодой архитектор говорит, что собранные образцы аншлагов за последние 80 лет позволят отследить особенности их оформления и создать образец уникального городского стиля, который можно будет использовать для обозначения улиц во всем городе. — Сейчас мало кто из гомельчан может связать себя с жителями дореволюционного или межвоенного Гомеля, — рассуждает Сергей. — Артефакты прошлого помогают ощутить эту связь, помогают сформировать городскую идентичность. Люки с эмблемой артели «Молот», «Рухавік рэвалюцыі» и шведско-датско-русской компанииА по люкам, например, можно изучать историю и географию. Их сейчас активно заменяют на пластмассовые. Участники группы находят и фотографируют старые люки, сохранились еще и дореволюционные, которые устанавливали в начале XX века. — Ну, соберешь ты информацию об этих люках и что дальше? — Хорошо бы разместить их где-то на одной улице, где они использовались бы по своему назначению, то есть закрывали бы реальные колодцы с коммуникациями. Но при этом все они будут собраны вместе, что позволит не растерять эти уникальные артефакты прошлого. Там же представлены люки гомельских заводов, которые уже не существуют. К примеру, есть люки производства завода Александрова, артели «Молот», завода «Рухавік рэвалюцыі». Сергей говорит, что старинных люков на территории Гомеля осталось не так уж и много. В частном секторе «Залинии» их централизованно заменяют на пластмассовые. — Помимо прочего, на них есть названия предприятий, по которым можно определить место и время производства. Выпуклые люки наиболее ранние — это изделия начала ХХ века. Больше всего Сергея удивила находка с эмблемой дореволюционного Шведско-Датско-Русского акционерного общества на люке 1930-х годов. — Любопытно, как люк с таким логотипом попал в Гомель? — Как оказалось, большевики вместе с предприятием национализировали и его логотип, образовав Народный комиссариат почт и телеграфов РСФСР. Таким образом, эта эмблема появилась на крышке люка, закрывающего телефонные коммуникации. «Мы хотим создать 3D-модель Базарной площади — какой она была до революции»Сергея трудно удивить какими-то фактами, касающимися прошлого и настоящего архитектуры Гомеля. Это больше чем его специальность, можно сказать, сильное увлечение. Тем не менее, участникам группы удается его удивить. — Историк Юрий Панков нашел и приобрел на немецком аукционе фотографию Гомеля времен оккупации. На ней немец запечатлел вход в торговые ряды, которые находились на Базарной площади (нынешней пл. Ленина), в том месте, где сейчас размещается сквер им. Кириллы Туровского. Самое интересное — это угловой вход в магазин, оформленный в виде декорированного барочного портала. Сергей говорит, что раньше эта часть на снимки торговых рядов не попадала — так что Юрий сделал этой находкой маленькую краеведческую сенсацию. — Эта постройка простояла сто лет, сейчас от нее ничего не осталось. У нас сразу возникла идея: один из парадных входов в торговые ряды можно восстановить. Тем самым напомнив о существовании такого важного сооружения на Базарной площади. Еще Сергей рассказал, что участники группы и другие небезразличные к жизни Гомеля горожане решили создать мультимедийный проект, посвященный утерянным объектам Центральной площади им. Ленина (в прошлом — Базарной) и частично, территории парка. — Мы постараемся сделать 3D-модели тех объектов, которые на ней размещались и о которых сейчас сохранилось не так уж много информации. Это торговые ряды, костел, пожарная вышка. Этой идеей прониклись ребята- тридэшники, которые помогают создавать нам модели зданий по фотографиям и документам. Основной специалист по 3D у нас Рома Рощенко. Первоначально, когда ребята взялись за эту работу, у них была проблема с историческими материалами. Но в процессе к ним стали присоединяться коллекционеры и историки. Теперь у создателей фильма есть самый настоящий проектный план пожарной вышки, прозванной в народе «Каланчой», подписанный архитектором Станиславом Шабуневским. — На это мы не могли рассчитывать даже в самых смелых мечтах, — говорит Сергей. — Еще у нас появились виды костела сзади. Прежде не было известно, как выглядела апсида, эти снимки нашлись в частных коллекциях. Показать мы их, к сожалению, не можем: есть обязательство перед коллекционерами, которые их предоставили только для работы над фильмом. Создатель группы «Пошукі Старога Гомеля» считает, что город теряет свою идентичность. — Это процесс не одного дня, — рассуждает он. — Думаю, это происходит последних лет пятьдесят. Унификация жилья, упрощение архитектуры, применение общесоюзных проектов — все это не делает город фактурным и особенным. Одни и те же «хрущевки» можно видеть от Бреста до Владивостока. К сожалению, добротные элементы прошлого заменяются на сделанные из современного материала, которые по эстетичности не соответствуют уровню оформления центра города. Тогда как раньше даже самый простой деревянный дом создавался осмысленно — его украшали стильной резьбой. Вот этого нам сегодня не понять: у нас утеряно чувство эстетики и гордости за внешний вид своего дома и своего города. Люди сейчас гораздо больше переживают за состояние интерьера в своей квартире, нежели за фасады домов. Сергей приводит простой пример. Не так давно в областном центре сделали пластиковую арку над входом на Киевский спуск. — Поступили очень неосмотрительно — проигнорировали те объекты, которые стояли там до этого. А раньше там были два фонаря на массивном каменном основании в виде колонн, которые убрали в начале 2000-х. Почему бы не восстановить эти фонари? Но почему-то обошлись очень легкомысленным пластмассовым решением. Города, которые следят за своим внешним видом, не позволяют себе такого. Молодой архитектор приводит еще один пример такой неосмотрительности. Говорит, что в развитых странах в центре городов, которые ценят свою историю, по максимуму сохраняют историческое покрытие дорог. — Я имею в виду брусчатку или клинкер. Этот прием позволяет показать историческую преемственность — город возник не на пустом месте, у него есть история. Как правило, это пешеходные зоны и дороги старого центра. У нас, к сожалению, этот потенциал не задействован. При ремонте покрытия Киевского спуска ко дню города под старым асфальтом рабочие обнаружили хорошо сохранившееся покрытие из камня и клинкерного кирпича. Но, к сожалению, вновь закатали его асфальтом, оставив лишь небольшой фрагмент в несколько квадратных метров. Почему бы не восстановить все покрытие Киевского спуска? Тем более, что клинкер находился в приличном состоянии и позволял без затруднений по нему ходить. Подобная ситуация возникла на улицах Коммунаров и Билецкого: когда проводилось благоустройство, то под слоем асфальта было обнаружено прочное клинкерное покрытие. Однако по непонятной причине поверх исторического покрытия был уложен гранитный камень, привезенный из Украины, абсолютно нехарактерный для Гомеля. Казалось бы, мелочи. Но все это вместе подменяет идентичность города, размывает его «лицо», убежден молодой архитектор.
Читайте также: Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
"Даже по люкам можно изучать историю и географию": архитектор из Гомеля собирает городские артефакты "Есть у нас в Беларуси такая традиция - все подчищать за собой, не оставляя примет времени. Когда создавал группу "Пошукі старога Гомеля", хотел сделать такой ковчег,...
|
|