К 2050 году может сложиться ситуация, когда тяжелые инфекции будет нечем лечить. Именно такой печальный вариант развития событий предсказывают медики, если люди продолжат бесконтрольно и бессистемно принимать антибиотики. Микроорганизмы уже доказали, что умеют приспосабливаться к антибиотикам, нередко снижая их эффективность до нуля.
С масштабным отсутствием результата в лечении антибиотиками медицина столкнулась в начале 2000-х — на некоторых пациентов не действовали два, а то и три препарата для лечения бактериальных инфекций.
«Пока люди бесконтрольно лечились антибиотиками, микроорганизмы боролись против нас. Таким образом, у многих из них сформировалась устойчивость к антибиотикам, а у людей — отсутствие чувствительности», — отметила заместитель начальника главного управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Беларуси Людмила Жилевич.
По ее словам, «на уровне ВОЗ заявлено, что если резистентность будет распространяться такими же темпами, можно прийти к тому, что вообще не будем иметь антибиотиков для лечения инфекционных заболеваний. И в 2050 году, если не принимать никаких мер, люди будут бессильны перед любым микробным агентом».
Почему формируется устойчивость?
Проблема формирования у микроорганизмов устойчивости к антибиотикам для Беларуси характерна так же, как и для других стран европейского региона.
В Беларуси ежегодно выявляется более 3600 больных туберкулезом.
Например, у нас уже каждый четвертый случай туберкулеза является мультирезистентным, то есть устойчивым к медикаментозному лечению.
Пациенты с лекарственной устойчивостью лечатся не шесть месяцев, как с обычным туберкулезом, а два года. Лекарства им нужны дорогие, побочные эффекты сильнее, а заражают окружающих такие больные как раз устойчивой формой туберкулеза.
Однако очень многое зависит от приверженности к лечению. Пока больной находится в стационаре, эффективность лечения туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью остается вполне соответствующей международным стандартам — 70%. Однако когда через полгода человека выписывают, к концу лечения эффективность снижается до 50%.
«Гигантские средства уходят в песок. У больного формируется устойчивость к тем препаратам, которыми он недолечился. Мы вынуждены назначать другие, подбирая новую схему лечения. И снова тратятся деньги и время», — говорил об этой проблеме ранее директор Республиканского научно-практического центра пульмонологии и фтизиатрии Геннадий Гуревич.
Большинство из тех, кто отказывается от лечения (если оно проводится не в стационаре, получать лекарства надо ежедневно в учреждении здравоохранении), кто переходит на лекарственные травы или еще какую-то сомнительную терапию, вскоре приобретают широкую лекарственную устойчивость к туберкулезу, а потом и тотальную.
«А это уже скорая смерть, ведь лекарств для лечения нет», — говорит начальник отдела по реагированию на чрезвычайные ситуации и розыска Белорусского общества Красного Креста (БКК) Дмитрий Русаков.
Для одних причиной отказа от лечения является улучшение состояния, для других, наоборот — ухудшение из-за воздействия медикаментов на внутренние органы.
БКК уже два года реализует проект по психосоциальной поддержке людей с мультирезистентным туберкулезом. Волонтеры Красного Креста оказывают помощь через постоянное общение с людьми в кризисной ситуации, чтобы поддержать человека и выработать у него приверженность к лечению.
Теперь больных туберкулезом начинают лечить после экспресс-диагностики чувствительности к антибиотикам. Лекарство можно подобрать за три дня, а раньше это занимало до трех месяцев. Такую диагностику теоретически можно и нужно делать каждому, кто собирается принимать антибиотик. Однако не всегда больные могут ждать даже три дня.
Бесконтрольность лечения антибиотиками ярко проявляется в педиатрии, сказала Людмила Жилевич: «Когда мамы стремятся максимально быстро заглушить инфекцию антибиотиком и отправить ребенка в детский сад, не исключено, что у него выработается устойчивость к ним. Когда он вырастет и ему нужна будет нужна помощь в лечении серьезного заболевания, антибиотик будет сложно подобрать. Стремление скорее поставить больного ребенка на ноги формирует устойчивость к препаратам и приводит к поражению внутренних органов — почек и печени».
То же самое происходит, когда взрослые принимают антибиотики без показаний и рекомендаций врача — для лечения вирусных инфекций (хотя на вирусы антибиотик вообще не действует), верхних дыхательных путей, при диарее и так далее.
Еще один надежный способ выработать устойчивость — незавершенное лечение. Многие начинают принимать антибиотики, но через два-три дня при улучшении самочувствия бросают. «Мудрые микроорганизмы в следующий раз, когда понадобится лечение антибиотиками, будут готовы, то есть устойчивы к нему», — отметила Людмила Жилевич.
Чтобы контролировать процесс, в будущем в электронную амбулаторную карту (такие скоро заведут на всех) будут вноситься сведения о выписке антибиотиков. Врач сможет делать выводы об эффективности лечения и выбрать при необходимости препарат другого ряда.
И все же многое зависит от пациента. В Беларуси ограничили, но не исключили полностью продажу антибиотиков без рецепта — в отличие от стран ЕС. И наши люди часто пьют антибиотик широкого профиля при обычной простуде.
«Я задаю в таких случаях один вопрос, — говорит Людмила Жилевич. — А что дальше?». Ведь лечение антибиотиком последнего поколения нетяжелых инфекций лишает человека возможностей для лечения в будущем.
Новых антибиотиков не будет?
С каждым годом инфекции становятся более агрессивными, мутируют. Тогда как многие применяемые сейчас антибиотики были синтезированы еще в 70-е, а новых не появляется.
«Новые антибиотики — это огромные капиталовложения, а эти препараты имеют не такие рынки сбыта, как, например, сердечные, которые надо принимать многим людям пожизненно», — отметила главный терапевт Комитета по здравоохранению Мингорисполкома Наталья Мысливчик.
Попытки синтезировать новые антибиотики предпринимаются, но остается проблема их токсичности. Кроме того, если новые виды антибиотиков и появятся на рынке, то, скорее всего, будут очень дорогими, добавила Людмила Жилевич.
Специалист опровергла сомнения о недостаточном качестве или малом лечебном эффекте антибиотиков белорусского производства:
«Я сама при необходимости принимаю антибиотики белорусского производства и вижу эффект. Если говорят, что антибиотик неэффективный, значит, у человека не было чувствительности к нему. Как правило, используется сырье импортного производства, а у нас происходит только фасовка. Надо своевременно назначать лекарство и выполнять назначение врача. Иногда эффективность зависит от режима, понимания и всего остального. Если с ангиной будете бегать на работу, успеха невозможно ожидать».
Правила лечения антибиотиками
• Каждый антибиотик действует на определенный вид бактерий, поэтому назначать лекарство должен врач.
• Нельзя менять схему лечения. Пить таблетки или делать уколы надо столько раз в день, сколько определил врач, и строго по графику — иначе вы можете принять очередную дозу, когда организм не справился с предыдущей.
• Размер разовой дозы также определяет врач, и именно такую дозу необходимо принять — не больше и не меньше.
• Курс лечения необходимо пройти полностью — не бросать прием сразу после улучшения самочувствия, иначе микробы выработают устойчивость к препарату.
• На время лечения антибиотиками необходимо исключить употребления алкоголя.
Если люди продолжат бесконтрольно и бессистемно принимать антибиотики, то уже через три десятка лет эффективно действующих препаратов просто не останется.