Из религий белорусские школьники больше всего знают о буддизме и исламе. Итоги исследования
18.11.2015 12:42
—
Новости Общества
|
В белорусских школах считают возможным введение религиоведения, но только в качестве факультатива. При этом как школьники, так и педагоги самыми известными религиями называют буддизм и ислам. Эти данные приведены в монографии «Знания о религиях в школах Беларуси. Состояние и перспективы», которая вышла в издательском центре БГУ в октябре 2015 года. Авторы монографии — Светлана Карасева, кандидат философских наук, доцент, и Елена Шкурова, кандидат социологических наук, доцент. Они представляют инициативную группу Центра религиоведческих исследований факультета философии и социальных наук БГУ. В основе работы лежит первое в Беларуси социологическое исследование условий включения знаний о религии в школьную программу, которое проводили среди старшеклассников, их родителей и педагогов в Минске в 2011-2014 годах. Результаты исследования показали, что респонденты не возражают против введения знаний о религии, если они будут носить светский характер, изучаться по выбору, рассказывать о разных религиозных традициях. Опрошенные педагоги отмечают, что если предмет о религии введут в обязательном порядке, лучше, чтоб его преподавали на всех ступенях школы и обязательно — подготовленные специалисты. Большинство школьников и родителей считают, что изучать религии нужно по желаниюСпециалисты опросили 483 старшеклассника (9−11 классы) Минска и 436 родителей. Большинство школьников самыми известными религиями назвали буддизм, ислам, католицизм, христианство и православие, их родители — христианство, ислам, католицизм, буддизм и православие. При этом как школьники, так и родители в своем большинстве склоняются к тому, что знания о религии нужно изучать в школе по выбору. За это высказались 79,9% школьников и 79% опрошенных родителей.
Большинство учителей считают, что религиоведение разовьет нравственные качества школьниковОпрос 500 педагогов минских школ, гимназий и лицеев показал, что самыми известными в этой среде религиями являются ислам (20,6%) и буддизм (18,3%). Христианство назвали 14,9% респондентов, иудаизм — 12,5%, католицизм — 10,2% а православие — 8,9%, протестантизм — 3,9%, индуизм — 3,6%, конфуцианство — 2,7%, синтоизм — 1,9%, даосизм — 1,5%, язычество — 0,5%, зороастризм — 0,4%.
Как указано в монографии, в ответах учителей отражены традиционные для Беларуси или представленные в средствах массовой информации конфессии.
Более 70% педагогов считают оптимальной формой курса о религии — факультативную. То есть 51,6% готовы предоставить право выбора родителям и 27,1% считают, что выбирать должны сами ученики. 14,4% педагогов полагают, что курс должен преподаваться обязательно, и 6,9% считает, что преподавать его не следует вообще. Учителя считают, что для введения курса о религии нужны программа, утвержденная Министерством образования (21,5%), профессиональная переподготовка для преподавания курса (20,9%), желание учителей обучать курсу (20,5%), одобренные Минобразования учебники по курсу (18%), утвержденные методические рекомендации (14,7%), готовность общества и системы образования к восприятию такой информации (2,6), ничего не надо (0,7%), готовность религиозных организаций (священнослужителей) к ведению курса (0,1%), наличие квалифицированных специалистов (0,8%). По мнению 51,1% опрошенных педагогов, преподавать курс о религии в школе должен священнослужитель с педагогическим образованием, а на взгляд 30,9% респондентов — педагог с теологическим образованием. Большинство учителей считают, что религиоведение в школе разовьет нравственные качества учащихся (62,4%). Монография «Знания о религиях в школах Беларуси. Состояние и перспективы» издана тиражом 150 экземпляров. Информационно-аналитический центр при Администрации президента в 2012 году Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В белорусских школах считают возможным введение религиоведения, но только в качестве факультатива. При этом как школьники, так и педагоги самыми известными... |
|