Демисезон-1920. Когда и с чего началась "активная разведка" Кирилла Орловского в Западной Белоруссии
06.12.2015 06:02
—
Новости Общества
|
95 лет назад, 5 декабря 1920 года, красный командир (по другой версии — чекист) Кирилл Орловский получил задание прибыть в Слуцкий уезд. Здесь началось формирование отрядов боевиков для переброски на смежную польскую территорию. И одновременно Орловский со своими людьми уничтожал слуцких повстанцев. Об этих событиях « Доклад Орловского в Реввоенсовет Западного фронта не укладывается в хронологические рамки явления, которое принято именовать как «партизанское движение в Западной Белоруссии». Традиционно Исследователи так же традиционно уточняют, что Разведывательное управление РККА начало создание и переброску на территорию Западной Белоруссии и Западной Украины отрядов коммунистических боевиков лишь после заключения в Риге 18 марта 1921 года мирного договора между РСФСР и Польшей (белорусская сторона не была допущена к переговорам). Предполагалось, что эти вооруженные отряды станут ядром «всенародного партизанского движения», которое в перспективе приведет к «воссоединению с Советской Россией» оккупированных Польшей территорий. Однако же существует документ, в котором отражено то, как в декабре 1920 года боевики Орловского участвовали и в подавлении В Центральном архиве Комитета государственной безопасности Республики Беларусь хранится мемориальное дело Героя Советского Союза и Героя Социалистического труда Кирилла Прокофьевича Орловского. Начиная с 1968 года, когда умер К.П. Орловский, белорусские чекисты тщательно собирали и систематизировали архивные сведения, имеющие отношение к их выдающемуся коллеге. Документов или заверенных копий в досье Орловского накоплено сотни — с грифами Первого главного управления КГБ СССР, Главного разведывательного управления Генерального штаба, ГУЛАГа, союзного Особого архива… В прежние времена использованию подлежала лишь часть массива данных об Орловском. Только те факты, которые соответствовали советской концепции образа Кирилла Прокофьевича: герой-партизан времен Великой Отечественной и знаменитый председатель послевоенного колхоза. А вот датированный декабрем 1920 года собственноручный доклад Орловского о событиях в Слуцком уезде порождал слишком много вопросов, он не годился для популярно-умилительных книжек и фильмов… Итак, в моем распоряжении машинопись на трех листах с пометкой «Копия». Ниже основного текста напечатано «Верно» и проставлен автограф, который прочитывается как «Александрович» (инспектор Инспекции при председателе КГБ при Совете министров БССР подполковник Александрович был в числе трех сотрудников, которые в 1968 году оформили мемориальное дело Героя Советского Союза). Вот что писал Кирилл Орловский:
Необходимые пояснения к докладу Кирилла Орловского: Слуцкий район — в данном случае не административная единица (Слуцкий уезд был упразднен в 1924 году; западная его часть в 1920-м отошла к Польше), а район боевых действий большевиков. В волостях операциями красных партизан руководили «волруки» — волостные руководители. 8-я дивизия. Сформирована 24 сентября 1918 г. на базе 5-й Московской, 1-й Тульской, 2-й Тамбовской и Калужской пехотных дивизий. «Организации бандитов в нейтральной зоне» и «бандиты Белорусской бригады». Так Орловский именует слуцких повстанцев. «Плохое сочувствие населения к Советской власти» и «по этой стороне очень трудно организовать отряды». Неприятие случчанами советской власти продолжится явлением, именуемым « Местечко Вызна (Визна) — с 1923 г. Красная Слобода. В декабре 1995 г. установлен памятный крест (см. фото) с надписью на белорусском языке «Здесь, в местечке Вызна, в 1920 г. героически сражались с большевиками слуцкие повстанцы за независимость Беларуси» (справочник « А теперь главный вопрос: ради чего затевался уход Орловского с товарищами на польскую территорию? Достойны уважения усилия сотрудников КГБ по сбору материалов об их выдающемся коллеге. Но даже советской спецслужбе не удалось найти данные о том, что боевики Орловского противостояли польской армии как таковой. Чаще всего объектами закордонных операций становились не люди в армейской форме, а цивильные представители имущих слоев (помещики, капиталисты, ксендзы) и также полицейские — преимущественно сельские. Ну нет в архивном деле примеров того, что в двадцатые годы Орловский и его соратники вели операции против Войска польского! Впору задуматься вот о чем. По ряду признаков Орловского можно отнести к кадровым советским военным. В мае 1920 года он окончил Во фронтовом штабе Орловскому поручили силовые операции в польском тылу. И, казалось бы, для кадрового военного разведчика (спецназовца!) поле действий открылось самое широкое. Историк Анатолий Грицкевич в труде «Западный фронт РСФСР 1918−1920. Борьба между Россией и Польшей за Белоруссию» В ту пору в периодических обзорах Региструпра Полевого штаба РВС Республики ( На десятках страниц этих секретных справочников расписывалась оргштатная структура подразделений Войска польского на Молодечненском, Барановичском, Лунинецком и других направлениях. Вот, например, лакомый кусок для диверсанта: польский авиационный полк в городе Лида. Или — артиллерийские и вещевые склады в Барановичах. Или еще сотни военных объектов. А если никак не удается взорвать артсклад или сжечь самолеты на аэродроме, то можно хорьком пробраться на станцию военно-голубиной почты в Поставах и свернуть птичкам шеи. Чтобы, значит, вражина Пилсудский не получал воздушные депеши с «кресов всходних». Однако большевистские боевики выбирали иные объекты. Польские источники О себе Орловский так напишет в автобиографии:
Но при чем здесь Разведывательное управление РККА и активная военная разведка как таковая? Разве требовалось военно-тактическое искусство для того, чтобы подкараулить деревенского полицейского, разгромить животноводческую ферму, сжечь лесопилку, ограбить почтовый вагон… Выскажу мнение: действия Орловского и его «моджахедов» в 1920—1925 годах — это сугубый троцкизм. Путем провокаций в адрес польских властей, эскалации террора и насилия пытались разжечь за кордоном «пламя всенародной борьбы», искусственно вызвать революцию. Но, как отмечают историки, в течение 1924 года Троцкий постепенно лишался контроля над армией. Его протеже командующий Западным фронтом Тухачевский был переведен на должность помощника начальника штаба РККА в Москву. И наконец 26 января 1925 года Троцкий потерял пост председателя Революционного военного совета СССР. А на следующий день, 27 января, для расследования так называемого « Орловского и других кадровых красных диверсантов в 1925 году отозвали в СССР. Соответственно сникло пламя революционно-освободительной борьбы в Западной Белоруссии. Позже, действуя в Испании, Кирилл Орловский нажил себе жесткого критика в лице коллеги-чекиста Вот что Николай Архипович писал о Кирилле Прокофьевиче в справке, датированной 1940 годом (архив Первого главного управления КГБ СССР): «Орловский — бывший партизан и т. н. ударник послевоенного периода, находившийся на услугах Разведывательного управления… Человек, безусловно, волевой в прошлом и когда-то чинил из ряда вон выходящие поступки, в числе которых нападения на посты полиции и на помещичьи имения. Зная зарубежную территорию и будучи знаком с чаяниями зарубежных белорусов, в составе наших формирований был на месте, но не в объеме возлагавшихся на него надежд». И далее Прокопюк сообщал, что читал записки Орловского о борьбе с белополяками и расценивает их как «вздорные охотничьи рассказы, вскрывающие огромное самомнение автора». Нелицеприятно и предвзято? Допустим, так. Допустим, что всякий человек имеет право на извиняемую личную слабость — «охотничьи рассказы». Но не станем забывать, что рассказы эти были замешаны на крови. Так сколько же в декабре 1920 года искренний большевик Орловский положил слуцких повстанцев — людей, искренно боровшихся за вольную Беларусь? Источники документов: Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Демисезон-1920. Когда и с чего началась "активная разведка" Кирилла Орловского в Западной Белоруссии 95 лет назад Кирилл Орловский получил задание прибыть в Слуцкий уезд. Здесь началось формирование отрядов боевиков для переброски на смежную польскую территорию. |
|