Они «кормят» стальных птиц. 21.by

Они «кормят» стальных птиц

17.02.2016 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Боевые крылатые машины впечатляют своими «выкрутасами» в небе. Истребители с лёгкостью взлетают и среди облаков выполняют фигуры высшего пилотажа… Примечательно, что силу для этого им даёт топливо. Ведь без него истребитель беспомощен… Начальник службы горючего и смазочных материалов тыла 61‑й истребительной авиационной базы майор Александр Шишкин рассказал о том, как обеспечиваются топливом летательные аппараты.



После окончания Ульяновского высшего военно-технического училища офицер начал службу в 377‑м гвардейском зенитном ракетном полку. Через некоторое время перевелся в 61 иаб помощником начальника службы ГСМ тыла, а еще через несколько лет возглавил эту службу.

— Чтобы самолет исправно работал, в топливной системе должен быть идеально чистый керосин. Истребитель не автомобиль: если в небе «заглохнет», возможности остановиться на обочине не будет, — говорит Александр Васильевич. — Поэтому наши военнослужащие несут большую ответственность за содержимое баков каждого самолета.


А осуществляется доставка реактивного топлива в 61 иаб железнодорожным транспортом из Новополоцкого нефтеперерабатывающего завода «Нафтан» и баз горючего управления горючего и смазочных материалов Министерства обороны. Нефтепродукт сливают в отстойные резервуары, где он находится определенное количество часов. Следит за надлежащим хранением авиатоплива начальник склада горючего (авиационного) старший прапорщик Олег Мазура.

— Резервуары оборудованы горловиной с люком, местом для клапана, патрубками для подвода и слива топлива, — уже на складе обратил мое внимание Олег Геннадьевич. — Они надежны и долговечны. Однако требуют тщательного осмотра и своевременного проведения проверки всего имеющегося оборудования и систем пожаротушения.


По словам начальника службы ГСМ тыла майора Александра Шишкина, резервуарный парк 61 иаб может хранить около восьми тысяч метров кубических авиационного топлива. На складе горючего для хранения авиационного топлива находятся различные резервуары объемом от 25 до 1.000 кубических метров керосина. В среднем для полной заправки МиГ‑29 требуется около 3.400 килограммов, а если есть подвесные баки — то и около 4.600. Только за одну летную смену тратится 90 кубических метров! Как видно, объемы немаленькие. Поэтому на территории огромного склада царит жесткая дисциплина. Каждый военнослужащий неукоснительно соблюдает требования правил пожарной безопасности.

— Каждое рабочее место оборудовано средствами пожаротушения, — отметил майор Шишкин.

Когда реактивное топливо дожидается следующего этапа проверки, специалисты в погонах проводят специальные анализы и дают заключение о его соответствии требованиям технических условий и ГОСТу.



После проведенных мероприятий керосин перекачивают в расходные группы резервуаров. Через насосную станцию, заправочный агрегат, систему фильтрации топливо поступает в топливозаправщик либо в расходную группу централизованного заправщика топливом. Его проверяет старший лаборант склада горючего (авиационного) рядовой контрактной службы Зоя Романюк.

— Специалисты нефтеперерабатывающего завода и базы горючего управления горючего и смазочных материалов Министерства обороны проводят тщательную проверку качества нефтепродуктов, — рассказала Зоя Викторовна. — Несмотря на это, моя задача заключается в том, чтобы своевременно выявить в авиационном топливе посторонние жидкости. Ведь при транспортировке с ним всякое может случиться, а от качества топлива напрямую зависит не только техническое состояние двигателей самолетов, но и жизнь военных летчиков.

Также рядовой контрактной службы Зоя Романюк рассказала об особенностях эксплуатации авиатоплива. Например, зимой перед заправкой керосина в баки истребителей в топливо добавляют специальную присадку. Авиаторы ее называют жидкостью «И».

Дело в том, что на большой высоте при длительном полете топливо сильно охлаждается. Если в нем будет хоть немного воды, оно замерзнет в виде мелких кристаллов. Если их будет очень много, они могут забить топливные фильтры тонкой очистки двигателя. Подача топлива прекратится, двигатель остановится… Также перед каждым вылетом оставляют пробы, которые хранятся до посадки самолета.

И только после всех вышеперечисленных операций разрешается заправка авиационной техники. Все результаты проведенных работ фиксируются должностными лицами в специальных журналах под личной подписью представителя службы ГСМ тыла.

Когда счетчики топливозаправщика покажут норму заправленного в баки керосина, за дело принимаются авиационные техники.

Восполнив «силы», истребители снова готовы подняться в небо. А военнослужащие службы горючего и смазочных материалов готовятся «накормить» очередную стальную птицу, вернувшуюся с полета.

Старший лейтенант Александр Гончаров, «Ваяр», goncharov@mod.mil.by,

фото автора

 

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Боевые крылатые машины впечатляют своими «выкрутасами» в небе. Истребители с лёгкостью взлетают и среди...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика