Майки "Холокост" сняли с производства. Юристы о том, могут ли судить за неприличный принт на одежде
17.02.2016 14:56
—
Новости Общества
|
В выходные культуролог и литератор Юлия Чернявская нашла в небольшом павильоне одного из торговых центров Минска майку, которая
В том самом павильоне № 87 рассказали, что часть продукции — дизайнерские американские и английские майки, а часть изготавливается на заказ. Майка «Холокост» раньше печаталась на заказ. Но по многочисленным жалобам граждан владельцы павильона убрали изображение с крокодилами с сайта и больше его не предлагают. Доктор юридических наук, заслуженный юрист Республики Беларуси и бывший Генпрокурор Григорий Василевич считает, что подобного рода рисунки аморальны и могут быть оскорбительными для тех, чьи близкие пострадали во время войны. — Такой логотип может рассматриваться как оскорбление (Статья 189 Уголовного кодекса). Может быть оценен как разжигание национальной вражды или розни. И даже как распространение порнографии. Это вопрос квалификации: будет это уголовно наказуемое деяние или административное правонарушении, — рассуждает Григорий Василевич. Оценку подобного рода продукции, по его словам, может дать Министерство торговли или прокуратура по месту нахождения торгового учреждения. — Это глупость со стороны тех людей, кто торгует этим товаром. Для нашей республики такого рода вещи просто недопустимы, — в заключение сказал Григорий Василевич. — Наше законодательство запрещает тиражировать изображения, оскорбляющие чувства людей. Конечно, должен быть какой-то контроль в этой сфере. Такие павильоны получают лицензию на услуги печати, но что они печатают, слабо контролируется. Такой принт не отвечает духу морали нашего народа, оскорбляет чувства людей, — считает председатель комитета по этике Николай Чергинец. В Министерстве торговли пояснили, что проверки проводит торговая инспекция, которая ходит по магазинам, объектам общественного питания, проверяет срок годности продукции, ее качество и ассортиментный перечень. Оценкой содержания логотипов на предмет экстремизма может заняться Министерство информации, считают в минторге. Сознательная провокация или глупость?Интернет-аналитик и юрист Андрей Сытько говорит, что надпись и изображение провокационные, крайне неэтичные и оскорбляют память погибших. Но благодаря лазейке в законодательстве в этом вопросе формально прямого нарушения в таком принте нет: — Holocoste написано латинскими буквами, но не по правилам английского правописания. Слово понятно только русскоговорящим людям, — объясняет юрист. При этом Андрей Сытько обращает внимание, что в Беларуси действует закон о противодействии экстремизму. В нем экстремистской деятельностью называют деятельность партий и общественных объединений либо граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства по планированию, организации и подготовке и совершению действий, направленных в том числе на разжигание расовой, национальной или религиозной вражды, а также социальной розни, унижение национальной чести и достоинства. В этом законе есть также понятие экстремистских материалов. По решению суда ими может быть признана информационная продукция, печатные, аудио и другие информационные сообщения, плакаты, транспаранты и иная наглядная агитация, рекламная продукция, предназначенная для публичного использования и распространения. Закон о противодействии экстремизму подразумевает, помимо штрафа, закрытие организации, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя по решению суда. Физическое лицо или организация может обратиться в прокуратуру района, в котором находится торговое помещение, с требованием инициировать экспертизу и оценить этот логотип на предмет экстремизма. — Нужно оценивать подпись вместе с картинкой, потому что в целом они воспринимаются как насмешка над Холокостом и тем, что за ним стоит. Штраф и даже уголовная ответственностьЕсли суд признает логотип экстремистским, то нарушение можно рассматривать по статье 17.11 Кодекса об административных правонарушениях. Она предусматривает административную ответственность за изготовление, распространение или хранение экстремистских материалов. На индивидуального предпринимателя может быть наложен штраф в размере от 50 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо — от 100 до 500 базовых величин. В Уголовном кодексе есть статья 130 за разжигание расовой, национальной или религиозной вражды. Она влечет наказание за умышленные действия, направленные на возбуждение расовой, национальной, религиозной вражды и на унижение национальной чести и достоинства. Такое нарушение налагается штрафом, ограничением или лишением свободы на срок до пяти лет. При этом Андрей Сытько обращает внимание, что для рассмотрения дела по Уголовному кодексу должен быть умысел по разжиганию национальной вражды, который надо доказать. Оценить, призывает ли к вражде и агрессивным действиям данный логотип, может специальная экспертиза. Ответственность за отрицание ХолокостаАндрей Сытько также добавил, что в Австрии, Бельгии, Германии, Литве, Польше, Франции, Израиле и ряде других стран существует ответственность за отрицание Холокоста. Закон запрещает публичное отрицание, преуменьшение, одобрение или оправдание преступлений, совершенных нацистами. «В данном случае можно усмотреть преуменьшение серьезности последствий Холокоста», — считает юрист, но говорит, что в нашей стране этот пункт напрямую не прописан. — Мы на распутье. Если мы пойдем по пути признания такого логотипа экстремистским, будет выражена позиция государства, и такой факт не будет допускаться впредь. Если мы не пойдем по этому пути, сложно делать прогнозы. Зато фирма Lacoste вполне может подать в суд на производителя таких маек, руководствуясь Статьей 11.26 «Незаконное использование деловой репутации конкурента». За умышленное использование индивидуальным предпринимателем товарного знака, фирменного наименования предусмотрен штраф в размере от 20 до 50 базовых величин или лишение права заниматься определенной деятельностью. Логотип могут удалить с товара или вовсе арестовать или уничтожить товар. Также за нарушение могут наложить штраф в пользу потерпевшей стороны в размере стоимости товара. К слову, есть и другие примеры каламбурной обработки известных логотипов, которые не оскорбляют ничьих чувств. Вот пример маек Владимира Цеслера или студии «Адліга». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
TUT.BY обратился в Министерство торговли, в комиссию по этике, прокуратуру и к юристам, чтобы понять, законно ли производство маек с каламбуром о массовом уничтожении... |
|