"Не фальшыўка". Пять вещей, которые Минску можно перенять у столицы Польши. 21.by

"Не фальшыўка". Пять вещей, которые Минску можно перенять у столицы Польши

18.03.2016 08:10 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Для многих минчан Варшава ассоциируется с IKEA, ТЦ Arkadia и аэропортом Модлин, откуда летят лоукосты. Но столица соседней страны хороша не только в этом, но и в организованном дорожном движении, да и вообще в грамотном подходе к развитию в целом. Мы постарались выбрать не какие-то «фальшыўкі, зробленыя ў Польшчы», а 5 реальных практических вещей, которые бы не помешало перенять Минску у Варшавы.


Фото с сайта traveller-eu.ru

Подход к реконструкции исторических зданий

Варшава не намного меньше Минска пострадала во время Второй мировой войны, после которой была разрушена на 84%. Старый город практически стерли с лица земли, во что сложно сейчас поверить, гуляя по Королевскому тракту. Создается впечатление, что эти здания никогда не видели снарядов и бомб.


Фото с сайта miroland.com

Но такое чувство складывается потому, что поляки ответственно подошли к восстановлению Старого города. И если даже в западных странах после войны реконструировали лишь некоторые разрушенные исторические здания, то в Варшаве решили восстановить практически всё. Идейным вдохновителем такого подхода был архитектор Ян Захватович, который убедил власти в том, что народ и памятники его культуры — единое целое.

Благодаря этому лозунгу была в точности восстановлена большая часть Старого города и Королевского тракта. Объекты отстраивали по старой документации и даже с использованием картин, чтобы не исказить исторический облик.


Фото: kolllak.livejournal.com

Где это было максимально возможно, новые здания возводили из сохранившихся оригинальных кирпичей. Щебень от руин многократно просеивали для поиска декоративных элементов и их осколков, которые потом восстанавливали на свои прежние места.


Фото с сайта planetofhotels.com

В итоге в 1980 году варшавский Старый город был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО  «как исключительный пример почти полного восстановления исторического периода между XIII—XX веками».


Фото с сайта planetofhotels.com

С годами подход к реконструкции в Варшаве не изменялся, чего нельзя сказать о Минске, где песок от руин точно никто особенно не просеивал. Ради амбициозных послевоенных строек мы легко избавлялись от исторических зданий. Позже под снос шли и вполне функциональные сооружения на Немиге, где теперь появляются незамысловатые разноцветные новоделы под старину.


Фото: Павел Добровольский, TUT.BY

Все прекрасно помнят, как легко мы разрушили первую столичную электростанцию в 2012 году ради гостиницы у цирка, которую так и не достроили. Поэтому главное, что Минск еще может перенять у Варшавы, это тезис о том, что народ и памятники его культуры — единое целое.

Ночные автобусы

Ночные автобусы в Варшаве ходят после 24.00 и до 5 утра каждые полчаса или час. Они приезжают практически минута в минуту. И если в той же Москве на ночном транспорте можно передвигаться лишь по основным магистралям, то в столице Польши вы сможете без проблем доехать и на окраину.


Фото с сайта ztm.waw.pl

Более того, проезд на ночном маршруте стоит столько же, сколько и днем. Транспорт тоже ничем не отличается от обычного: поэтому после 24.00 здесь ходят те же современные и чистые автобусы. Времена, когда вы будете ехать ночью на старом «Икарусе», остались как минимум в 2013-м. Тогда их торжественно проводили, а некоторые оставили для того, чтобы возить на них экскурсии.


Фото с сайта warszawa.wyborcza.pl

В Минске тоже пытались несколько раз внедрить ночной транспорт в 2015 году. Но это были маршрутки, которые стоили по 30 тысяч, что в 6 раз дороже обычного талончика. Да, в белорусской столице не такая активная ночная жизнь, как в Варшаве, но ведь автобусы могут ходить лишь по выходным и стоить столько же, сколько и днем. По крайней мере, такая схема нормально работает в маленьком Вильнюсе.

Удобное онлайн-расписание транспорта

Самым популярным сервисом по планированию своего маршрута на общественном транспорте в Варшаве является ресурс jakdojade.pl, что переводится на русский «Как доехать». Благодаря этому ресурсу даже впервые оказавшийся в столице Польши человек не потеряется.

Суть работы jakdojade проста: вы просто задаете точку отправления и прибытия, а программа сама формирует наиболее выгодный маршрут вне зависимости от вида общественного транспорта и показывает его на карте. Если использовать приложение на телефоне, оно само распознает ваше местоположение.


В информации сбоку от карты маршрут расписан по буквально по минутам: написано, сколько займет путь пешком до остановки и дорога на том же автобусе. Учитывая, что транспорт в Варшаве приходит вовремя, это позволяет еще до начала поездки знать, во сколько вы будете в пункте назначения.


Кроме того, в сервисе можно задавать дополнительные параметры вроде выбора конкретных видов транспорта и своих физических особенностей.

Если же вы впервые попадете в Минск и захотите доехать, например, из Чижовки в ТЦ ALL на Долгиновском тракте, вам придется потратить много времени и нервов. В лучшем случае вызовете такси, в худшем — будете внимательно изучать сайт «Минсктранса». Учитывая, что транспорт в Минске уже стал ходить по расписанию, необходимость разработки удобного сервиса вроде jakdojade очевидна.

Доступный велопрокат

С 1 августа 2012 года в Варшаве запустили городскую систему проката велосипедов Veturilo. Смысл ее заключается в том, что вы можете взять этот транспорт в одном месте, покататься и вернуть его на любую другую станцию там, где вам удобнее.

Велосипеды, в том числе тандемы и для детей, доступны 24 часа в сутки с 1 марта по 30 ноября без выходных, чем многие жители Варшавы и туристы активно пользуются. Зарегистрироваться в системе просто, а сам прокат достаточно дешевый.


Пройти регистрацию можно либо на стации велосипедов, либо в интернете. Для этого нужно внести свои личные данные, номер телефона (необязательно польский при наличии роуминга) и оплатить с карточки взнос в 10 злотых. Затем вы получите на мобильник свой ПИН-код.

После этого можно идти на любую станцию велосипедов, которые раскиданы по всему городу. На месте нужно ввести на табло свой телефон, ПИН-код и номер понравившегося велосипеда на стоянке. Эсэмэской придет четырехзначный код от замка на нужном велосипеде.


Первые 20 минут передвижения бесплатные, поэтому некоторые горожане и вовсе не тратят деньги на прокат велосипедов. Учитывая, что стоянок в центре очень много, люди просто передвигаются от одной к другой в пределах бесплатных 20 минут. Хотя и за деньги ездить по Варшаве на таком велосипеде дешево.


Кстати, есть меню и на русском

Когда поездка закончена, вы просто прикрепляете велосипед замком к столбу на ближайшей станции, а система сама автоматически высчитывает время использования. Деньги списываются с вашего счета, на котором всегда должно быть не менее 10 злотых.

Учитывая растущую с каждым годом популярность велосипеда как вида транспорта в Минске, а также развитие велоинфраструктуры, город давно созрел для появления подобного велопроката. Правда, для этого нужны немалые средства. Судя по всему, пока у Минска их нет. Так, активисты предлагали руководству Мингорисполкома внедрить в столице велопрокат, но им сказали, что это не могут сделать за счет бюджета, и предложили искать инвестора.

Павлины, утки и белки в главном городском парке

Королевский парк «Лазенки» находится практически в центре Варшавы и занимает площадь в 76 гектаров. Помимо дворца Станислава Августа Понятовского, других исторических построек и скульптур, в зеленом массиве можно увидеть достаточно много животных.


Фото: kolllak.livejournal.com

И если встретить белку можно изредка и в нашем парке Челюскинцев, то в Лазенках есть еще павлины и утки. Животные живут своей свободной жизнью — никаких клеток или вольеров.


Фото: kolllak.livejournal.com

И если павлины — не особо дружелюбные существа, то белки охотно идут на руки за едой. Это все позволяет городским детям наблюдать за животными прямо в среде их обитания.


Фото: kolllak.livejournal.com

Определенно, павлины, утки и белки не помешали бы и хотя бы одному из центральных парков Минска. Если эти животные нормально уживаются в варшавском климате, то и в белорусской столице это возможно. В таком случае увидеть павлина можно было бы не только в клетке зоопарка. Не стоит недооценивать минчан и думать, что они обязательно причинили бы птицам какой-нибудь вред.

Автор не претендует на полную объективность — в тексте описаны лишь некоторые очевидные вещи. В обзор не попали железнодорожные пути под зданием вокзала, безопасное покрытие из переработанных шин на детских площадках, огороженные от автомобилей трамвайные пути и другое. Какие еще полезные варшавские инициативы и проекты для Минска переняли бы вы, пишите в комментариях.

Читайте также:

Не только парк Горького. 5 инициатив, которые Минску можно перенять у Москвы

Киев — это не только Майдан. 5 инициатив, которые Минску можно перенять у столицы Украины

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Мы выбрали не "фальшыўкі, зробленыя ў Польшчы", а пять реально работающих в Варшаве вещей.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика