"Не фальшыўка". Пять вещей, которые Минску можно перенять у столицы Польши
18.03.2016 08:10
—
Новости Общества
|
Для многих минчан Варшава ассоциируется с IKEA, ТЦ Arkadia и аэропортом Модлин, откуда летят лоукосты. Но столица соседней страны хороша не только в этом, но и в организованном дорожном движении, да и вообще в грамотном подходе к развитию в целом. Мы постарались выбрать не какие-то «фальшыўкі, зробленыя ў Польшчы», а 5 реальных практических вещей, которые бы не помешало перенять Минску у Варшавы. Подход к реконструкции исторических зданийВаршава не намного меньше Минска пострадала во время Второй мировой войны, после которой была разрушена на 84%. Старый город практически стерли с лица земли, во что сложно сейчас поверить, гуляя по Королевскому тракту. Создается впечатление, что эти здания никогда не видели снарядов и бомб. Но такое чувство складывается потому, что поляки ответственно подошли к восстановлению Старого города. И если даже в западных странах после войны реконструировали лишь некоторые разрушенные исторические здания, то в Варшаве решили восстановить практически всё. Идейным вдохновителем такого подхода был архитектор Ян Захватович, который убедил власти в том, что народ и памятники его культуры — единое целое. Благодаря этому лозунгу была в точности восстановлена большая часть Старого города и Королевского тракта. Объекты отстраивали по старой документации и даже с использованием картин, чтобы не исказить исторический облик. Где это было максимально возможно, новые здания возводили из сохранившихся оригинальных кирпичей. Щебень от руин многократно просеивали для поиска декоративных элементов и их осколков, которые потом восстанавливали на свои прежние места. В итоге в 1980 году варшавский Старый город был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО «как исключительный пример почти полного восстановления исторического периода между
Ночные автобусыНочные автобусы в Варшаве ходят после 24.00 и до 5 утра каждые полчаса или час. Они приезжают практически минута в минуту. И если в той же Москве на ночном транспорте можно передвигаться лишь по основным магистралям, то в столице Польши вы сможете без проблем доехать и на окраину. Более того, проезд на ночном маршруте стоит столько же, сколько и днем. Транспорт тоже ничем не отличается от обычного: поэтому после 24.00 здесь ходят те же современные и чистые автобусы. Времена, когда вы будете ехать ночью на старом «Икарусе», остались как минимум в 2013-м. Тогда их торжественно проводили, а некоторые оставили для того, чтобы возить на них экскурсии.
Удобное онлайн-расписание транспортаСамым популярным сервисом по планированию своего маршрута на общественном транспорте в Варшаве является ресурс Суть работы jakdojade проста: вы просто задаете точку отправления и прибытия, а программа сама формирует наиболее выгодный маршрут вне зависимости от вида общественного транспорта и показывает его на карте. Если использовать приложение на телефоне, оно само распознает ваше местоположение. В информации сбоку от карты маршрут расписан по буквально по минутам: написано, сколько займет путь пешком до остановки и дорога на том же автобусе. Учитывая, что транспорт в Варшаве приходит вовремя, это позволяет еще до начала поездки знать, во сколько вы будете в пункте назначения. Кроме того, в сервисе можно задавать дополнительные параметры вроде выбора конкретных видов транспорта и своих физических особенностей.
Доступный велопрокатС 1 августа 2012 года в Варшаве запустили городскую систему проката велосипедов Veturilo. Смысл ее заключается в том, что вы можете взять этот транспорт в одном месте, покататься и вернуть его на любую другую станцию там, где вам удобнее. Велосипеды, в том числе тандемы и для детей, доступны 24 часа в сутки с 1 марта по 30 ноября без выходных, чем многие жители Варшавы и туристы активно пользуются. Зарегистрироваться в системе просто, а сам прокат достаточно дешевый. Пройти регистрацию можно либо на стации велосипедов, либо в интернете. Для этого нужно внести свои личные данные, номер телефона (необязательно польский при наличии роуминга) и оплатить с карточки взнос в 10 злотых. Затем вы получите на мобильник свой ПИН-код. После этого можно идти на любую станцию велосипедов, которые раскиданы по всему городу. На месте нужно ввести на табло свой телефон, ПИН-код и номер понравившегося велосипеда на стоянке. Эсэмэской придет четырехзначный код от замка на нужном велосипеде. Первые 20 минут передвижения бесплатные, поэтому некоторые горожане и вовсе не тратят деньги на прокат велосипедов. Учитывая, что стоянок в центре очень много, люди просто передвигаются от одной к другой в пределах бесплатных 20 минут. Хотя и за деньги ездить по Варшаве на таком велосипеде дешево. Когда поездка закончена, вы просто прикрепляете велосипед замком к столбу на ближайшей станции, а система сама автоматически высчитывает время использования. Деньги списываются с вашего счета, на котором всегда должно быть не менее 10 злотых.
Павлины, утки и белки в главном городском паркеКоролевский парк «Лазенки» находится практически в центре Варшавы и занимает площадь в 76 гектаров. Помимо дворца Станислава Августа Понятовского, других исторических построек и скульптур, в зеленом массиве можно увидеть достаточно много животных. И если встретить белку можно изредка и в нашем парке Челюскинцев, то в Лазенках есть еще павлины и утки. Животные живут своей свободной жизнью — никаких клеток или вольеров. И если павлины — не особо дружелюбные существа, то белки охотно идут на руки за едой. Это все позволяет городским детям наблюдать за животными прямо в среде их обитания.
Автор не претендует на полную объективность — в тексте описаны лишь некоторые очевидные вещи. В обзор не попали железнодорожные пути под зданием вокзала, безопасное покрытие из переработанных шин на детских площадках, огороженные от автомобилей трамвайные пути и другое. Какие еще полезные варшавские инициативы и проекты для Минска переняли бы вы, пишите в комментариях.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Мы выбрали не "фальшыўкі, зробленыя ў Польшчы", а пять реально работающих в Варшаве вещей.
|
|