Беларусь становится все более заметным игроком на рынке беспилотников. 21.by

Беларусь становится все более заметным игроком на рынке беспилотников

10.04.2016 16:04 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


В Беларуси заложена основа, которая позволит ей быть на передовых позициях в области производства беспилотных авиационных комплексов. Об этом недавно заявил заместитель директора Научно-производственного центра многофункциональных беспилотных комплексов Национальной академии наук (НАН) Беларуси Александр Щавлев. 


 

По его словам, которые цитирует БЕЛТА, НАН создала три ставших широко известными бренда беспилотных авиационных комплексов (БАК): «Бусел», «Буревестник», «Дирижабль». В числе собственных инновационных разработок — автопилоты, системы, позволяющие автоматически сажать летательный аппарат на взлетную полосу. Также разработаны образцы стендового оборудования, на котором можно проводить испытания компонентов беспилотников, и оптико-электронные системы с высокой точностью стабилизации, позволяющие получать качественную картинку с борта летательного аппарата.

«Наши разработки оказались очень востребованными. За последние пять лет многие системы были поставлены за рубеж. При поставке мы предлагаем не только конкретные образцы, но и отечественные технологии по выпуску летательных аппаратов и элементов беспилотных комплексов, что является востребованным на мировом рынке. Такие технологические линии мы поставили во Вьетнам, Туркменистан. Сейчас в этом заинтересованы Монголия, Азербайджан», — сообщил Щавлев.

В этой связи хотелось бы остановиться на сотрудничестве Беларуси в области производства БАК с Туркменистаном.

Впервые о возможности такого рода совместных проектов Александр Лукашенкозаявил еще в ноябре 2013 года во время визита в Туркменистан. Белорусский президент сообщил, что такое решение было принято по итогам переговоров с туркменским коллегой Гурбангулы Бердымухамедовым.

«Сейчас ведутся переговоры о поставке туркменской стороне разработанных Национальной академией наук Беларуси многофункциональных беспилотных авиационных комплексов с последующей организацией в Туркменистане их совместного производства», — сказал тогда Лукашенко.

Заявление сразу же стало сенсацией международного масштаба и вызвало многочисленные, нередко ироничные, комментарии. Однако, как показало время, ирония эта была напрасной. В ходе визита Лукашенко в Туркменистан в декабре 2015 года в качестве одного из примеров сотрудничества был продемонстрирован БАК «Буревестник», способный выполнять разведывательно-ударные задачи. Из комментариев представлявших новинку специалистов следовало, что выпуск этого дрона уже налажен на тамошних предприятиях. 


 

БАК дальнего действия «Буревестник» первоначально предназначался для оперативного наблюдения за большими участками местности, протяженными объектами и территориями, получения и передачи информации потребителям в режиме реального времени в любое время суток.

Выполнение таких задач обеспечивается следующими техническими характеристиками: масса — до 250 кг, мощность двигателя — 62 л.с., максимальная скорость — до 250 км/ч, крейсерская — 80-120 км/ч, диапазон рабочих высот — от 200 до 5000 м, продолжительность полета — около 10 часов.

Отличительной особенностью «Буревестника» является гарантированная дальность передачи информации и связи до 290 км, при этом задержка сигнала практически не ощущается.

По данным разработчика, дальность полета аппарата в автономном режиме по заранее составленной программе может достигать более тысячи километров, продолжительность — до 10 часов. Планами предусмотрено увеличение продолжительности полета примерно в полтора раза.

Аппарат может нести гиростабилизированный модуль с теле-, фото- и инфракрасными камерами, а также лазерный дальномер и модуль радиационного мониторинга. Дополнительно к аппаратуре пилотажно-навигационного комплекса «Буревестник» может взять на борт 70-80 кг полезной нагрузки, характер которой определяет заказчик.

Технические возможности этого БАК позволяют выполнять следующие виды заданий:

- контроль государственной границы и прилегающих территорий;

- мониторинг территорий вокруг особо важных объектов с получением видео в режиме реального времени;

- обнаружение целей, корректировка огня артиллерии, осуществление сбора разведывательной информации на больших расстояниях в режиме реального времени в любое время суток;

- радиационный контроль заданной территории, оценка развития чрезвычайных ситуаций;

- мониторинг территорий национальных парков, заповедников, водных акваторий, борьба с браконьерством в дневное и ночное время;

- обнаружение и задержание нарушителей дорожного движения, поиск потерявшихся людей в труднодоступных местах;

- изготовление проектной и изыскательской продукции землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель.

Однако в последнее время функции «Буревестника» были расширены. «Он несет специальную нагрузку, ракеты, крылатые ракеты, которые также являются беспилотными летательными комплексами нашего производства», — заявил директор Научно-производственного центра многофункциональных беспилотных комплексов Юрий Яцына.

Если относительно крылатых ракет собственной разработки что-либо определенное сказать трудно (возможно, они имеют комбинированную систему наведения: инерциальную + телевизионную), то другая часть боевой нагрузки «засветилась» в телерепортаже о визите Лукашенко в Туркменистан. Рядом с «Буревестником» были выложены различные модификации неуправляемых авиационных ракет (НАР) семейства С-5 калибром 57 мм.

Сама НАР С-5 фугасного действия была принята на вооружение ВВС СССР 22 марта 1955 года. Одновременно приняли на вооружение и пусковую установку ОРО-57К. НАР С-5 послужила основой для разработки целого семейства авиационных ракет различного назначения.

Важно упомянуть, что имеются технологии превращения НАР в корректируемые ракеты. Например, еще на международном авиакосмическом салоне МАКС-99 под Москвой российская фирма «АМЕТЕХ» представила проект системы корректируемого ракетного оружия «Угроза» (в западных публикациях — RCIC, Russian Concept of Impulse Correction).

Комплекс «Угроза» включает корректируемые ракеты С-5Кор (калибр — 57 мм), С-8Кор (80 мм) и С-13Кор (120 мм). Они созданы на базе НАР типа С-5, С-8 и С-13 посредством оснащения их системами лазерного полуактивного самонаведения. В ходе модернизации ракеты оснащаются отделяемыми в полете головными частями, стабилизируемыми при помощи раскрывающегося оперения. У ракеты С-5кор, в частности, оперение состоит из четырех лепестков, раскрываемых с помощью пружины.

Система самонаведения обеспечивает возможность поражения малоразмерных наземных целей (танков, боевых машин пехоты, БТР и т.п.) практически всех типов. При этом лазерная подсветка (продолжительностью около 1 сек.) может осуществляться как с борта самолета-носителя, так и с другого летательного аппарата или наземным наводчиком-целеуказателем. Коррекция полета головной части производится при помощи импульсных ракетных двигателей.

Оснащение комплексом «Угроза» боевых самолетов, ранее имевших на вооружении лишь НАР традиционных типов, повышает их показатели по критерию «эффективность/стоимость» в три-четыре раза. Более чем в 50 раз снижается расход боеприпасов для поражения типовых целей.

В повестке дня стоит создание более широкой номенклатуры ракетно-бомбового вооружения для перспективных ударных БАК белорусской разработки. Ведь НАР С-5 1955 года — это скорее вынужденный, чем оптимальный вариант.

Дает плоды и сотрудничество Беларуси в производстве беспилотников с Вьетнамом. Некоторое время назад были достигнуты соответствующие договоренности с вьетнамским руководством. Как и в случае с Туркменистаном, в комментариях по этому поводу господствовал скепсис.

Но информация, опубликованная в конце прошлого года рядом интернет-изданий, позволяет говорить об успехе этого проекта. Со ссылкой на вьетнамский ресурс kienthuc.net.vn сообщалось, что Академия наук и технологии Вьетнама совместно с Министерством общественной безопасности СРВ разработали беспилотный летательный аппарат большой дальности полета HS-6L. 


 

Он имеет размах крыла 22 м и оснащен поршневым двигателем Rotaх 914 взлетной мощностью 115 л.с. с толкающим винтом. Шасси убирающееся. Заявленная дальность полета — до 4000 км, продолжительность — 35 часов. В состав полезной нагрузки могут входить многофункциональные разведывательные камеры и радиолокационные станции. Летные испытания прототипа HS-6L начнутся во втором квартале 2016 года.

Аппарат был создан при участии белорусских специалистов и, по мнению некоторых экспертов, представляет собой увеличенную почти втрое копию «Буревестника».



Александр АЛЕСИН

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В повестке дня стоит создание широкой номенклатуры ракетно-бомбового вооружения для ударных беспилотных авиационных комплексов.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика