«Нам действительно есть чем гордиться» 61‑й истребительной авиационной базе — 65 лет. 21.by

«Нам действительно есть чем гордиться» 61‑й истребительной авиационной базе — 65 лет

30.04.2016 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

На счету летчиков‑истребителей немало героических поступков, золотыми буквами вписанных в историю Вооружённых Сил СССР и Республики Беларусь. И в мирные дни личный состав этой авиачасти выполняет боевую задачу — заступает на боевое дежурство по охране воздушных рубежей. Проследить славный путь барановичских авиаторов, узнать подробности подвигов, совершенных в разные годы, услышать о взятых воздушных рекордах можно, посетив музей 61 иаб имени первого Героя Беларуси подполковника Владимира Карвата. В создание экспозиции внесли вклад как ветераны авиабазы, так и действующие военнослужащие.


У истоков создания

— Инициаторами создания нашего музея стали ветераны, служившие в 61‑м истребительном авиационном полку, — подполковники в отставке Виктор Хряков и Николай Филатов, — рассказывает майор Александр Чернышёв. — Благодаря их стараниям появились первые стенды, образцы военной формы и летной экипировки, авиационного вооружения, модели реактивных самолетов и т. д. Особое внимание уделялось созданию стендов, посвященных памяти пилотов, погибших при исполнении служебного долга. Весомую помощь в создании музея оказало главное управление идеологической работы Министерства обороны Республики Беларусь.


На фотографиях, рассказывающих о начале боевого пути воинской части, запечатлены истребители МиГ‑15 и МиГ‑17. На них в 50‑е годы минувшего века пилоты 61 иап охраняли белорусское небо. Авиаполк тогда организационно входил в состав отдельной армии ПВО. Своевременно барановичские авиаторы осваивали новую авиационную технику: Су‑9, Як‑25, МиГ‑23, МиГ‑25, Су‑27. Сегодня боевое дежурство пилоты воинской части несут на самолетах МиГ‑29. В музее есть модели всех этих истребителей. Их изготовили школьники подшефных классов, регулярно бывающие в гостях у летчиков.


Здесь также представлены экспонаты, собранные белорусскими поисковиками на полях сражений Великой Отечественной войны. Образцы оружия и боеприпасов, каски (советские и германские), документы той далекой эпохи. На стендах можно увидеть фотографии военных летчиков — участников войны. На отдельном стенде отражены события военного конфликта на Корейском полуострове. По словам Александра Викторовича, военные разделы экспозиции пользуются наибольшей популярностью у школьников.

Рядом — стенды, посвященные истории авиации. На них — портреты выдающихся советских авиаконструкторов, фотографии и рисунки самолетов предвоенной поры, боевые машины, на которых наши летчики громили немецко-фашистских захватчиков, первенцы реактивной авиации и современные самолеты. Не только истребители, но и знаменитые штурмовики, самолеты-разведчики, грозные бомбардировщики. Напротив — под стеклом парадные кителя ветеранов истребительной авиации Беларуси: известного летчика генерал-лейтенанта Дмитрия Иванова и одного из основателей музея — подполковника Виктора Хрякова. Часть разделов экспозиции посвящена ветеранам воинской части, заслуженным военным летчикам 61 иаб.


«Идем на таран»

Еще один стенд переносит посетителей музея в 1960‑е годы. 1 мая 1960 года над Уралом советские зенитчики сбили американский самолет-разведчик U‑2, пилотируемый Фрэнсисом Пауэрсом. Однако мало кто знает, что в охоте на воздушного шпиона принимали участие и летчики 61 иап капитаны Анатолий Сакович и Игорь Ментюков.

— По сути, эти пилоты шли на верную смерть, — продолжает рассказ майор Чернышёв. — Они оказались на свердловском аэродроме Кольцово, когда перегоняли из Новосибирска в Барановичи новые перехватчики Су‑9. В отличие от находившихся на вооружении в частях ПВО истребителей МиГ‑19, эти машины могли достать американские самолеты на высоте в два десятка километров. Машины летчиков из Барановичей не имели вооружения, у пилотов не было высотных костюмов, без которых полет на огромной высоте чреват серьезной опасностью. Единственной возможностью сбить американский самолет был воздушный таран. И на этот отчаянно рискованный шаг оба пилота пошли не раздумывая.


К счастью, из того памятного полета они вернулись живыми. Таранить самолет противника не пришлось: с боевой задачей справилось подразделение ракетчиков. А о поступке отважных пилотов сегодня напоминает музейный стенд, на котором можно увидеть фотографии, личные документы отважных пилотов, а также наручные часы Анатолия Саковича.

В память о погибших товарищах

Центральное место в экспозиции занимает раздел, посвященный первому Герою Беларуси военному летчику 1-го класса подполковнику Владимиру Карвату. Для прохождения службы в Барановичи он, уроженец Бреста, прибыл с Дальнего Востока в 1994 году. В тот роковой день два десятилетия назад он выполнял ночной полет. Мужественный пилот увел потерявшую управление машину от населенного пункта Малое Гатище.

Под портретом Владимира Николаевича — документы: летная книжка и тетрадь общей подготовки летчика, копия Золотой Звезды Героя Беларуси, Указ о присвоении высшей награды страны. Здесь же летный шлем пилота и обломок фюзеляжа разбившегося Су‑27.

Жители Брестчины — частые гости в музее. Регулярно посещают авиаторов учащиеся Брестского областного кадетского училища, над которым шефствует 61 иаб.

Летчик — профессия отважных людей. Как нельзя лучше данный тезис подчеркивают слова командира 61‑й истребительной авиабазы полковника Александра Марфицкого (2002–2007 гг.), начертанные на музейном стенде: «Нельзя летчику жить с чувством страха. Садясь в кабину самолета, он должен быть уверен в себе, чувствовать, что он все знает и все умеет. Иначе летать нельзя. И хотя каждый из нас знает, что непоправимое может случиться. И в то же время каждый сделает все, чтобы этого не случилось…».

День сегодняшний

— Нам действительно есть чем гордиться, — говорит командир 61‑й истребительной авиационной базы летчик-снайпер полковник Александр Потехин. — Помимо навечно зачисленного в списки личного состава 1‑й авиационной эскадрильи Героя Беларуси Владимира Карвата, в разное время у нас служили два Героя Советского Союза, три кавалера ордена Ленина, 18 кавалеров ордена Красного Знамени, 45 — Красной Звезды, 33 — «За службу Родине». В общей сложности 175 военнослужащих базы были награждены боевыми орденами и медалями. Мы свято чтим традиции, заложенные предыдущими поколениями военных летчиков‑истребителей. Сегодня личный состав 61 иаб продолжает решать задачи несения боевого дежурства по защите воздушных рубежей Республики Беларусь.

Приятно видеть горящий взор молодых пилотов, когда они садятся в кабины боевых самолетов. Ведь летчик без полетов — самый унылый человек на свете. Пополнение самолетного парка позволяет проводить вылеты в две летные смены. Процесс подготовки летчиков стал более интенсивным, и это не может не радовать. Главное, что у молодежи есть огромное желание постигать навыки летной профессии, огромный запас энергии и неподдельная целеустремленность!

По словам Александра Николаевича, настоящим подарком для летчиков стала возможность выполнения стрельб боевыми ракетами на российском полигоне Ашулук. Это действительно достижение, когда всего через год боевой учебы в части молодой летчик выполняет такую задачу. Ребята уверенно летают на запасные аэродромы, осваивают технику пилотирования, перехват условного противника и другие полетные задания.

Свой богатый опыт новичкам передают такие умелые летчики, как заместитель командира авиабазы по безопасности полетов подполковник Николай Широкий, командир эскадрильи подполковник Павел Карпюк, заместитель командира эскадрильи майор Андрей Кривоносов. Нынешний летный состав 61 иаб — настоящий сплав молодости и высокого летного профессионализма. Пройдет еще несколько лет — и поколение вчерашних выпускников авиационного факультета Военной академии Республики Беларусь, пришедших в часть в 2014 году, станет умелыми воздушными бойцами и начнет обучать других. Мирное белорусское небо всегда будет под надежной защитой!

Сергей Ручанов, «Ваяр»,

фото Владимира Блинова

 
Теги: Брест
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На счету летчиков‑истребителей немало героических поступков, золотыми буквами вписанных в историю...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика