Дембельский альбом, штопор, лепнина и еще 13 примеров белорусского антидизайна последних ста лет. 21.by

Дембельский альбом, штопор, лепнина и еще 13 примеров белорусского антидизайна последних ста лет

01.10.2016 08:58 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В октябре Белорусский союз дизайнеров презентует каталог «Тутэйшы дызайн. Асобы. Рэчы». В нем будут представлены современные белорусские дизайнеры, а также в алфавитном порядке собраны раритеты последних 150 лет, которые можно ставить в пример. Но Союз дизайнеров составил также свой личный рейтинг антидизайна. От откровенного китча решили отказаться, а вот любопытные примеры, когда плохое спустя годы стало хорошим или так и осталось плохим, вошли в топ-15 вещей, в которых отсутствует дизайн, вкус или функциональность.

— Довольно спорно, что считать антидизайном, а что — дизайном. В разные эпохи к антидизайну относятся разные вещи. Иногда специально создается китч, и это можно назвать самоиронией дизайнера. В вещи должна присутствовать функциональность, конструктивность и эстетика. Антидизайн, в строгом смысле слова, должен не попадать ни в одну из этих категорий, — объясняет член Белорусского Союза дизайнеров Павел Дорохин.

1. Вавёрачка

— Мы толком не знаем, для чего она была сделана. Конструктивности и функциональности здесь нет вовсе, и эстетичность данной вещи сомнительна. Рельеф явно сделан коряво.

2. Буслы


— Конечно, чаще всего пример антидизайна встречается среди сувениров. Изначально их функциональность и конструктивность второстепенна. Конкретно этот сувенир сделан настолько нефункционально, что один аист уже потерялся. Предмет сделан из дешевого пластика, и легко ломается.

3. Дэмбельны альбом


— Это тоже пример народного искусства. Скрапбукинг — довольно модное направление, и встречаются красивые вещи. Но бывают альбомы попроще, как этот.

4. Маляванка


оФото с сайта designtut.by

— Это пример наивного искусства, которое может стать трендом и считаться искусством. Среди белорусов наиболее яркий пример — Алена Киш. Изображение цыганского табора датируется началом ХХ века, его нашли в деревне Белая сорока Наровлянского района. Здесь нарушены пропорции, горизонт завален, нет ни линейной, ни воздушной перспективы, отсутствуют знания автора об анатомии.

Маляванка — декоративная живопись клеевыми красками на полотне. Феномен расписных ковров породила тяга к жизни «по-богатому» и возросшие эстетические потребности. Сюжеты нередко заимствовались из журнальных вырезок, репродукций известных произведений, повседневности и сказок. С 1960-х вместе с процессом урбанизации и расширением ассортимента промышленных ковров искусство маляванки пришло в упадок.

5. Сашчэпкі


— На этой этикетке чистый функционализм, никаких эстетических задач и не ставилось. В то же время оформить этикетку можно по-разному, как спички, например. Сейчас стараются выделить вещь из ряда других, а здесь дизайн начисто отсутствует.

6. Агароджа


Фото с сайта designtut.by

— Это агро-китч, здесь используются классические элементы — колонны, но они абсолютно излишни.

7. Ляпніна


Фото с сайта designtut.by

— Лепнина как раз пример спорного дизайна или антидизайна. Никакой функциональной роли они не имеет, а к эстетической ее роли в разные эпохи относились по-разному. Какое-то время ее считали излишней, но другая противоположность — хрущевки — вообще строились без украшательств. Что из этого более эстетично, большой вопрос.

В ВКЛ лепные рельефы появились со времен Ренессанса (например, в интерьерах замка Стефана Батория в Гродно). Но настоящего расцвета лепнина достигла в XVII—XVIII веках в эпоху барокко. С приходом классицизма стали возвращаться к античным орнаментальным рельефам. Использовалась лепка и в архитектуре модерна. В Минске к ней чаще всего прибегал С. Гайдукевич, в Западной Беларуси отличный пример — украшение костела в Солах.

В 1920-е — первой половине 1930-х в БССР царил конструктивизм, который запрещал излишнюю декоративность. Во времена сталинского ампира (1930−1950-е) архитекторы снова вернулись к классическим формам, адаптируя их к советской эстетике. После 1955 года от лепнины снова отказались на государственном уровне — в целях экономии.

8. Арэлі


Фото с сайта designtut.by

— Эти качели — уже современный треш-дизайн в Пинске. Довольно дикая интерпретация жирафов из подручных средств, разобранной котельной. Но понятия о красоте бывают довольно спорны. Например, в Румынии в селе Сэпынца было принято на могильных плитах изображать, каким образом человек принял смерть. Обрамление плиты пестрое, выглядит все китчево, но это превратилось в локальный тренд, и туристы приезжают на это посмотреть.

9. Махорка


Фото с сайта designtut.by

— Лет 20 назад подобное оформление казалось совковым, с отсутствием всякого дизайна. Сейчас это снова в тренде, экологично, крафтовая бумага вновь модная. Подобное произошло и с мылом. Когда-то простые бруски хозяйственного мыла с оттисками на них считались пережитком прошлого. Сейчас специально делают именно так, и в этом есть своя эстетика.

Эта махорка была произведена на Витебской табако-махорочной фабрике в 50-е годы. Фабрика была основана в 1883 году. До 1913 года предприятие расширялось и выпускало около 80 тысяч пачек табака и махорки ежегодно. До революции махорка производилась еще на нескольких минских предприятиях. В 1918 году Витебская махорочная фабрика была национализована. С 1921 года была переименована в Витебскую государственную махорочную фабрику и перестала выпускать нюхательный табак. В 1971 году ее ликвидировали.

Аркадий Кулешов посвятил витебской махорке стихотворение: «…Здан Віцебск. Мы яго махорку яшчэ курылі да вайны».

10. Шніпар


Фото с сайта designtut.by

— Во второй половине 60-х один белорусский дизайнер технически улучшил привычный штопор и запатентовал его. Этот пневмноштопор похож на насос-шприц, иголка которого проделывала дырку в пробке. Через нее в бутылку запускался воздух, давление в бутылке росло и пробку можно было легко вынуть.

Как мы потом выяснили, аналогичные штопоры выпускала фирма Corky в Швейцарии с 1965 года. Они выпускаются до сих пор. У этих идентичных вещей совершенно разные судьбы. В БССР пневматический штопор быстро сняли с производства, потому что нетрезвые граждане использовали его в качестве холодного оружия.

11. Плойка


Фото с сайта designtut.by

— Этот электрический прибор для завивки волос называется «Надейка», и, как написано на коробке, он «женщинам — лучший подарок». Он довольно увесистый и громоздкий. Но в случае с советскими и белорусскими вещами надо понимать, что дизайнер зачастую делал хороший проект, но на уровне производства многие вещи игнорировались, и на выходе получалась ерунда.

Слово «плойка» происходит от французского «ployer» («сгибать»). Раньше завивку делали с помощью обычных металлических щипцов, раскаленных на огне. Издавна использовали и бигуди. А в 1908 году К. Неслер изобрел химическую завивку-перманент и первым использовал для этого электрический нагреватель. Современного типа беспроводные плойки появились в США в 1930-е годы, а в послевоенное время — и в СССР. Эти произведены на Клецком механическом заводе в 80-е годы.

12. Пральная машына


Фото с сайта designtut.by

— «Мара» — первая отечественная стиральная машина, малогабаритная, барабанного типа, с кратковременным режимом работы. Выпускается на минском заводе «Термопласт» с конца 1980-х и по сей день. Внешне она не так уж и плоха. Другое дело, что по функциональности она уступает обычной стиральной машине, несмотря на свою легкость и компактность.

Первые стиральные машины появились в Европе в 1900-е годы. Машина с ручным приводом, запущенная в серийное производство, была сделана Уильямом Блекстоуном в 1907 году. Современные стиральные машины с электрическим приводом появились в 1908 году, а первая машина-автомат — в 1949-м.

В СССР популярной автоматической машиной была «Вятка-автомат», которая выпускалась с 1981 года в Кирове. А вот малогабаритные машины типа «Мары» были удобны для использования в небольших советских квартирах и особенно для тех, кто не мог позволить себе полноценную стиральную машину.

13. Пальчаткі


Фото с сайта designtut.by

— Это пример китча. Были вполне приличные строительные перчатки, но зачем-то нужно было добавлять надпись. При том, что при работе руки могли быть и в черном мазуте.

14. Кухонная сякера


Фото с сайта designtut.by

— Это кухонный топорик кустарного производства, сделанный в 80-е годы. Нечто подобное мог подпольно сделать какой-нибудь рабочий завода, используя заводские материалы и станки. Потом изготовленное обменивалось в условиях дефицита на другие вещи. В то время в Беларуси кухонные топорики производились в промышленных масштабах, например, с 1972 года на МТЗ. Выпускаются они и теперь, но ручки у них обычные пластмассовые, кислотного цвета. Здесь же ручка сделана из оргстекла.

Это пример народного дизайна, но здесь много лишних деталей — наборная ручка, фигурный стержень. Но к этому нельзя относиться пренебрежительно: в народе порой возникают интересные идеи.

15. Прыпынак


Фото с сайта designtut.by

— Это не вещь, а малая архитектурная форма, построенная в деревне Прохады Узденского района в 80-е годы. Конструкция из кирпича по-своему интересна: выкрашенная в белый цвет, между кирпичами есть пустоты, что создает эффект перфорации. Этот объект словно с фантастических картин Дроздовича.

Первые остановки на белорусской железной дороге в ХІХ веке обычно строились по типовым проектам. В первой половине ХХ века появились остановки общественного транспорта, которые сначала представляли собой лишь площадку и информационную табличку на столбе. В 1970—1990-е годы на остановках возводились самые разные конструкции — цельнобетонные, деревянные, кирпичные, металлические. Сегодня мы опять возвращаемся к унификации остановок — их делают из металла и оргстекла. Но в советское время к некоторым остановкам прикладывали руку известные мастера, например, Церетели.

Читайте также:

Мацаробка, мясасечка и еще 13 примеров отличного белорусского дизайна последних 150 лет

 
Теги: Гродно, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
От откровенного китча решили отказаться, а вот любопытные примеры, когда плохое спустя годы стало хорошим или так и осталось плохим, вошли в топ-15 вещей, в которых...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика