Мнение учителя. Может ли финская система образования быть моделью для белорусской реформы?
13.10.2016 12:16
—
Новости Общества
|
Андрей Григорьев, педагог в третьем поколении, репетитор с многолетним опытом работы в белорусской школе и опытом работы в Англии, рассказывает о финской системе образования.
В это трудно поверить, но еще лет сорок назад финны в вопросах образования были едва ли не на последнем месте в мире. Проведенная реформа позволила кардинальным образом изменить положение и почти на десять лет выбиться в лидеры международной оценки образовательных достижений (PISA). Этот факт заставляет предположить, что изобретать белорусский велосипед не стоит. Надо пересесть на финский и сразу всё наладится. На первый взгляд картинка идеальная. Все школы совершенно равны и обладают одинаковым потенциалом, независимо от того, городская это школа с тысячью учащихся или крохотное учебное заведение в глубинке, где учатся десять-пятнадцать человек. Таким образом, понятие «элитной школы» полностью отсутствует. Более того, до недавнего времени родителям запрещалось выбирать школу, а следовало отдавать детей в ближайшую к дому. Социальный статус родителей ребенка не имеет значения, наоборот, вопросы о месте работы и доходе родителей исключены из школьных анкет. Нет соперничества между учениками — сравнения законодательно запрещены. Соответственно, нет «плохих» и «хороших» учеников. В одном классе обучаются «гениальные» дети, и дети, имеющие особенности умственного развития. А так же, дети-инвалиды, включая тех, кто не может самостоятельно ходить, и вынуждены передвигаться в специальных креслах. Бесплатны обеды, учебники, канцелярские принадлежности (вместе с портфелями и планшетами), экскурсии, внеклассная деятельность, школьный автобус. Любые поборы с родителей на нужды школы запрещены. Как таковые занятия по предметам отсутствуют. Вместо этого — единое обучающее пространство. Что это означает? Это означает, что нет уроков «по предметам». Занятие может начаться с литературы, которая плавно перерастет в историю, затем в математику, после этого в биологию, хоровое пение или рисование. Вообще, типичная первая фраза учителя финской школы на уроке: «Что бы вы хотели сегодня узнать?» Психологический комфорт, равенство и уважение друг другом всех участников учебного процесса — основные принципы обучения. Считается, что для достижения максимального результата, человек не должен испытывать стресс и быть напряженным. Поэтому, если ребенку не интересно то, что рассказывает учитель, он имеет право заняться чем-то другим. Например, почитать книгу, посмотреть в окно, порисовать, или съесть бутерброд. За это никаких наказаний не будет. Правда, удивительно хорошо? Но это на бумаге. Что же происходит на самом деле? ![]() На самом деле, внутри страны нет особого восторга. Почему? Потому, что цель системы — обязательно довести всех до одинакового среднего уровня. Если ваш ребенок не справляется с программой — ему будет оказываться всяческая помощь. А если справляется, то и так сойдет. Основополагающим принципом является принцип «гуманности»: не можешь учиться — поможем, не хочешь — твое дело. И дети с изначально хорошей успеваемостью к концу школы теряют весь свой «запал», что совершенно логично. Зачем стараться больше, если и так отлично? Подводный камень в том, что школьного уровня далеко не достаточно, чтобы получить высшее образование. И родителям едва ли не на начальных этапах приходится думать о репетиторах (стоимость часа занятий от 40 до 60 евро), особенно, если ребенок нацелен на медицину, юриспруденцию или другую «сложную» карьеру. Кстати, требования к учителям очень высокие. Учитель обязательно должен иметь ученую степень. И не имеет значения, работает ли он в провинции или в столице. Как результат — у учителя есть план того, чему он должен научить, и нет программы «как». Каждый волен выбирать сам. Надо отметить, что профессия учителя — одна из самых хорошо оплачиваемых (до 50 000 долларов в год) и на одно место, как правило, претендуют не менее десяти человек. С другой стороны, учитель не обязан проявлять никаких человеческих качеств, а просто выполнять свою работу. Принцип «не хочешь учиться — твое дело» работает на все сто процентов. Дотянуть до среднего уровня — все, что от него требуется. При этом рабочий контракт заключается всего на один год, так что в интересах учителя «быть покладистым и угождать всем». В противном случае можно запросто лишиться работы. Бесплатность образования и другие «плюшки» в виде учебников и портфелей достигаются простым средством. Прогрессивная шкала налогов в стране равняется плюс-минус 50%. Скажите, родители, которые вечно жалуются на школьные поборы в Беларуси, вы согласны отдавать 50% вашей зарплаты каждый месяц, чтобы никаких «поборов» не было? Владимир Спиваковский (создавший на Украине частную школу, принимавший участие в реформе образования Норвегии, участвующий в аккредитации лучших школ мира) на своей странице в Facebook пишет совершенно прямо: «Главное каждому государству решить — зачем ему вообще нужна система образования? И каково ее главное звено: учитель, ученик, школа, чиновник, будущая карьера ученика, экономия бюджета, поступление в вуз, борьба с коррупцией и т. д? В Финляндии приоритет — эрудированные учителя, либеральная расслабленная атмосфера и высокие места на предметных олимпиадах. В Англо-Америке — лидерство и качество будущей жизни своей и общества. В Китае ныне приоритет — знания любым способом, потому что среди 1,5 миллиардов населения иначе не выжить». ![]() Здесь мы подходим к главному: что можно позаимствовать в финской системе образования, чтобы сделать нашу не хуже? Первое, и основное: учителя. Финская реформа началась с подготовки нового поколения педагогов. Нужно отказаться от набора на педфакультеты «по остаточному» принципу. Нужны высокие проходные баллы, творческое сочинение и обязательное устное собеседование. Не уверен, что на данном этапе есть смысл требовать от будущего учителя обязательного получения ученой степени, но в дальнейшем это вполне возможно. Конечно, мечтать о финских зарплатах нам не приходится, но, если наше правительство не хочет оказаться у разбитого корыта, финансовый вопрос необходимо решить. Или, как вариант, предложить дополнительные бонусы в виде хороших бесплатных служебных квартир, качественного медицинского и стоматологического обслуживания, грантов на получение ученой степени, возможности проходить стажировки в европейских университетах. Второе, ученики. Финская модель интегрированных классов вполне соответствует требованиям времени. Родители, дети которых нуждаются в особом подходе из-за своего физического состояния, не должны испытывать никаких сложностей с их устройством в школу. Да и сами ученики в таких условиях будут понимать, что люди — разные, но это не означает, что кто-то достоин лучшей жизни, а кого-то стоит оставить «за бортом» и отправить в специализированные закрытые учреждения. Третье, индивидуальный подход. Финны составляют для каждого ученика персональную программу. Мне кажется в наших реалиях это трудоемкий процесс, требующий огромной затраты времени и финансов. Гораздо разумнее было бы создавать личное дело ученика, где отмечались бы все его успехи. Пример простой. Допустим, поступая в 5й класс гимназии, ребенок в диктанте делает сорок ошибок. При существующих нормах оценки это «минус» ноль баллов. Предположим, что его все-таки приняли. В одиннадцатом классе он делает десять ошибок. Опять же, по нашим современным требованиям это все тот же ноль. Но посмотрите, какая колоссальная разница между сорока ошибками и десятью. Это значит — ребенок старался, ребенок работал, он продвинулся вперед, добился результата. Почему это не считается? Четвертое. Мне очень нравится, что в финской системе нет «важных» и «неважных» предметов. Все важны, все одинаковы: от ручного труда до физики и химии. Это, на самом деле, большое достижение. Ведь никто не будет спорить, что дети имеют разные способности к разным предметам. Почему, если у меня все хорошо с рисованием, но плохо с математикой, я не могу чувствовать себя полноценным человеком? Пятое. Начиная реформу, государство и родители в первую очередь должны определить для себя смысл образования и что они хотят получить в результате. Тот же Спиваковский четко объяснил в своём блоге: «если хочешь знать, чему равен косинус 45 градусов, валентность магния, и какова формула закона Гей-Люссака, в школу надо ходить обязательно. Потому что больше этому не научат нигде и никогда. Но если у вас в жизни иные цели, а именно, стать счастливым и богатым, добиться признания и благополучия, то у школы такой задачи и таких предметов нет… Увы, этому учат в каких-то других местах. Пришло время повернуться лицом к тем ценностям, которые реально важны для людей». Наконец, самое интересное. В их системе образования родители почти совсем не присутствуют. Все отдается на откуп ребенку. Преподавателей и чиновников больше интересует количество времени, которое семьи проводят вместе с детьми. Процесс воспитания намного важнее. Я полагаю, что это ценный урок, который нам нужно извлечь. Повторю то, о чем пишу практически в каждой статье: воспитание — не цель школы, этим должна заниматься семья. В частной беседе со мной Евгений Ливянт (репетитор -TUT.BY) высказал интересную мысль. Сейчас наше государство занято поиском национальной идеи. По его мнению, эта идея давно витает в воздухе: белорусы стремятся дать своим детям хорошее образование. Но, любое образование должно соответствовать нуждам страны. Финны утверждают, что между подготовкой к экзаменам и подготовкой к жизни они выбирают последнее. С этой точки зрения нельзя не согласиться с тем, что огромное количество юристов, экономистов, врачей и ученых нам не нужно. Нам нужны хорошие сантехники, медсестры, социальные работники, продавцы, официанты, электрики и так далее. При таком подходе, финская система вполне имеет право на существование и у них многому можно поучиться. Спокойный, уравновешенный, квалифицированный сантехник с хорошим специальным образованием и правильно расставленными гуманитарными ценностями, будет, несомненно, лучше задерганного экзаменами и гонкой за оценками дипломированного языковеда, продающего картошку на рынке. Выбор за вами. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Андрей Григорьев, педагог в третьем поколении, репетитор с многолетним опытом работы в белорусской школе и опытом работы в Англии, рассказывает о финской системе...
|
|