Какой урок мы должны вынести из трагедии в Кемерове. 21.by

Какой урок мы должны вынести из трагедии в Кемерове

29.03.2018 16:32 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Трагедия в Кемерове болью и скорбью отозвалась в сердцах подавляющего большинства родителей. Факты в историях очевидцев, участников и пострадавших, в том числе потерявших своих детей, шокируют и, к сожалению, подтверждают страшную догадку. Запертые дети были обречены.


Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Наталья Поспелова — специалист по семейному неблагополучию и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 28 лет работала в органах охраны детства Беларуси, из них 12 — в Национальном центре усыновления. Автор более 100 методических и публицистических работ по проблемам социального сиротства и семейного неблагополучия. Одна из основателей республиканского портала по поиску семей для детей-сирот www.dadomu.by и единственного в СНГ ежемесячного издания для замещающих родителей и специалистов органов опеки и попечительства — газеты «Домой!». Референт Белорусского общественного объединения замещающих семей «С надеждой». Профессиональная специализация: альтернативные формы жизнеустройства детей-сирот; споры родителей о воспитании детей; сопровождение семей, желающих принять или уже принявших детей-сирот на воспитание.

E-mail автора nastapos@mail.ru

Нет защиты от алчного дурака, закрывшего дверь зала в борьбе с безбилетниками, а то вдруг на халяву кто-то мультик брендовый посмотрит. Не спастись от преступного разгильдяя, отключившего сигнализацию, напрасно ждать помощи от непрофессиональных и запаздывающих действий тех, кто по долгу службы стоит на страже пожарной безопасности. Обреченные дети, в отличие от взрослых мужчин, убегающих от едкого дыма, давящих и расталкивающих женщин и детей, были более выдержанными и стойкими, потому как звонили родителям, сообщали о ситуации, некоторые — прощались. Сила духа обреченных.

Никто, убеждена, буквально никто среди родителей не остался безразличным к трагедии. Ответственные взрослые из числа должностных лиц оперативно взяли ситуацию в свои руки и попытались управлять ею и своим страхом. Проверки торговых центров, проведение учений по эвакуации в случае пожара в социальных учреждениях — это все способы справиться с глубокими и болезненными переживаниями.


Фото: Reuters

Все родители понимают, как много угроз окружает наших близких. И чтобы хоть как-то минимизировать риски, как-то уберечь дорогих людей от опасностей и непредсказуемостей, можно и торговые центры проверить. А по выявлении нарушений — примерно наказать виновных. Поможет ли это нашим детям, надолго ли хватит острастки тем, от кого зависит безопасность наших детей? И вообще: работает ли это на безопасность? Или только на проверку и на наше мнимое спокойствие?

Наш родительский ужас за безопасность детей подпитывается еще одной мыслью: слишком много времени наши дети проводят не с нами. Вне семьи. Не дома. Без нас, родителей, которые спасут, защитят, скажут, куда бежать и что делать. Понимая свое полное бессилие из-за своего отсутствия, некоторые из нас, узнав о трагедии в «Зимней вишне», чуть не на святые образа глядя зареклись: а ну их, центры эти торгово-развлекательные, и без них прожить можно! Зато дитя целее будет. И теперь, отправляясь за покупками, мама тащит запаренную детку в примерочную, только чтобы не оставлять в детской комнате. А то… ну, вы же знаете, чем это в Кемерове закончилось!

Извлекая уроки из кемеровской трагедии, сочувствуя боли, которая всю жизнь будет рядом с теми, кто потерял своих детей в огне пожара, взрослые пытаются справиться со своим страхом за детей. Кто-то — проверками торговых центров, кто-то иными способами. Об этом подробнее.

Сегодня в борьбе со своим страхом за жизнь и здоровье вверенных детей многие педагоги идут по пути методичного исключения всех потенциально опасных ситуаций в их жизни. Этот способ работает, жаль только, что не долго.

Начинаем с элементарного, запрещая детям бегать на переменках. Кому не звонила дочь-второклашка, грустно сообщая о том, что сейчас перемена, а она сидит. Ибо Марь-Иванна сказала, что девочки не носятся по коридорам. Или вот как только выпадет снег — можно всю поверхность входной дверной группы обклеить объявлениями о том, что «Играть в снежки во дворе школы категорически запрещено!». И не пойдут пятиклашки играть. Так окна, замененные за спонсорские средства, целы будут, и родители не попеняют классной на сопли в связи с наличием у обучающегося мокрых ног и рукавов, исчезнут выяснения отношений между родителями «кто кому по спине заехал» и риторика «а вы куда смотрели?!».

И не говорите, что вы не почувствовали связи в примере «про снежки» с безопасностью детей. Навыки увернуться, убежать, ловкость, сообразительность еще никому в жизни не мешали. Так что «про снежки» вполне по теме: запрещая минимальные детские шалости, желая оградить себя от их, по сути, минимальных последствий, мы лишаем детей многих жизненно важных навыков.

Двигаясь в стремлении сделать жизнь детей безопасной и нетравматичной, в пришкольном лагере во время каникул можно полностью обездвижить детей поденным рисованием, просмотром мультфильмов и настольно-печатными играми. Все ради безопасности детей и спокойствия их педагогов и родителей. Отпустил в школу живым и невредимым — получил обратно такими же, только еще со вшитыми знаниями об «Основах безопасности жизнедеятельности».


Фотография используется в качестве иллюстрации. Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Если речь о собственных детях — тут палитра запретов широчайшая: от «не трогай острого», «не подходи к газовой плите» до «не смей включать прибор в розетку».

Правда в том, что лучше защищен не тот, кто запуган, боится и обложен запретами, а тот, кто натренирован действовать в потенциально опасных ситуациях. А вот именно с тренировками у нас не очень. Даже в том самом спасительном курсе ОБЖ тренировок мало, все больше теории, проникновенного описания рисков и опасностей, а также памяток запретительного характера: не делай того, берегись этого…

Каждая воспитательница детского сада, ночью ее разбуди, знает пути эвакуации своей группы в случае пожара. Замечательно. А кто натренировал пятилеток, к примеру, действовать в случае пожара самостоятельно, когда ни воспитательницы, ни другого взрослого рядом нет? Некому скомандовать, привлечь внимание, собрать и сказать, что сейчас делать и куда бежать. Конечно, тренировки самостоятельно и быстро спуститься по лестницам не спасут в ситуации запертых дверей, но при ином раскладе обязательно поспособствуют спасению детишек.

Специалисты по обеспечению безопасности в один голос говорят, что самое важное — это ранняя диагностика опасности. Шансы на спасение выше у того, кто первым почувствовал опасность, придал значение каким-то еще неясно угадываемым признакам. Еле уловимый запах гари? Уходи оттуда, говори, что чувствуешь опасный запах, привлекай внимание других людей.

А у нас, прагматичных взрослых, на это ответ в виде сказки про боязливого пастушка, который пару раз позвал селян криками «волки-волки», селяне прибежали, оказалось — зря. Когда волки появились — никто не прибежал. Прямо как в учебнике по ОБЖ для 5−6 класса: сначала рассказывается о том, как правильно и быстро вызвать милицию, аварийную службу или скорую помощь, а потом со значком «Внимание!» — дается разъяснение о том, что «нельзя шутить с вызовом перечисленных служб».

Давайте определимся: мы даем ребенку право действовать в случае даже гипотетической и неясно осознаваемой опасности, или мы не хотим хлопот с неподтвержденным вызовом служб? Баланс между паникой и чувством потенциальной опасности соблюдать надо, но не очень ли мы стремимся к тому, чтобы наши дети были удобны и особых хлопот не создавали? Может быть, это задача взрослых из числа профессионалов в любом и каждом случае быстро перепроверить поступивший сигнал и вовсе не ребенок должен терзаться вопросом «звать или не звать на помощь», и вдруг тревога ложная, при этом, возможно, теряя минуты, отведенные ситуацией на спасение?


Фотография используется в качестве иллюстрации. Фото: Максим Егоров, TUT.BY

И уж если курс ОБЖ содержит полезный совет ребятам указать родителям на необходимость «просверлить в заслонке печи отверстие в 3−4 миллиметра для создания тяги», то ценным дополнением курса может стать изучение стандартных правил нахождения в игровых помещениях или кинозалах. Тогда дети, заметив, что их закрывают, смогут привлечь внимание к этому фактору риска до начала пожара или иной опасной ситуации. Но для этого ребенок должен не бояться сказать, возмутить спокойствие, проявить инициативу. Как правило, такой активности и неравнодушию дети учатся у своих родителей.

И вот теперь давайте по-честному: сколько раз мы, родители, показывали нашим детям примеры неравнодушного и активного, а по сути — безопасного поведения по достаточно распространенному поводу — запах гари? А ведь в многоквартирных домах эта ситуация чуть ли не банальна: то окурок тлеющий соседи-курильщики бросят, то ребятишки пошалят петардой какой. Мы шли разбираться, выяснять источник запаха? Мы демонстрировали опасливое поведение, проговаривая наши опасения и сомнения?

Курс ОБЖ — не панацея, как нам хотелось бы верить. В вопросах безопасности детей роль родителей, по моему родительскому мнению, является определяющей. И поднимите руки те, кто на родительском собрании из уст приглашенного сотрудника МЧС услышал советы о том, как учить ребенка безопасному поведению? Кого потренировали на каких-то несложных ситуациях?


Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Как правило, родителям на собраниях показывают кино про ужасы безответственного поведения и зачитывают печальную статистику… Выходит, главное побояться? Нет. Главное — уметь действовать. С педагогической точки зрения страх может быть поводом для изменений, т.к. может научить действовать. Поэтому я не за перестраховку в виде проверок торговых центров (от дураков эти проверки если и спасут, то лишь на время), а за вооружение взрослых и детей (можно и совместно, но полезно и по отдельности) работающими алгоритмами спасения и действий в чрезвычайных ситуациях. Алгоритмы, конечно, сработают, если дети не окажутся запертыми из-за жадности и разгильдяйства обслуживающего персонала.

Трагедия в Кемерове нам, родителям, всем и каждому — наука. И не только потому, что показывает зыбкость и ненадежность систем коллективной безопасности перед безответственностью и халатностью. Эта трагедия позволяет нам справиться с отчаянием и болью за чужих погибших детей, вместе с нашими детьми проживая, проговаривая страхи, объясняя, что и как надо делать, если не дай Бог что. Не врите своим детям. Прямо, но без паники, скажите, что Вам за них очень страшно, тем более что это чистая правда. И попытайтесь доступно объяснить, что надо делать, если произошла подобная ситуация или есть ее хотя бы минимальные признаки. Действуйте! Тренируйте своих детей. Это поможет справиться с болью, отчаянием и страхом.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Наталья Поспелова - о том, что делать, чтобы не допустить у нас трагедии как в Кемерове.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика