Антон Параскевин в соавторстве с Фридрихом Оноприенко издал книгу «Богатыри Приобольского края». 21.by

Антон Параскевин в соавторстве с Фридрихом Оноприенко издал книгу «Богатыри Приобольского края»

20.04.2018 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


І кожны год – Год малой радзімы

“Багатыры Прыобальскага края” – так называецца новая кніга Антона Параскевіна (Віктара Улюценкі). На гэты раз Антон Параскевін выступае ў суаўтарстве з  Фрыдрыхам Анапрыенкам.
Аўтары пастараліся, каб кніга была цікавай і карыснай як для сталага чытача, так для падлетка. Тут сабраны факты і паданні пра багатыроў, якія даўней жылі на тэрыторыі нашай зямлі, а таксама здымкі сучасных шумілінскіх атлетаў.
Асаблівую ўвагу заслугоўвае раздзел пра гісторыю Прыобальскага краю, яго традыцыі і быт.
Дарэчы, назва “Прыобальскі край” умоўная. Размова ідзе пра вёскі, якія туліліся да ракі Обаль і яе прытокаў, пра людзей, моцных фізічна і духоўна, якія жылі ў гэтых вёсках.
Паколькі кніга выдадзена на рускай мове, урыўкі з яе падаем на мове арыгіналу.

Прэзентацыя  кнігі
На мінулым тыдні ў чытальнай зале раённай бібліятэкі адбылася прэзентацыя кнігі “Багатыры Прыобальскага краю”. Сябры літаратурна-музычнай гасцёўні “Крыніца”, прадстаўнікі ўлады і грамадскасці прыйшлі павіншаваць аўтараў з выхадам у свет літаратурнага твора.
Кіраўнік гасцёўні Людміла Грыгор’ева параўнала краязнаўцаў са здабытчыкамі золата. Толькі той духоўны скарб, які яны здабываюць, мае непараўнальна большы кошт. Яна справядліва заўважыла, што такіх людзей, адказных перад сваім краем і перад уласным сумленнем, мала. А тых, хто можа даць гэтаму напрацаванаму матэрыялу годную літаратурную агранку, – зусім адзінкі.
Фізічнае і матэрыяльнае не мае моцы, калі яно не мае крэпасці духоўнай, падкрэсліла ў сваёй вітальнай прамове начальнік аддзела ідэалагічнай работы, культуры і па справах моладзі райвыканкама  Валянціна Навіцкая. Яна дала высокую ацэнку краязнаўчай і літаратурнай дзейнасці Віктара Улюценкі.
Ад імя савета раённай ветэранскай арганізацыі аўтараў павіншавала старшыня савета Таццяна Церах.
Задушэўныя песні ўпрыгожылі гэтае літаратурнае свята. Дарэчы, прэзентацыю адкрывала аўтарская песня Віктара Улюценкі дыпламант міжнароднага фестывалю “Званы Сафіі” “Снова пахнет сиренью и дымом”.

Великан-силач  Фёдор  Махнов
(в сокращении)
В маленькой живописной деревеньке Костюки Жеребычской волости, в которой в начале ХХ века было всего 7 дворов и проживало 47 жителей, родился в 1881 году человек необычной судьбы, великан и силач Фёдор Махнов.  «В свои восемь лет, – вспоминал его товарищ Михаил Кириллович Нестеров, – Федя мог одной рукой поднять взрослого человека. А в десять уже был помощником ужлятинского кузнеца и свободно махал пудовой кувалдой. Рост его, шутка сказать, был 3 аршина и семнадцать вершков (по нынешним меркам 2,83 метра). Такого богатыря ещё в миру не видывали. На вечеринках Фёдор бывал часто, но не танцевал, стеснялся своего роста. Бывало, в доме, как встанет, так и дугой сгибается, чтобы о матицу не зацепиться. Вскоре выучился он на гармошке играть. Всю вечерину от начала до конца отыгрывал и всех веселил. Частым гостем он был в деревне Язвино. Местные портные шили ему одежду больших размеров, а деревенский сапожник Василий Макарович Орлов шил такие сапоги, в которых прятались пятилетние дети, когда играли в прятки.
Однажды вечером, когда Фёдор возвращался домой из Язвино и шёл тропою по перелеску, обогнал он одну женщину из соседней деревни. Вот что рассказывала она, придя домой: «Гостила я у своей сестры в Ужлятино, да в этот день загостилась. Вышла от неё, когда уже свечерело. Иду в сутемки по подлеску, и вдруг обгоняет меня леший: ростом с дерево, ноги огромные, борода чёрная. От страха у меня чуть сердце не выпрыгнуло. А он как шёл, так и пошёл, даже и не глянул, торопился, видать, в своё болото».
Когда никому не известный богатырь появлялся на аренах цирка Англии, Франции, Америки, растерянная публика то в удивлении смолкала, то вставала, громко аплодируя, и овациям не было конца. А Фёдор Махнов из Витебской губернии лихо показывал русскую удаль и неодолимую силу. Он спиралью закручивал гранёный лом и без особых усилий распрямлял его снова. Лёжа на сцене, грудью и коленями удерживал деревянную платформу с целым джаз-оркестром, ударом кулака разрушал кирпичную стену, между его ног свободно проходили актёры и клоуны, чтобы объявить следующий номер. Люди буквально ломились в двери тех цирков, где выступал русский великан. Его выступления были настоящей сенсацией. В Соединённых Штатах, например, техасская газета перенесла все свои новости на задний план, а на первой полосе разместила материал: «Самый высокий человек в свете творит чудеса». Довелось побывать ему и на всемирной выставке великанов в Париже, на которую приехали из разных стран двенадцать богатырей, и всё же самый высокий из них был на 24 сантиметра ниже Фёдора Махнова.
Фёдор умер внезапно в возрасте тридцати шести лет. Похоронили его на кладбище возле деревни Новозароново. В деревне Ужлятино в восьмидесятых годах прошлого столетия проживал его племянник Григорий Степанович Махнов. В доме его на протяжении многих лет находились личные вещи дяди: трёхметровая железная кровать, а также самовар, на котором были выгравированы слова: «Русскому великану от Парижского великана».

Богатырь “гусар” Андрюшка
Отрывок
На краю деревни Хобнище Мишневичской волости в начале ХХ века проживала семья Семёна Потапенко. В семье было три сына – Андрей, Василий, Павел и три дочери – Мария, Анастасия и Александра. Особенно выделялся старший сын Андрей. Вырос он, как говорится, на лес глядя, всем на удивление. Высокий, статный, широкоплечий, голубоглазый блондин – на всю деревню такой один. И для родителей отрада: кость мужичья, натура не бычья, на работу спор и на подмогу скор. Сила была в нём богатырская: лошадиную подкову руками разгибал, мельничьи жернова переставлял, запрудные сваи для водяной мельницы забивал. Все его любили, и стар и млад, но особенно молодые барышни. А когда пришло время царёву службу служить, забрали его в солдаты, но стал Андрей не простым армейцем, а был зачислен в кавалергардский полк при дворе его Императорского Величества.
В эту элиту русской тяжёлой кавалерии набирались рослые безбородые и статные парни со светлыми волосами и сильными руками. Одним словом, пополнил Андрей богатырскую русскую рать…
Полк был сформирован в 1799 году, а боевое крещение получил под Аустерлицем в 1805-м. Во время Отечественной войны с армией Наполеона он защищал от французов родной Полоцкий уезд и на реке Свольно нанёс поражение авангарду французской конницы, а затем прикрывал отход нашей армии при реке Лучёса под Витебском, а в Бородинском сражении в самый критический момент наши богатыри-кавалергарды сокрушили наступающих саксонских кирасиров и польских уланов. После Отечественной войны 1812 года полк стоял на охране Зимнего дворца…

Крестьянский быт Приобольского края
Отрывок
Жилище крестьянина представляло собой дом с одной или двумя половинами. Вход в избу был через сени – помещение перед входом в дом. Четыре угла избы, словно четыре комнаты покоя, по назначению своему имели следующие названия:
1. Красный угол – передний или образной (кут) – считался самым почётным углом. В нём находился иконостас на треугольной полице или одна большая икона, украшенная вышитым убрусом. В красном углу стоял трапезный стол с лавками. Этот угол ещё называли главным. Во время трапезы в нём сидел хозяин или же почётный гость. Сохранилась старинная пословица: «В передний угол посоха не ставят».
2. Вторым по значимости считался бабий угол (кут), здесь находилась детская колыска, иногда и полати. На полатях лежал матрац, набитый сеном (сенник), покрытый самотканой простынёй, и войлочная кошма, служащая одеялом, или грубая самотканка из крашенины, или же просто старый армяк. Полати были тремя углами прикреплены к стенам, а четвёртым углом к полатному столбу. Под полатями обычно находился чуланчик для временного хранения грязного белья. В бабьем углу находились прялка и пряслица.
3. Печной угол (кут) находился возле печи, напротив её чела, зачастую слева от входной двери. Здесь находились несколько лавочек различной величины, полицы для посуды, лохань для горячей воды, место для ухватов и кочерги. Этот кут ещё на Шумилинщине называли кочережником. Это место было самое непочитаемое при гостях, вечеринках, сходах. Старожилы деревни Крупчино рассказывали: «Если чья-либо невеста или жена были нерадивыми и позорного поведения, то молодого человека спрашивали: «В каком кочережнике ты её нашёл?»
4. Четвёртый угол – задний, дверной или кутник. Здесь тоже находились полати, на которых спала хозяйка (ей приходилось вставать несколько раз за ночь, чтобы не проглядеть посаженное в печь тесто), также располагались помост, прилавок, ларь для упряжи, место для верхней одежды, кросны.
Вдоль каждой стены были широкие лавы. Они были или передвижными, или прикреплялись к стене. Вся система семейных лавок называлась полавочьем. Окна в избе были небольшими, рамы четырёхстворчатыми, но в бедных семьях встречались одностворчатые. В богатых семьях окна были застеклены толстым стеклом низкого качества, так называемым слюдяным стеклом (XV – XVII века), но в основном окна были затянуты бычьим пузырём. Пол в бедной крестьянской избе заливался раствором глины с песком и утрамбовывался…
Старонку падрыхтавала Аліна ПЯТРОВА.
Надрукавана ў №31 ад 21.04.2018 г.

 
Теги: Витебск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
І кожны год – Год малой радзімы “Багатыры Прыобальскага края” – так называецца новая кніга Антона Параскевіна (Віктара Улюценкі). На гэты раз Антон Параскевін...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика